Перевод: Влад Миронов
по Yair Davidiy
В 1935 году Дональд А. МакКензи исследовал существующие запреты в пище среди шотландцев. Его результаты состояли в том что:
В северо-восточной Англии (граничащей с Шотландией) "рыбаки не любят еду (?) из свинины в связи с их работой".
В Шотландии даже сейчас очень глубоко отвращение к свинине, а в прошлом оно было еще сильнее. Это отвращение существует как среди горцев, так и жителей Низин.
"До сих пор существуют тысячи горцев и целые группы населения Лоуленда, которые отказывается держать свиней или есть их мясо".
МакКензи ссылается на сэра Уолтера Скотта ("Приключения Найджела"):
"Сэр Мунко на дух не переносит свинину, не больше, чем его священное величество Короля, ни моего лорда герцога Леннокса, ни лорда Дэлгарно... Но Шотландцы никогда не едят свинину, странно это! Некоторые люди думают, что они - своего рода евреи".
"Шотландцы [то есть жители Низин] еще до недавнего времени не любили мясо свиньи в пищу так же, как его не любят сейчас горцы".
Также у сэра Уолтера есть и другие упоминания о том, как не любили горцы свинину, отразившиеся в их проклятиях англичан:
"Сто проклятий на едоков свиньи, которые не знают ни благопристойности, ни любезности!"
Джеймс VI Шотландский (который стал Джеймсом I Английским) "ненавидел свинину во всех ее вариантах".
Во время английской гражданской войны появилась песня, высмеивающая шотландских приверженцев "Охвостья Долгого парламента" (1639-1661):
"Еврейские шотландцы, которых презирают, т.к. они едят
Мясо Свиньи, и пивовары бьются,
Чтобы вид этой головы Борова заставить отступить,
В котором никто не может отрицать".
Дэлиелл пишет (1691):
"Почему Шотландцы ненавидят мясо свиньи?"....
"Они могли позаимствовать это у евреев"...
"То же самое предубеждение, хоть и едва заметное ныне, все еще существует. Все же не известно, была ли свинья, например, мистическим животным в Шотландии. В начале 17-го столетия отвращение к свинине, особенно на севере, было настолько большим, что, за исключением нескольких ферм, во всех других местах эта порода домашнего скота была искоренена".
Капитан Берт во время службы в Шотландии в 1730 г. записал:
"Свинина здесь очень редка, но это и хорошо. Я часто слышал, что шотландцы по любому не станут ее есть.......... Здесь просто так принято, и если вождь клана выступает против свинины, то ему следуют и все остальные члены клана..." МакКензи говорит, что, "Берт также упоминает шотландское предубеждение против тварей, поедающих угрей и пики (?)".
Доктор Джонсон (1773):
"Простые жители Ская, насчет других островов я не знаю, имеют отвращение не только к угрям, но и к свинине и бекону; и соответственно я никогда не видел борова на Гебридах, кроме одного в Данвегане".
Грант пишет (1793): "глубоко укоренившееся предубеждение против мяса свиньи теперь исчезло..."
Декан Рэмсей (1793-1872):
"Прошлое отвращение к «грязному животному» все еще присутствует в Хайленде.... Я вспоминаю старого шотландского джентльмена, который ужаснулся, спросив очень серьезно, «разве свинья не была запрещена согласно закону и проклята на евангелии»".
Джон Толэнд (1714):
"Вы знаете, сколь значительная часть жителей Британии - бесспорное потомство евреев и сколько достойных прелатов из них же, я уже не говорю о лордах и простых людях.... Много их сбежало в Шотландию, что является причиной того, почему и по сей день у многих из них явное отвращение к свинине и кровяной колбасе, это не останавливаясь и на других сходных чертах, легко заметных".
МакКензи продолжал обсуждать табу на свинину во второй главе своей работы. Он утверждал, что это табу предшествовало христианству, и что пришедшие в Шотландию христианские миссионеры фактически ослабили этот запрет. МакКензи заявил, что в результате проведенного исследования ему показалось, что в древней Шотландии было два различных культа или отношения, одно из которых расценивало свинью с отвращением, в то время как другое уважало её. У пиктов в северной Шотландии было 2 клана, один назвался Клан Медведей (Orcs),а другой Клан Кошек (Chattan). Были найдены древние наскальные изображения диких вепрей. Так же в Шотландии была обнаружена могила I в. до н.э., в которой обнаружены остатки свиньи. На употребление свинины в пищу указывают и другие находки.
МакКензи проводит параллели существования табу на свинину у галатов в Галатии в Анатолии. Это была сравнительно небольшая группа галлов, которые переселились в Анатолию (современная Турция), завоевали Фригию и сформировали свое собственное королевство под названием Галатия, подчинив себе местное население. Луциан ("Де Деа Сирия") написал относительно галлов Галатии:
"Они приносят в жертву быков и коров, как и коз и овец; одних только свиней, которых они ненавидят, они ни приносят в жертву, ни едят. Другие же напротив почитают свинью как священное животное".
Павсаний, ссылаясь на источник ок. 300 до н.э., говорит, что галаты в Анатолии перестали есть свинину, потому что Аттис, Бог этой области, был убитым вепрем. Аттис связан с культом Великой Матери, и МакКензи предполагает, что галаты приняли этот культ. Он предлагает, что позже наемники с кельтского запада, которые служили галатам, от них переняли запрет на свинину, а потом принесли его на свою родину, и так или иначе через них эта традиция достигла Шотландии. Во всяком случае, источник этого табу на свинину он усматривает на Ближнем Востоке.
МакКензи приводит многочисленные источники, показывающие, что в Галлии, в Ирландии, в других частях Великобритании, свиньи были многочисленны и в почете. Вепрь был любимым символом. Свиньи употреблялись в пищу на всей кельтской территории, и у континентальных кельтов даже были развиты способы консервации и хранения мяса свиньи, которые они позже передали римлянам и которые дошли до нас.
Археологические раскопки часто фиксируют, что мясо свиньи хранилось в различных сосудах. Эти кельтские области имели постоянные контакты с Шотландией, и благодаря их влиянию можно объяснить случаи (кстати, весьма немногочисленные) обнаружения при раскопках следов мяса свиньи в древней Шотландии. С другой стороны, предположение о влиянии на Шотландию столь отдаленной области как Галатия в Анатолии неубедительно. Несмотря на свидетельства Павсания, мы не можем быть действительно уверены, что галаты действительно принесли их запрет на свинину в Анатолию вместо того, чтобы принять его там. Во всяком случае, непонятно, почему только далекая Шотландия оказалась под влиянием галатов с востока?
Другим моментом является то, что большая часть населения Шотландии переселилась туда намного позднее 200 года до н.э. Они прибыли в Шотландию из Ирландии или из Испании, либо же с востока из Скифии или с севера. Хотя различные группы мигрантов обосновались в разных областях страны, все же надо отметить, что запрет на свинину был равномерно распространен по всей территории Шотландии и был глубоко укоренен в народном сознании. Угри, зайчатина и свинина также были запрещены древнеизраильским «Мозаичным кодексом», и шотландцы также имели предубеждения против их всех и отказывались есть их, хотя эти продукты весьма популярны у соседних англичан. Возможно, следует искать источник этих запретов именно в этом своде древних еврейских законов, т.к., по крайней мере, именно на него указывали исследователи прошлого. Интересно отметить, что периодически пищевой запрет распространяется и на определенные виды рыбы и домашней птицы, которые, однако, разрешает «Мозаичный Кодекс» древнего Израиля, но т.к. мясо свиньи Законы Моисея строго запрещают, то этот запрет стал так широко распространен.
"Юлий Цезарь нашел, что в древности у древних бриттов был запрет на мясо зайца, а также внутренности домашней птицы и гуся. Заяц все еще запрещен к употреблению у многих шотландцев". В западной Бретани заяц был также запрещен.
Нужно отметить, что у воздержания от продуктов, запрещенных «Мозаичным Законом», могут быть физиологические преимущества, способствующие длительной физической и эмоциональной стабильности организма человека.
Наши исследования религиозных традиций ранних кельтов-христиан показали, что не только пищевые запреты, но также и множество других обычаев были взяты непосредственно из израильского «Мозаичного Закона». Более того, у ранних кельтских христиан существовала сознательная идентификация себя с евреями и древними левитами. Некоторые из этих обычаев имеют также доказанные параллели с древними дохристианскими обычаями друидизма, которые, объединенные с другими фактами, доказывают, что, по крайней мере, часть ранних христиан Шотландии имела израильское происхождение.
|