ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Быт кельтов >> Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии
23.11.2024 г.

Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии

Оглавление
Обряд инаугурации королей Раннесредневековой Ирландии
Страница 2
Страница 3

Сохранилась одна бардическая поэма XIII века, посвященная описанию инаугурации, в которой участвует сын короля и сын верховного поэта племени. Поэт пишет:

"Мы имели право передать власть, и это было нашей обязанностью. Когда двое воодушевленных молодых людей, мы и король на вершине насыпи, которую он не опозорит (имеется в виду место, где проводилась инаугурация), обходили три раза вокруг него. После чего подставлял я ему свою спину".

Сохранился другой полупоэтический текст, входящий в состав в рукописи пятнадцатого века, но относящийся к тринадцатому веку. Он описывает королей из Конарской династии О'Коноров (О'Конховаров):

"И это О'Маэль Хонире, ученый муж, чьей обязанностью было дать жезл королевской власти, в руки короля во время инаугурации. Никто из благородных людей Коннахта не имеет права находиться с ним на вершине насыпи, кроме самого О'Маэль Хонире, который рукополагает его, и О'Коннахтана, который охраняет врата крепости. Его (королевская) лошадь и его одежды даются О'Маэль Хонире. И он должен забраться на эту лошадь со спины короля". Т.е. мы видим обратное действие: король должен подставить спину поэту, чтобы тот забрался на лошадь.

В тексте пятнадцатого века, описывающем инаугурацию вождей клана О'Дувда из очень древнего tuath tir Amalgad: "Оружие, одежда для битвы, принадлежащая вождю О'Дувда после его рукоположения давались его танисту16 О'Кевину. А оружие и боевое облачение О'Кевина - поэту Мак Фирбису. И это незаконно было инаугурировать О'Дувда, пока О'Кевин и Мак Фирбис не произнесут его имя, и до тех пор, пока Мак Фирбис не пронесет королевский жезл над головой О'Дувда"17.

Здесь описан более поздний обычай, который в английских хрониках назван танистри, когда одновременно инаугурируется не только король, но и его прижизненный преемник, которого король выбирает для себя на случай, если с ним что-то произойдет.

Далее говорится:

"И после О'Кевина и Мак Фирбиса, всякий священник и наследник церкви, всякий епископ, всякий вождь его народа произносит его имя (очевидно хором). И чтобы быть инаугурированным, должен он отправиться к Карну Авальгад18...

...И после того как король народа Фиахры таким образом объявлен, он получит долгое и счастливое царствование. А тот король народа Фиахры, который не пребудет туда для своей инаугурации, получит короткую жизнь, и число его потомков сократится, и он никогда не увидит царства божьего".

Опять присутствует специально обозначенное, освященное традицией место инаугурации (в данном случае это каирн, т.е. насыпь курган), которое связывают с легендарным основателем племени.

Интересно свидетельство шестнадцатого века - описание Ирландии Эдмунда Спенсера: "Обычно они (т.е. ирландцы) отводят того, кто должен быть их капитаном (так он называет вождя) на камень, который специально сохраняется для этих целей (шестнадцатый век - инаугурация на камне!). И обычно камень этот помещается на вершине какого-нибудь холма. На некоторых из них, которые я видел (говорит Спенсер), присутствует вырубленное очертание ноги, которое, как они говорят, точно соответствует размеру ноги их первого капитана (имеется в виду этого племени). И, стоя на этом камне, капитан приносит клятву сохранять в неприкосновенности древние обычаи страны... После чего, ему передается жезл из рук того, чьей обязанностью это является. Затем, сходя с камня, он (т.е. вождь) обходит вокруг него по кругу: три раза посолонь, три раза против".

В период с тринадцатого века по шестнадцатый особых изменений в обряде инаугурации не наблюдается. Король стоит на камне, вручается жезл, есть какой-то человек из рода инаугураторов, ритуальный обход вокруг камня или места инаугурации.

Отчет семнадцатого века показывает, как в обряде инаугурации сохраняется древняя и очень живучая традиция. Филипп О'Сулеван из Бере, служивший у О'Коноров придворным священником, составил своего рода отчет для английской администрации, в котором он пишет: "Ирландские вожди инаугурируются либо другим вождем, либо теми, кому власть рукополагать королей традиционно приписывается (потомственные инаугураторы). Для этого они собираются в месте, предназначенном для инаугурации в сопровождении длинной процессии людей и с очень помпезным эскортом. Собравшись, судьи объявляют, какой из претендентов на власть имеет на нее должные права согласно традиционным законам. Далее те, которых надлежит рукоположить, приносят клятву, что они никогда не совершат ничего противного католической вере, не причинят зла своим клиентам, вассалам и подчиненным, и всем тем, на кого распространяется их власть. Но даже если это потребуется, прольют ради них кровь и обретут смерть. Что они будут ревностны в своем служении, и будут насаждать среди своих подданных справедливость. После чего священником служится святая месса и освящается жезл, который передается новому вождю. Кто таким образом рукополагается - называется после этого О'Сулеван или О'Райли посредством определенного набора слов (очевидно есть какой-то определенный ритуал имянаречения). Эти слова произносятся человеком, который осуществляет инаугурацию. И все это повторяется вместе людьми, которые стоят вокруг. И после этого не принято называть нового вождя его собственным именем, которое он получил при крещении"19. Т.е. вождя нарекают родовым именем, и к нему теперь будут обращаться: вождь О'Сулеван.

Про символику жезла пишет Джеффри Китхинг (XVII век) в своей "Истории Ирландии", где говорится о том, что жезл вручается королю оллавом20, т.е. верховным поэтом.

"Тот жезл, который оллав вручает королю, он целиком белый, ибо слово правды символизируется белым цветом жезла, поскольку белый цвет свидетельствует об истинности, а черный - о ложности.

Причина, по которой жезл полностью прямой это то, что символизирует что король, и его люди, и его народ призваны быть твердыми и несгибаемыми - без всяких уверток в словах либо в судебных решениях между друзьями и врагами, между сильными и слабыми.

Причина, по которой освященный жезл без сучков и без трещин, целиком ровный, заключается в том, чтобы обозначать, что народ, которым правители принуждены управлять, свободен от бесчестности и грубости в осуществлении справедливости, и что для короля все равны..."21.

Итак, общими моментами для всех упоминаний инаугураций при достаточной степени условности можно назвать следующие: в инаугурации присутствует ученое сословие - друиды, поэты или священники; обряд инаугурации сопряжен с символикой производительного акта, ритуального брака, который в преображенных формах и в разных мотивах присутствует; в процессе инаугурации король приносит клятвы, определенную вербальную формулу произносит и инаугуратор. Возможно, инаугуратор должен был декламировать те фрагменты текстов, которые в настоящий момент известны, как "Советы Королям".

Самым известным праздником инаугурации был Праздник Тары. В ирландском эпосе Праздник Тары связывается с инаугурацией верховного короля, короля всей Ирландии.

Как правило, королем Тары являлся тот король, который контролировал только окрестности Тары. Но то, что эпическая традиция упорно выделяет Праздник Тары среди прочих праздников, как имеющий более важное значение, очевидно, говорит о каких-то мифологических представлениях, наверное, связанных с некоторым существовавшим в традиционном сознании образом идеального Верховного Короля над всеми остальными королями, который проходил обряд инаугурации в Таре. Очевидно, это в большей степени религиозно-мифологический концепт, чем реальный. Первоначально праздник Тары рассматривался как ритуальный брак нового короля и богини. Богиню эту звали Medb Lethderg22.

В избрании короля участвовали все свободные члены племени. Такие важные события, как похороны предыдущего короля и избрание нового было привилегией всех, кто обладал свободным статусом. В сагах перечислены следующие участники подобных собраний: аристократия и воины, женщины, молодежь под присмотром своих воспитателей, фении, ремесленники, слуги и прочие. Не могли участвовать только изгои и рабы.

Свидетельства церемонии инаугурации в Таре мы видим в довольно поздней поэме, которая называется "Холм над устьем реки Лиффи23". Эта поэма посвящена Кормаку Мак Арту, легендарному королю Ирландии, и повествует о том, как лейнстерцы изгоняют его из Тары. И Тарой в течение четырнадцати месяцев управляет Медв. Однако затем Кормак возвращается, но лейнстерцы не принимают его в качестве своего короля до тех пор, пока Медв не провела с ним ночь.

"Анналы Ульстера" за 560-е годы отмечают специально проведение праздника в Таре королем Диармайдом, сыном Кервалла. Там говорится, что это очень не понравилось святому Руадану. В самом "Житии святого Руадана" как раз описывает тот момент, когда из-за спора между Диармайдом, сыном Кервалла, и святым Руаданом Тара оказывается проклятой и заброшенной. На самом деле последний раз проведение праздника Тары зафиксировано в IX веке, и прекратился этот обычай во время правления короля из династии Северных И Нейллов Фланна, сына Конанга. При этом хронист с некоторым удивлением замечает, что в этом году не отмечался праздник Тары, "хотя не было никаких причин для того, чтобы не проводить его". Но если учитывать личность короля Фланна, сына Конанга, то понятно, что королю просто было некогда, он вел постоянные войны против викингов, а также в союзе с викингами против других ирландских племен.

Подобные же церемонии инаугураций зафиксированы в анналах по отношению к Ульстеру, а именно Айлеху, королевской резиденции Северных И Нейллов, и Круаху (Круахан), легендарной столицы Коннахта.

Конечно, следует учитывать, что миф трудно проецировать на реальную действительность, на реально имевшие места инаугурации и обряды. Реальные инаугурации, зафиксированные уже в историческую эпоху, являются другими, но тоже сохранившими ряд архаических черт.


ПРИМЕЧАНИЯ

16 Tanaise - второй вождь в племени, преемник короля на случай его смерти. Назад к тексту

17 Цитируется по: J.O'Donovan. The Genealogies. Назад к тексту

18 Авальгад - прародитель племени tuath tir Abalgad, легендарный предок, к которому возводят род. Назад к тексту

19 /J.O'Donovan. Op.cit., p.439./ Назад к тексту

20 Ollam - высший ранг поэтов в древней Ирландии, Верховный Поэт племени. Назад к тексту

21 /History of Ireland, sec.I., p.13-15/ Назад к тексту

22 Medb Lethderg - наполовину красная или кровавая - богиня, олицетворяющая плодородие и при этом войну. Не путайте ее с Medb Croderg, которая была покровительнице Коннахта. Назад к тексту

23 Имеется в виду холм в Таре. Назад к тексту



 
« Общественно-политическое устройство ирландского общества   Сакральное значение королевской власти в Раннесредневековой Ирландии »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104