Огам |
В древности кельты не использовали письменность для передачи информации и своих знаний, но это совсем не означает, что письменность не была им известна. Просто, они не употребляли ее для записи и архивирования фактов. Структура огамической письменности, по своей сути, препятствовала быстрому чтению и записи пространных текстов.
Огамический набор букв состоит из точек, наклонных и прямых черточек, расположенных по обеим сторонам и поперек реальной или воображаемой линии. В терминологии ирландцев она называется "ветвь". В поздней огамической письменности центральная линия, как правило, обозначалась горизонтально, а направление чтения производилось слева направо. В настоящих огамических надписях в качестве центральной линии служило ребро камня, которое специально обтесывалось в виде острого прямоугольника. Черточки вырезались на обеих сторонах ребра, в соответствующих плоских гранях камня. Направление письма располагалось сверху вниз, и если длина надписи этого требовала, то снизу вверх и через вершину сверху вниз.
Теперь немного отвлечемся, и познакомимся с героем, в честь которого и был назван этот тип письма. Создание мистического огамического письма приписывалось божеству по имени Огма. В кельтской традиции бог Огма назывался Солнечноликим, и принадлежал к племени богини Дану. Он сочетал в себе невероятную физическую силу, дар провидца и искушенность в поэтическом искусстве. Огма был великим воином, и погиб при Мойтуре, во второй битве с фоморами. В "Книге из Баллимота" указывается, что Огма был крайне искушенным в поэзии и знании языков, и является изобретателем огамов, которые предназначались для сохранения тайных переговоров, известных только посвященным и недоступных для простых людей. Греческий автор 2 века н.э. Лукиан писал, что во время своего путешествия по Галлии, он заметил изображение старца, одетого в шкуру льва. Язык старца был соединен тонкими янтарными и золотыми цепочками с ушами людей, следующих за ним. Местный житель, владеющий греческим языком, рассказал Лукиану, что этот старец - олицетворение красноречия, и зовут его Огмиос. На изображении Огмиос показан в образе Геракла, одетого в шкуру льва, потому что красноречие имеет большую мощь, чем физическая сила, и пик своей власти достигает в зрелом возрасте. В кельтской мифологии Огма считался богом воинствующим, вместе с Дагдой, Лугом и другими богами он участвовал в битве против фоморов. Происхождение слова Огам идет от "guaim", что означает мудрость, с помощью которой песенники обретают способность к изложению своих мыслей. Первый стих, написанный огамическими буквами, назывался "Soim". Этот стих был сохранен на бересте, и подарен сыну Этлема, Лугху.
Как уже ранее говорилось, огамическая письменность не является средством передачи знаний или вариантом для запоминания. Древние ирландцы считали, что это мистическое соединение знаков и магии, которые подвластны всемогущему богу Огме. По мнению древних кельтов, письменность, как запечатление словесной формулы или имени в материи, сохраняется навечно, придает силу заклинанию или проклятию так долго, пока существует носитель надписи: камень, металл или дерево. Исходя из этого понятно, какое благо или какую угрозу может представлять собой письменность. Запечатленное проклятие становилось еще более значительным, чем устный посыл.
Существуют и упоминания об оберегах, которые собирались из небольших деревянных палочек. Огамом на них вырезались защитные заклятия. Такие обереги хранились дома или носились на одежде. Для ворожбы и предсказаний использовались похожие палочки с огамом.
На фото: современный новодел, выглядит очень реалистично :)
|
« Крест святой Бригитты | Шемрок - символ Ирландии » |
---|