ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Ирландия >> Туризм в Ирландию >> Арман Жан дю Плесси де Ришелье
01.12.2024 г.
Главная
Археология
История
Культура
Искусство
Быт кельтов
Новости
Статьи
Карты
Галереи
Схемы и таблицы
Библиотека
Англия
Ирландия
Шотландия
Франция
Италия
Россия
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Творчество
Новости портала
Книги
Контакты
Поиск
Форум
Ссылки
Кельтские символы
Фильмы о кельтах
Художники
СТРАНЫ
Англия
Ирландия
Шотландия
Уэльс
Франция
Италия
Германия
Россия
СТАТЬИ
ИСТОРИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИКА
КАЛЕНДАРЬ
Кожаные украшения с натуральными камнями | Кельтские амулеты в эзотерическом интернет-магазине Ривалон

Арман Жан дю Плесси де Ришелье

Оглавление
Арман Жан дю Плесси де Ришелье
Страница 2
Страница 3
Страница 4
Страница 5
Страница 6
Страница 7

 

Некоторые историки полагают, что Ришелье мог бы выиграть войну 1638 года, если бы не серьезные проблемы внутри страны: мятежи против налогов и аристократические заговоры.

Ришелье нужна была победа, которая заставила бы забыть о Фонтараби. И он решил штурмовать Ле-Катле. Он сам стал руководить осадой крепости, разместив свой штаб неподалеку - в Сен-Кантене. В считанные дни Ришелье навел в войсках, в полном бездействии простаивавших под Ле-Катле, железную дисциплину и подготовил их к решающей атаке. В середине сентября крепость была взята. Последний очаг испанского военного "присутствия" в Пикардии был ликвидирован.

А самое главное, 18 декабря 1638 года Бернгард Саксен-Веймарский овладел Брейзахом. В тот же день умер отец Жозеф, верный соратник и близкий друг Ришелье.

"Отныне Франция - полная хозяйка Эльзаса, она контролирует Южную Германию и отрезала испанцев от Рейнской области", - так оценивал значение победы под Брейзахом французский историк Ф. Эрланже.

С потерей отца Жозефа ближайшим помощником Ришелье станет Мазарини. 5 января 1640 года 38-летний итальянец прибудет в Париж.

Пока же голландцы осенью 1639 года нанесли поражение испанской армаде. Испания утратила контроль над северными морями.

Бернгард Саксен-Веймарский, чья верность Франции начинала внушать сомнения, умер от болезни, напоминающей чуму, 16 июля 1639 года. То же заболевание унесло жизни 400 человек из его армии в течение двух дней. П.П. Черкасов пишет, что кардинал подкупил военачальников армии Бернгарда, чтобы сохранить их верность Франции. Хилэр Беллок придерживается мнения, что бретонец Гебриан, популярный среди солдат, убедил Эрлаха передать Брейзах французской короне.

С помощью подкупленных генералов Ришелье удалось провести на пост временного командующего веймарской армией герцога де Лонгвилля, его заместителем стал де Гебриан, будущий маршал. На исходе осени Лонгвилль начал с основными силами наступление, подготовленное еще Бернгардом. Но он изменил его направление: вместо Баварии армия была переориентирована на север - в сторону Франкфурта и Майнца. Наступление развивалось успешно, в короткий срок были взяты несколько городов. Другая часть армии под командованием Гебриана (который в скором времени займет место Лонгвилля) 27 декабря 1639 года форсировала Рейн и вклинилась с юга в центральные районы Германии. В январе 1640 года Гебриан, взяв Лимбург, остановился в Гессене. (по П.П. Черкасову, стр. 330-331).

В это время в Померании началось наступление 18-тысячной шведской армии, которая, пройдя через Бранденбург и другие германские земли, весной 1640 года вторглась в Чехию. Положение Фердинанда III стало критическим.

10 августа 1640 года французские войска взяли крепость Аррас, важнейший стратегический пункт во Фландрии, после чего приступили к освобождению пограничной с испанскими Нидерландами провинции Артуа.

Осенью 1640 года испанцы были изгнаны из Пьемонта. Франция фактически установила в Савойе режим протектората (по Черкасову П.П., стр.338).

Осенью 1641 года в направлении границы испанских Нидерландов развернулось французское наступление, завершившееся взятием нескольких городов на территории Фландрии. В разгар боевых действий 9 ноября 1641 года умирает кардинал-инфант - один из самых опасных противников Франции, лучший полководец испанской армии.

Сильный удар престижу испанской короны нанесло стихийное восстание в Каталонии в июне 1640 года. В январе 1641 года повстанцы обратились к Людовику XIII с просьбой о защите и избрали его графом Барселонским, тем самым они перестали признавать своим сувереном испанского короля. В результате война с Испанией продолжилась на ее территории, французские войска перешли Пиренеи.

"Ришелье и здесь придерживался политики естественных границ. Он не преследовал цель завоевать Каталонию; перед французской армией, сражавшейся в Испании, была поставлена задача - отвоевать назад древнюю галльскую область Руссильон, перешедшую к Испании в 12 веке. Война велась в горных условиях, приходилось драться за каждый город. Наконец 9 сентября 1642 года французы заняли столицу провинции город Перпиньян. Французская армия поднялась по горным уступам на вершины Пиренеев. Узнав об этом, Ришелье, уже тяжело больной, писал Людовику XIII: "Войска Вашего Величества захватили Перпиньян, и враги Ваши обратились во прах". Кардиналу оставалось жить всего 3 месяца" (Хилэр Беллок, стр. 317). В последние месяцы жизни Ришелье по-прежнему мало спит и много работает. Летом просыпается, как только начнет светать, зимой работает почти до рассвета.

По словам Роберта Кнехта, капитуляция Перпиньяна явилась сокрушительным ударом по моральному духу испанцев. Утверждали, будто бы Оливарес, министр Филиппа IV, умолял позволить ему выброситься из окна (со ссылкой на Эллиота).

Восстание в Каталонии ускорило давно назревавший взрыв в Португалии, попавшей в зависимость от Испании в 1531 году в результате заключения брака между Филиппом II Испанским и Маргаритой Португальской, единственной дочерью короля Жоана III. В декабре 1640 года в Португалии вспыхнуло восстание, и герцог Браганский был провозглашен королем Жоаном IV. Роберт Кнехт полагает, что здесь не обошлось без участия Ришелье.

Франция, Англия, Голландия, Дания и Швеция немедленно признали Жоана IV законным сувереном Португалии.

У Фердинанда III дела обстояли немногим лучше, чем у его кузена Филиппа IV. Весной 1640 года ему с трудом удалось вытеснить шведское войско из Чехии. Но шведы не отступили, а, соединившись с армией Гебриана, двинулись через Тюрингию к Дунаю, оказавшись зимой 1641 года под стенами Регенсбурга, где в это время заседал имперский сейм. Лишь неожиданная оттепель и начавшийся ледоход помешали шведам переправиться через Дунай и овладеть городом. В отместку за свою неудачу шведы выпустили по Регенсбургу свыше 500 ядер, причинивших значительные разрушения.

Неосторожно направившись в глубь Баварии и Моравии, шведы чуть не потерпели поражение, но вмешательство Гебриана спасло положение. В мае 1641 года умер командующий шведским войском. До прибытия замены французский маршал Гебриан возглавил также и шведские войска. После прибытия графа Бернгарда Торстенсена в шведское войско Гебриан ушел со своей армией в Вестфалию, откуда в начале 1642 года совершил молниеносный рейд в Саксонию на помощь Торстенсену и, наконец, захватив на обратном пути Кельн, вернулся в Эльзас.

О том, как Ришелье, будучи при смерти, подавил заговор Сен-Мара

По Хилэру Беллоку Ришелье. М., 2002, стр. 320-323; прежде издано: Филадельфия и Лондон, 1929):

И вот с Сен-Маром повторилась та же обыкновенная история: те, кому было оказано покровительство, рано или поздно восстают против своих покровителей, потому что им становятся со временем несносны ограничения притязаний, появившиеся у них благодаря высокому положению.

В 1642 году маркизу де Сен-Map исполнилось 22 года. За те 3 года, что он провел при дворе, король смертельно надоел ему своей сентиментальностью, странным образом сочетающейся со вспышками ревности, которые потом сменяются уверениями в любви и дружбе. Молодой человек терпел все это, потому что задумал войти в круг высшей знати, - он хотел жениться на Марии, дочери герцога де Невера, то есть герцога Мантуанского. Кроме того, король обещал ему - Сен-Map очень просил его об этом - ввести его в состав Королевского совета.

И в первом и во втором случае честолюбивый молодой человек столкнулся с непреодолимыми ограничениями, которые ему поставил кардинал. Доброжелатели передали ему, что по поводу его женитьбы на Марии, герцогине Мантуанской, кардинал сказал: "Надеюсь, она никогда не забудет о своем происхождении". Иными словами, ее брак - дело государственной важности, а не просто замужество с красивым мужчиной.

Когда же кардиналу сказали, что Сен-Map хочет стать членом Королевского совета, то он сначала рассмеялся, но потом, махнув рукой, согласился. Сен-Мар действительно появился в совете, но в тех заседаниях, в которых он принимал участие, речь шла в основном о пустяках. Сен-Мару передали слова кардинала: "Нельзя о серьезных вещах говорить при детях".

Все это, конечно, вызвало ненависть Сен-Мара, и он стал часто говорить королю - и не только ему, - что нельзя дольше терпеть неограниченную власть кардинала, что пора положить ей конец и т. д. Через своих агентов кардинал знал об этих разговорах.

Весной 1642 года король сильно занемог, и опять опасались за его жизнь. Придворных охватил панический страх, что после смерти короля кардинал возьмет всю власть в свои руки. Анна Австрийская трепетала от страха, что кардинал отнимет у нее детей. В пустой голове Гастона вновь мелькнула мысль: "Еще не все потеряно. Я могу занять трон".

Тотчас созрел заговор, в который вовлекли Сен-Мара как человека, имеющего влияние на короля, герцога де Буйона, сына известного вождя гугенотов, который владел крепостью Седан, где Анна Австрийская думала укрыться вместе с детьми, и конечно Гастона, принца Орлеанского.

Заговорщики не могли найти поддержку внутри страны, поэтому они обратились за помощью к испанцам и заключили с ними тайный договор, по которому испанская корона обещала помочь им людьми и деньгами. Это был акт государственной измены, потому что Франция находилась в состоянии войны с Испанией. Было решено убить кардинала, но никак не могли найти убийцу, - все, кому заговорщики предлагали это сделать, отказывались, потому что испытывали непреодолимый страх перед кардиналом.

Выздоровев, король отправился на юг, где французские войска вели ожесточенные бои в горных условиях. Перед французской армией была поставлена задача захватить провинцию Руссильон. Смертельно больной, с парализованной правой рукой, страдающий от гнойных язв на теле, кардинал сопровождал короля в его поездке. Убийство кардинала должно было произойти во время поездки, но, как уже сказано, оно все откладывалось.

В мае кардинал прибыл в Нарбон. Здесь им было написано завещание, и здесь кто-то - до сих пор неизвестно, кто именно - передал ему текст договора, который заговорщики заключили с Испанией. Следует отметить, П.П. Черкасов убежден, что договор с Испанией передала Ришелье 7 июня 1642 года Анна Австрийская через своего доверенного человека, барона де Брассака.

Кардинал был так болен, что должен был вернуться в Тараскон. Король, уже предупрежденный о заговоре, приехал к кардиналу. Он снова разболелся. Два больных человека стали вместе думать, что им теперь делать. Было ясно, что ни королеву, ни Гастона нельзя трогать. Оставался Сен-Map, который находился в Нарбоне и проводил время в попойках и любовных приключениях.

П.П.Черкасов отмечает, что во время приезда в Тараскон король даже приказал поставить свою кровать в спальню к Ришелье, служившую ему и рабочим кабинетом. По словам П.П. Черкасова, никому доподлинно не известно, о чем конкретно говорили король и Ришелье в Тарасконе, оставшись наедине.

Со ссылкой на аббата Анри Арно П.П. Черкасов приводит распорядок дня Ришелье в Тарасконе: с 7 до 8 утра кардинал занимался делами, с 8 до 9 утра ему делали перевязку и другие предписанные процедуры. Затем до 10 часов утра он вел краткие деловые беседы с должностными лицами, после чего вновь начиналась работа с секретарями. После мессы и обеда Ришелье продолжал принимать посетителей, среди которых часто видели Мазарини, его предполагаемого преемника. Едва закрывалась дверь за последним посетителем, как появлялись секретари, и работа продолжалась до позднего вечера. И так каждый день. Валились с ног секретари, а кардинал продолжал работать, словно это не его придавили к постели бесчисленные болезни.

"4 вещи занимают меня, - признавался Ришелье одному из своих посетителей, - болезнь короля, осада Перпиньяна, процесс месье Главного (Сен-Мар) и собственная немощь".

Работая на износ, умирающий Ришелье, казалось, превзошел силы человеческие. Лишь могучая воля и напряженно работающий мозг поддерживали жизнь в его теле, питая неведомой энергией.

Каким-то образом Сен-Map узнал о том, что его должны арестовать. Он попытался бежать из города, но городская стража была предупреждена, и городские ворота оказались закрыты. Сен-Map провел ночь у какой-то девицы и наутро был арестован.

Уже тысячу раз писали о том, как под горячими лучами южного солнца вверх по течению Роны поднимается баржа, которую тащат за веревки солдаты. На палубе под огромным алым балдахином полулежит в кресле умирающий кардинал и что-то диктует сидящему за столом секретарю. По левому берегу едет кавалерийский конвой, в центре которого идет юный де Ту, приятель Сен-Мара, который, зная о заговоре, не донес о нем властям. По правому берегу другой кавалерийский конвой ведет Сен-Мара. Сен-Map и де Ту прошли пешком до Лиона, и здесь над ними состоялся суд, приговоривший их к смертной казни. Утром 12 сентября, в пятницу, спустя 3 дня после падения Перпиньяна, им был объявлен приговор, и в тот же день, в полдень, они были казнены на базарной площади Лиона, которая была сплошь заполнена народом.

Кардинал приехал в Париж умирать. Была суббота, 29 ноября 1642 года, канун праздника святого Андрея. Судя по всему, у кардинала началось воспаление легких. Несмотря на тяжелую болезнь, кардинал продолжал заниматься делами. Иногда он теряет сознание, но, придя в себя, снова берется за работу. В эти дни рядом с ним неотлучно находится его племянница, герцогиня де Эгийон. В понедельник он получил рескрипт короля, лишавший Гастона всех его прав. Де Буйон уже был арестован и доставлен под конвоем из Италии, где он был в действующей армии. Понимая, что его дела плохи, он просил у короля прощения и отрекся в его пользу от своих наследственных прав на Седан.



 
« Филипп V Длинный
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104