Сакральное значение королевской власти в Раннесредневековой Ирландии |
Страница 3 из 3
- давать на границе клятву (племенной договор) другому королю в интересах tuath; В "Corus Rig" описывается ряд прав, связанных с тем, что король может требовать с tuath постройку своей резиденции, поддержку в должном состоянии дорог, сбор королевского войска, сопровождение его вне и внутри tuath. Кроме того, описывается, что король должен делать, как он должен себя вести: "воскресенье дано ему для того, чтобы пить пиво; понедельник - чтобы вершить суд для исправления дел в tuath; вторник - для игры в шахматы (очевидно, имеется в виду fidchell); среда - для охоты на оленей; четверг - для общения с женой; пятница - для скачек; суббота - для суда". Любопытно, что похожее описание содержится в саге "Похищение быка из Куальнге": "вот как Конховар проводил время с тех пор, как стал королем. Только поднявшись, решал он дела королевства, т.е. разные споры. Остаток же дня разделял на три части: сперва наблюдал он забавы и игры юношей, затем принимался он играть в fidchell, и уже под вечер, пока все не погружались в сон, вкушал он напитки и блюда под дремотную музыку". Еще одна обязанность идеального правителя - содержать всегда при себе судью. В "Crith Gablach" говорится, что судья должен был оставаться с королем даже тогда, когда королевская свита сокращалась до четырех человек. Главные требования по отношению к tuath у короля следующие:
- oenach; Соответственно три залога, который король налагает на tuath за то, что король ими руководит, это:
- slogad - ополчение; Основной вид постановление rechtgae, который король налагает на своих людей, это постановление в соответствии с fenechas (традиционным правом). Королю все платили определенного рода ренту за то, что он ими управлял, в зависимости от их статуса: богатый платил больше, бедный соответственно меньше, nemed были освобождены от ренты. Кроме того, король мог у всех гостевать. Наверное, нельзя здесь не добавить, что одними из наиболее ярких представителей образов идеальных правителей в ирландской традиции были в первую очередь Кормак Мак Арт, Конайре, Конн Ста Битв (любопытно, что с одной стороны это идеальный король, при котором все хорошо, с другой стороны, он все время сражался). С Конховаром сложнее, ирландская традиция не связывает его с подлинными королями. Главные параметры, которые выделяются при описании всех этих идеальных королей, достаточно симптоматичны: король должен быть красив, умен, доблестен и иметь благородное происхождение. Если какое-то из этих качеств нарушалось, например, королю выбивали глаз или отрубали руку, или он проявлял какую-то трусость в битве, то короля ждал позор, а страну соответственно сплошные несчастья. Например, Конайре погиб из-за того, что произнес только одно неправильное суждение. Любопытный эпизод описан в саге "Битва на Равнине Счета Свиней" (Cath Maige Muccrima) относится ко времени, когда Кормак Мак Арта был еще юношей и жил при дворе своего приемного отца, короля Лугадя Мак Кона в Таре: "однажды паслись чужие овцы на лугу у королевы (вытоптали и съели там всю траву), жены Лугадя (Лугайда) Мак Кона, и попросили Лугадя Мак Кона разрешить это дело, и сказал он, что должно возместить ущерб за овец. Кормак же лежал подле своего приемного отца, и сказал Кормак: "Нет, лучше решим так, одна стрижка за другую, т.е. надо подстричь овец за выщипанную траву, ибо и трава на лугу вырастает и шерсть на овцах". "Это по справедливости, - сказали тогда все, - и воистину так решил сын истинного короля". Далее объясняется, что произошло из-за того, что Лугадь Мак Конн неправильно судил. По одной версии, сразу же половина дома, в котором было произнесено неправильное суждение, обрушилась. Сама сага "Битва на Равнине Счета Свиней" говорит другое: "ровно год с той поры пробыл Лугадь королем Тары, и за все это время не росла ни трава на земле, ни листья на деревьях, ни зерно в поле". Согласно правовым и наставительным текстам король должен был быть физически совершенным, он не должен иметь изъяна, нанесенного в прямом или переносном смысле. Рана, нанесенная королю, физическое уродство лишали его права быть королем. Сочиненная против короля хулительная песнь тоже лишала его права быть королем. В кратком изложении саги, которое приводится в "Глоссарии Кормака Мак Куленнана" (X век), рассказывается история многострадального коннахтского короля Кайера, сына Гутара, жена которого подговаривает его племенника поэта Неде сочинить хулительную песню против короля. Она говорит следующее: "Сделай ему хулительную песню, ибо опозоренный человек не может быть более королем". Тем не менее, мы видим случаи, противоречащие этой традиции. Например, король Конховар, раненный в одной из битв, так, что у него торчал из головы камень, выпущенный из пращи. Конховар спрашивает своего врача: "Сможешь ли ты исцелить меня?" На что врач отвечает: "Если я вытащу камень, то ты умрешь. Я могу его оставить у тебя в голове, ты не умрешь, но тогда покроет тебя пятно позора". После этого король уже не воевал, не пировал, а только сидел в своем королевском доме. Более того, улады покрасили этот камень в золотой цвет, чтобы он не очень выделялся на фоне золотых волос Конховара, и тем самым сделали физический изъян менее заметным. Другой пример описан в саге "Приключение Фергуса, сына Лейте", там сказано, что Фергус от страха перед чудовищем, которое обитало на дне озера Лох-Рудреге, изменился до такой степени, что после этого уже не мог бы стать королем. Но его подданные не захотели искать другого короля, они решили сделать вид, что ничего не замечают, и наложили на короля гейс, запрещающий ему смотреться в зеркало. Возможно, требования к внешности короля соблюдались, когда он возводился на престол, то есть уродливого короля нельзя было инаугурировать. В качестве доказательств легитимности своего правления король устраивает для подданных пиры - ритуальная функция, которую можно представить, как объединение всех членов племени. Позитивная функция совместного поедания еды характерна для любой более или менее архаичной культуры, да и не только архаичной. Важнейшее значение играет чувство единения, которое всегда обеспечивается таким совместным принятием алкогольных напитков и еды. Например, в Новой Гвинее до сих пор существует подобный обряд. Когда вождь сочтет, что в племени нарушилось его единство, его целостность, дела идут как-то не так, люди стали хуже относиться друг к другу, между ними нет той дружественности, которая была раньше, он собирает общий пир. Тогда все люди покидают деревню, собираются в определенном месте и совместно празднуют это событие песнями, плясками и угощением. В Ирландии пиры устраивались как минимум четыре раза в год, а если был еще праздник какого-нибудь местного святого, то и в его честь тоже собирали пир. Как мы видим, король связан с tuath, как с народом, с tuath, как с землей, посредством определенных сакральных процедур, представляющих собой целую систему ритуалов, магических предписаний и религиозных представлений. И эти ритуалы, религиозные представления и предписания не были окончательно изжиты даже с утверждением христианства. В первую очередь это явно проявляется в процедуре королевских инаугураций, где сплошь и рядом всплывают разного рода языческие аллюзии. ПРИМЕЧАНИЯ19 Cumal - "рабыня". Один cumal равен трем коровам. Назад к тексту 20 Оenach - общее собрание членов племени. Назад к тексту |
« Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии |
---|