Понятие о бронзовом веке как исторической эпохе и культурной стадии |
Страница 5 из 5 Разделение на области основывалось в первую очередь на характерных типологических отличиях вещей, причем большую роль Гёрнес отводил керамике Дешелетт различал семь областей бронзового века: 1. Эгейско-микенскую, включающую материковую Грецию и архипелаг, Крит, Кипр и западную часть Малой Азии. Под влиянием этой области находились непосредственно Балканский полуостров и значительная часть Средиземноморского бассейна; 2. Италийскую (Италия, Сицилия и Сардиния); 3. Иберийскую (Испания, Португалия и Балеарские острова); 4. Западную, в которую входили территории Франции, Бельгии и Британские острова. С этой областью Дешелетт связывал Швейцарию, Южную Германию и частично Чехию; 5. Венгерскую (Венгрия, частично Балканы, главным образом - Среднее Подунавье); 6. Скандинавскую (Северная Германия, Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия); 7. Уральскую (Россия, в том числе Сибирь). Схема Дешелетта была принята многими археологами, которые в дальнейшем лишь вносили некоторые поправки18. Чайлд пытался предложить схему, основанную не на типологии, как у Дешелетта, а на учете хозяйственного и общественного развития отдельных частей Европы. По Чайлду, можно выделить следующие области: 1. Минойско-микенские города Эгейского мира; 2. Не имевшее еще собственной письменности население Македонии и Эгеи; 3. Оседлые земледельцы, ремесленники и металлурги бронзы по линии Кубань - Среднее Подунавье - Юго-Восточная Испания; 4. Менее оседлое и менее дифференцированное население в бассейне Верхнего Дуная, Южной и Средней Германии, Швейцарии, Англии и Южной России; 5. Неолитические поселения в Южной Скандинавии, Северной Германии и на Оркнейских островах; 6. Общества далеких северных лесов, охотники и рыболовы. В качестве примера приведу еще одну схему территориального подразделения культуры бронзового века. Ее автор, Бранко Гавела19, исходит из того, что местом наивысших культурных достижений, в частности в развитии бронзовой металлургии, был юг Европы, и отсюда они проникали на север. Поэтому он делит Европу бронзового века на три части: 1. Южный пояс, к которому принадлежали Балканский, Апеннинский, Пиренейский полуострова, юг Восточной Европы, Нижнее и частично Среднее Подунавье и Южная Франция; здесь в первой половине III тысячелетия до н. э. появляется бронза, и отсюда она распространяется по Европе, прежде всего по речным и морским путям; 2. Средний пояс - Средняя Европа, Верхнее и Среднее Подунавье, отдельные области Западной Европы, Южная Англия и Ирландия, Бретань и Нормандия, устье Рейна; 3. Северный пояс, к которому принадлежали все остальные области Европы, где долго удерживался неолит и куда очень поздно проникла или совсем не появилась бронза. Эта схема чрезвычайно условна и для понимания исторических процессов дает еще меньше, чем формально-типологические. Однако попытки как-то сгруппировать археологические культуры, синтезировать источники вполне правомерны, в особенности если учесть склонность многих ученых выделять все новые и новые культуры по второстепенным признакам. Пока никому не удалось предложить схему территориального подразделения бронзового века Европы, которая была бы так же широко принята, как хронологическая схема Монтелиуса. Рассматривая культурное и хозяйственное развитие Европы в бронзовом веке, в настоящем издании принят принцип в большей мере территориальный, чем хронологический. Описываются большие культурно-исторические области и археологические культуры как целостные явления, хотя одни из них начинают свое существование еще в неолите, а другие заканчивают его в железном веке. Так, хотя ранний этап унетицкой культуры - еще конец неолита (медный век), а поздний этап лужицкой культуры - уже железный век, здесь идет описание каждой из этих культур целиком. При таком распределении материала читателю будет труднее представить себе, как выглядела Европа в целом, скажем, в середине II тысячелетия до н. э. Зато яснее будет путь развития племен, населявших Европу в бронзовом веке, которые скрываются за той или иной культурой. Общую картину развития Европы в каждый период читатель получает при помощи карт и при сопоставлении данных по отдельным культурам. ПРИМЕЧАНИЯ:18) См.: J. Bumuller. Leitfaden der Vorgeschichte Europas. Augsburg, 1925, стр. 226-240; R. Pittioni. Die urgeschichtlichen Grundlagen der europaischen Kultur. Wien, 1949, стр. 120, 147-179. Назад к тексту19) В. Cavela. Praisroriska archeologija. Beograd, 1963, стр. 190-191. Назад к тексту |
Бронзовый век Юго-Восточной Европы » |
---|