Битва при Каллоден |
Страница 13 из 13
250-я годовщина битвы на пустоши Каллоден (глазами Джона Васа)
Часть 7000-ной толпы, собравшейся в этот день на пустоши Каллоден со всего мира, чтобы почтить память павших.
В то время как 6 или 7 тысяч посетителей покидают украсившееся флагами поле битвы при Каллоден, торжественная церемония по случаю 250-й годовщины сражения близка к окончанию; я пришел в тот момент, когда они уходят, веря в то, что в уединении ощущения становятся явственнее. Я боялся, что 250-я годовщина самой печальной трагедии Хайленда перерастет в печальный сиквел к волшебной истории типа музыки Brigadoon. Но этого не произошло. Более того, когда начало смеркаться, и букеты цветов, возложенные к центральному мемориальному каирну, начали вянуть, - на пустоши стало спокойнее… - как будто 1200 несчастных, но верных горцев, встретивших здесь столь ужасную и мучительную кончину, так же как и те, кто погиб вне этой пустоши, желали, чтобы мир узнал, как они умерли. Возможно, то, что происходило на 250-й годовщине битвы, не было похоже на романтические версии сэра Уолтера Скотта и образ супер-героя. Не на тот преподносимый ныне образ, хотя и кажущийся чем-то сделанным ради коммерции, как на той знаменитой картине, где вожди кланов приносят оммаж отважному принцу Чарльзу; образ, украшенный жестяными коробками с shortbread (масляное песочное печенье); или соблазнительными портретами красивых молодых людей, которые появляются на различных товарах для туристов. Я остановился на этом грустном кладбище у Ручья мертвых, по моему мнению, эмоциональной оси всего поля битвы, и слушаю. Некоторые говорят, что принц Чарльз не был галантным юным рыцарем, решительно сражающимся за трон, отобранный у его семьи дурными людьми; что он был вероломным лицемером, обученным его заблудшим отцом тому, как собрать армию, играя на религиозных чувствах и ложно истолкованной лояльности вождей кланов и послушных им горцев; что он бесстыдно злоупотребил их доверием, в конечном счете оставив их перед лицом возмездия со стороны правительства, не пошевелив даже пальцем, чтобы спасти их от наказания, из страха очернить свое имя перед французским двором.
Общество "Белая кокарда" снова под реющими якобитскими знаменами спустя 250 лет после битвы.
Как и во всем, это зависит от того, к чьим голосам ты прислушиваешься. Я слушал Их голоса. И они рассказывали мне об 11 месяцах преданной службы принцу, и великом жертвоприношении на Каллоден, которое от них потребовалось; и о том, как они защищали его в течение следующих 5 месяцев, вплоть до его успешного побега во Францию. Находясь в самом незавидном положении, когда на него охотились по горам и долинам, и за его голову была назначена награда в 30 000, он желал как можно скорее сбежать после разгрома на Каллоден. Стойко перенеся невероятные лишения, в конце концов он ускользнул за границу на французском корабле, прежде чем его смогли настичь. Он оставил прощальное письмо вождям кланов с инструкциями, его следовало прочитать уже после его возвращения во Францию. Его опасения стали понятны, когда вожди прочли письмо. Принц провозгласил: «Придя в эту страну, я сделал все, что в моих силах для ее процветания и безопасности. И буду поступать так, пока жив. Но, увы, я с горечью осознаю, что, находясь по ту сторону океана, я мало чем могу помочь; все, что вы можете сейчас сделать, - это защищать себя в ожидании французской помощи. «Единственный путь к осуществлению этого замысла, - поскорее собраться, приложив все силы для достижения успеха. Вы лучше знаете страну, и вам судить, как это следует сделать.
Камерон из Лохила - нынешний вождь клана Камерон - на пустоши Каллоден в день 250-й годовщины со дня битвы (1996 год).Один из его предков участвовал в этой битве, был ранен, но его успели унести с поля битвы.
Очень бодрый старик с военной выправкой. При взгляде на него сразу вспоминаешь доблестную историю его клана. Один из его предков отчасти предрешил исход битвы при Килликранки в пользу горцев-якобитов. Это было 27 июля 1689 года. «Поэтому мое присутствие в Шотландии сейчас не нужно, а, отбыв во Францию, хоть это и опасно; я смогу связаться с французским двором, чтобы оказать более действенную поддержку восставшим в Шотландии, или, по крайней мере, создать вам условия, которых в противном случае вы не смогли бы достичь..». К сожалению, так вышло, что принц Чарльз не смог ничего добиться, и исторические документы свидетельствуют о том, что люди Хайленда тяжело поплатились за это.
Холодная дрожь пробегает по моей спине, когда я собираюсь уходить. Голоса затихают, превращаясь в едва слышимый шепот. Сможем ли мы услышать их в следующие 250 лет?... Мне было бы любопытно узнать это.
Возложение цветов у Ручья мертвых, где сражение было самым кровопролитным.
|
« Роб Рой и клан Мак-Грегоров |
---|