Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии |
Страница 1 из 3 Зотов О.А.При всей частоте упоминаний инаугурации в различного рода древних текстах, обряд этот остается темным и не вполне ясным элементом древнеирландской культуры. Весьма распространена точка зрения - что большая часть инаугураций является христианскими интерполяциями, но насколько это так, мы попытаемся рассмотреть. Мак Кон, пытаясь восстановить обряд королевской инаугурации, устанавливает следующую его структуру. Во-первых, смерть старого правителя. В саге "Разрушение Дома Да Дерга"1 описывается "что умер тогда король Ирландии Эдершкел, и был созван тогда ирландцами праздник быка Tarbfeis (дословно "Пир Быка")". В саге "Разрушение Дома Да Дерга" этот пир описывается достаточно подробно, как и в саге "О потомстве Конайре Великого". То есть "ирландцы убивали быка, варили его, и один человек до отвала наедался его мясом и упивался похлебкой". Там не упоминается, кто именно, но очевидно, что это был представитель священнического сословия, условно говоря, друид. И "пелось над ним заклинание правды"2 и "помертвели бы его губы, осмелься он сказать неправду". Либо, как говорится в саге "О потомстве Конайре Великого", если бы такой человек солгал, то "подлежал он смерти, за то, что сказал ложь". Это некий идентификационный ритуал, в процессе которого этот человек, после вышеперечисленных действий видел сон, и тот, кто ему приснится, становился королем. Мы имеем дело с текстами, относящимися к мифологии, в которых мы видим ритуальный сон, некий обряд, связанный с жертвоприношением. Бык, очевидно, являлся, как и во всей индоевропейской культуре, персонификацией мужского божества. Съедание жертвы есть способ причащения божественному, один из наиболее раннезафиксированных ритуалов. И когда друид, причащенный божеству, отчасти сам становился божеством, священное знание, которое было доступно божеству, снисходило на него. Следующим был определенным образом построенный ритуал узнавания. Во сне нужно идентифицировать следующего короля, т.е. происходит его узнавание посредством ряда процедур. Например, в саге "Разрушение Дома Да Дерга" спящий человек увидел во сне обнаженного мужа (будущего короля Конайре), который шел, вложив в пращу камень. По сути дела, это описание фения. Ирландцы даже говорят, "воистину неправильным было предсказание, так как явился в видении юнец да еще без бороды". И лишь когда Конайре выполняет все необходимые процедуры, требующие его идентификации, как правильного короля, ирландцы провозглашают его королем. Т.е. Конайре действительно возвращается из дикого фенианского состояния, одежды у него нет, он вооружен. Фактически можно предположить, что в данном случае друид увидел во сне просто фения. А Конайре, вероятно с помощью высших сил, оказался в нужном месте в нужное время. Оно и понятно, ведь его отцом было божество - король птиц. Похожий обряд узнавания мы наблюдаем и в других культурах. Например, в современной традиции до сих пор сохранился обычай узнавания посредством определенных наработанных процедур нового священного правителя Тибета. В некоторых частях центральной Америки в одной из языковых групп майя был зафиксирован следующий ритуал выбора нового вождя. Когда умирает старый вождь, проводится ритуал убивания тотемного животного, каковым является ягуар. Шаман, вынимая сердце убитого ягуара, должен произнести имя следующего вождя. В описаниях инаугурации короля Тары, т.е. верховного короля Ирландии, среди процедур узнавания нового короля присутствуют еще и камни - Блокк и Блуигне - которые должны были расступиться перед колесницей короля, и "камень судьбы" Лиа Фаль3, который должен был крикнуть при соприкосновении с осью колесницы4. Этот ритуал любопытно рассмотреть подробнее, потому что он связан со множеством архаических моментов. Совершенно очевидна здесь семантика производительного действия. В первую очередь поглощение еды, через которую осуществляется дивинация5. Наблюдаются явные аллегории, связанные с сексуальной символикой, - на одном из камней, что должны были расступиться перед королевской колесницей, высечена женская фигура, которую мы можем видеть и сегодня. Таким образом, проезд между камнями в колеснице есть семантика сексуального действия. Итак короля идентифицировали, он прошел испытательные процедуры, доказал, что он правильный король. Следующим этапом, вероятно, являлась рецитация наставлений, которые человек, принадлежащий к сословию священнослужителей, дает королю, а тот их подтверждает. Дэвид Бирн, развивая свою идею об использовании наставлений в инаугурации, опирался на текст, довольно поздний, "Сага об основании Кайшиля6". В этой саге говорится о том, как свинопас короля Коналла Корка пас свинью на вершины горы Кайшиль, и явился ему ангел, который стал пророчествовать: "благословление, процветание Мунстера на всех вас, короли Кайшиля, благословление правления, благословление скота, благословление побед, пожизненное благословление, благословление Господне, оно дается до тех пор, пока вы находитесь во власти правды и милосердия". Свинопас пересказывает все это королю. Каждый раз, когда очередное благословление, пересказываемое свинопасом, заканчивается, король произносит фразу: "да будет эта правда исполняемой, да будет эта сила не злоупотребленной". По этому поводу Бирн замечает следующее: "благословление, которое королю дарует ангел по духу своему языческое, ибо построено на силе плодородия, которое раскрывается через перечисление основных составляющих последнего, большое значение при этом уделяется понятию правды правителей". Соответственно Бирн реконструирует это как форму ритуала. Бирн замечает, однако, что этот текст - христианский, сочинен клириком, поскольку там употребляется слово bendacht "благословление": "благословление твоего статуса", "благословление почета" и т.д. Все эти слова являются латинским заимствованием. Очевидно, что здесь мы видим сакральный ритуал. Бирн замечает, что свинопас в ирландской традиции - это фигура сакральная, сходная с друидом. Т.е. свинопас имеет ряд особых черт: он живет в лесу, следит за свиньями (священными животными, относящимися к Иному Миру). Мало того, что он живет рядом с сакральными животными, он еще и сам обитает в Ином Мире, потому что лес находится вне социума. Именно свинопасы в ирландских сагах изрекают пророчества, являются прорицателями, выполняют какие-то другие любопытные функции, например, дают мудрые советы и прочее, т.е. они типологически родственны фигуре мудрого отшельника уже из поздних христианских текстов. Этой же гипотезы придерживается профессор Пройншниас Ни Хахонь, бывший заведующий кафедрой кельтских исследований Юниверсити-колледжа в Дублине, написавшая по этому поводу монографию "Пророк и свинопас в раннеирландской традиции". Свинопас имеет многие функции, присущие носителю сакрального знания, т.е. пророку, друиду, поэту и другим, причастным к Иному Миру. Приблизительная форма ритуала следующая: человек, облеченный некой сакральной властью изрекает совет, наставление, а король отвечает ему: "да будет так". Очень любопытно, что в традиции уже документально зафиксированной говорится о том, что в инаугурации короля обязательно должен был принимать участие королевский поэт rig fili7. Согласно позднему ритуалу, именно rig fili должен был вручить королю жезл8, сделанный из священного дерева, являющегося воплощением плодородия, воплощением той животворящей силы, которой король, как священный супруг своей страны, должен обладать. Последним этапом обряда инаугурации является, собственно, интронизация, совершение ритуала, после которого король становится королем. Вероятно, одна из версий саги "Разрушение Дома Да Дерга" предполагала включение в ее состав текстов королевских наставлений, которые однако, по мнению Мак Кона9, составитель упустил, чтобы не нарушать ход повествования. Поэтому вместо того, чтобы перечислять королевские наставления, собственно те советы, которые давались королю во время восшествия на престол, повествование переходит к перечислению гейсов, которые были наложены на Конайре сразу же после того, как он стал королем. Поэтому следующим этапом после инкринизации является ритуальное наложение гейсов на короля. Обряд интронизации включал несколько этапов. Они реконструируются на основании свидетельств поздних источников, в т.ч. английских. В первую очередь, это стояние в процессе интронизации на священном инаугурационном камне, в данном случае Мак Конн это не эксплицирует, потому что священный камень уже присутствует в обряде узнавания - это Lia Fail. Английские данные свидетельствуют о том же, например, замечания Эдмунда Спенсера, напечатанные в XVIII веке (сами наблюдения были сделаны XVI веке). В них говорится, что когда какой-то король вступает во владение своей землей, он произносит клятвы, в которых обязуется быть мудрым, справедливым, защищать свой народ, привечать поэтов и бардов, давать пиры. При этом он становится на священный камень обеими ногами под сенью дерева, которое ирландцы почитают за священное. Камень лежит у подножия этого дерева. Следующим этапом был обход короля вокруг священного камня и дерева или вокруг крепости, где проходила инаугурация, по разным материалам. Такой ритуальный обход назывался словом desiul. Согласно Спенсеру, король должен был сделать по четыре шага четыре раза по ходу солнца10, четыре шага на запад, четыре шага на север, четыре шага на восток, четыре шага на юг. После того, как королю вручался жезл, сделанный из ветки этого священного дерева, он должен был обменяться одеждой с инаугуратором. Другое описание, содержащееся в трактате XV века, рассказывающем об инаугурации правителей клана О'Коноров (O'Conchobhair)11, говорит, что объезд совершался королем верхом на белой лошади, при этом забраться ему на лошадь помогал поэт, который подставлял свою спину. Обмен одежды короля с поэтом так же присутствует в его описании. И, наконец, завершением этой процедуры являлся дружный крик присутствующих при инаугурации, называвший короля по имени и объявлявший его королем. ПРИМЕЧАНИЯ1 Togail bruidne Da Derga. Назад к тексту 2 Термин, который используется в саге "Разрушение Дома Да Дерга" и "Приключение сыновей Эохадя Мугведона", or firinde - слово правды - означает заклинание, накладываемое на человека, который должен был назвать истинного короля. Назад к тексту 3 Lia Fail, Камень Судьбы, сакральный камень Ирландии, по легенде привезенный еще первыми представителями Народа Богини Дану. В средние века был вывезен в Шотландию и ныне известен как "Камень из Скона". Как сказано в саге "Разговор Старейшин" (компиляция разного рода саг из цикла Финна), этот камень использовался и с другой целью, например, в практике ордалий, т.е. верификации истинности. Человек, который считал себя несправедливо обвиненным либо желавший доказать свою правоту в судебном споре, должен был становиться на Лиа Фаль ногами. Если человек был не прав, т.е. его слова лживы, камень делал стоявшего на нем серым, бледным и красным (Возможно, это метафора трех нарывов, которые появлялись на лице человека, против которого была исполнена хулительная песня). Назад к тексту 4 Очевидно, что камень был не высокий, колесничная ось располагалась примерно в полуметре от земли. Коснуться колесничной осью камня технически было достаточно просто. Назад к тексту 5 Дивинация - получение сакрального знания (или любого другого знания) посредством особых процедур (ритуалов), связанных с инвокацией к божеству (божествам, духам и т.п.). Назад к тексту 6 Caisil - резиденция мунстерских королей, сакральный центр Мунстера. Как сакральный центр это место существовало с древнейших времен, еще до нашей эры. Сам же Кайшиль был основан уже в историческое время, лет за пятьдесят до Патрика. Назад к тексту 7 Каждый tuath должен был иметь своего rig fili. Назад к тексту 8 Slat - жезл, изготавливаемый из ветки священного для tuath дерева, которое должно было являться Альтер-эго самого короля. Причинить ущерб священному дереву означало нанести урон самому королю и всему tuath. Назад к тексту 9 См. его работу "Справедливость и плодородие" 1980 г. (Leachtai Cholm Cille XI, p. 136-179). Назад к тексту 10 В древней Ирландии, как и во всей индоевропейской культуре, движение по ходу солнца считалось благоприятным, созидательным, движение против хода солнца - неблагоприятным, разрушительным. Назад к тексту 11 См. Dillon, Miles. The Inaugaration of O'Conor//Medieval Studies presented to Aubrey Gwynn, Dublin 1961, p.197/ Назад к тексту |
« Общественно-политическое устройство ирландского общества | Сакральное значение королевской власти в Раннесредневековой Ирландии » |
---|