Бронзовый век Средней Европы. Унетицкая культура |
Галерея изделий бронзового века Средней Европы Европы различаются прежде всего по обряду погребения. Наиболее ранними были культуры со скорченными костяками (по Райнеке - бронзовый век А), из них важнейшая - унетицкая культура. В периодах В и С бронзового века от Рейна до Карпатской котловины была распространена культура курганных погребений. Впрочем, обычай хоронить под курганными насыпями был известен еще на стадии А, однако лишь в среднем бронзовом веке эта культурная традиция развилась в самостоятельное явление. На стадии D бронзового века и стадиях А и В гальштатского периода распространяются культуры полей погребений, важнейшая из которых - лужицкая культура. К самым ранним культурам бронзового века Европы относится унетицкая культура (Unetice, Aunjetitzer Kultur), названная так по местонахождению Унетицы неподалеку от Праги1. В период расцвета унетицкая культура была распространена от Юго-Западной Словакии и Нижней Австрии по Чехии до Лужицы, Силезии и Великопольши2. В пределах большой области распространения унетицкой культуры различают шесть ее локальных групп: 1. Северо-Западная Словакия, Нижняя Австрия, Моравия; 2. Восточная, Средняя и Северо-Западная Чехия; 3. Саксония; 4. Центральная часть ФРГ; 5. Верхняя и Нижняя Лужица; 6. Великая Польша3. М. Гимбутас включает названные выше пятую и шестую области распространения унетицкой культуры в так называемую балтийскую культуру бронзового века. Происхождение унетицкой культуры до сих пор не выяснено. Между позднейшими энеолитическими культурами и унетицкой культурой существует типологический и хронологический разрыв. Наибольшее признание в результате последних исследований получило предположение, согласно которому в ее возникновении главную роль сыграли культура колоколовидных кубков и надиревская культура, распространенная в Венгрии (см. ниже). У культуры колоколовидных кубков и унетицкой имеется сходство в керамике, в погребальном обряде и в орудиях труда. Небольшую роль могла сыграть культура шнуровой керамики, хотя в целом они очень различаются. Иной и, по-моему, более правильной, по крайней мере по самой постановке вопроса, точки зрения придерживается Ян Филип. Он считает, что прогрессивное развитие некоторых областей при переходе от энеолита к бронзовому веку (около 1800 г. до н.э.) привело к симбиозу множества энеолитических культур и возникновению на их основе крупных, значительно более единых культурных областей, одной из которых была унетицкая культура4. Образование унетицкой культуры первоначально происходило в Юго-Западной Словакии и пограничных районах Моравии и Нижней Австрии. Унетицкая культура делится на два периода - ранний, носящий еще энеолитический характер, и поздний - собственно бронзовый век. Ранний период датируется 1800-1550 гг. до н.э.5. Поселения раннего периода до сих пор неизвестны. Погребальный обряд довольно однообразен: это трупоположения, скорченные на правом боку. Трупосожжения очень редки. Могильные ямы изредка бывают обложены и покрыты камнями. Возможно, были деревянные гробы. Кладбища небольшие - от 5 до 20 и как исключение более 50 погребений. Курганы очень редки. В центральной части Германии встречаются вводные погребения в энеолитических курганах. Погребальный инвентарь состоит преимущественно из керамики, в небольшом количестве встречаются каменные орудия труда и оружие, металлические изделия очень редки. Керамика представлена сосудами с гладкой, но не полированной поверхностью, редко с резным (зигзаговым или бахромчатым) или пластическим (перпендикулярные налепы на корпусе сосуда) орнаментом. Шнуровой или штемпельный орнамент еще более редок. Ведущие формы: кувшины, двуручные амфоры, конические миски, миски на ножках или с двумя ушками для подвешивания. Топоры, наконечники стрел, ножи и кинжалы сделаны из кремня. Металлические только украшения: височные кольца из медной проволоки, шейные гривны. Встречаются фаянсовые бусы, более распространенные в позднем периоде унетицкой культуры. Поздний период, начало которого относят к 1550-1500 гг. до н.э., длится меньше раннего. Время его окончания точно не определено, по относительной хронологии Райнеке - бронзовый век А II. Это период, когда значительный рост населения (судя по количеству погребений в могильниках) привел к распространению носителей унетицкой культуры на новые, ранее не населенные земли, в частности в Южную Чехию. Поселения того времени известны, хотя еще мало изучены. Они расположены главным образом на плодородных землях, что, в частности, свидетельствует о земледельческом характере унетицкой культуры, находятся на возвышенных местах и иногда укреплены деревянными оградами и валами. Жилища представлены домами столбовой конструкции (6x4 и 9x6 м) и полуземлянками. Керамика, найденная на поселениях, хорошо обожжена. Ее полированная поверхность не орнаментирована. Ведущие формы: «классические» унетицкие чаши6, амфоры, кувшины, миски. Керамика, найденная в погребениях, несколько отличается от керамики поселений: это маленькие сосуды с безупречно обработанной поверхностью, изредка (в Моравии) орнаментированные. Кроме унетицких чаш встречаются полушаровидные и цилиндрические сосуды с выступающими или горизонтальными ручками. На поселениях найдены следы различных производств - грузила от ткацких станков, пряслица, рубящие орудия из камня, каменные топоры и др. Основным занятием населения было плужное земледелие. Земледельческие орудия сделаны из дерева и камня. Бронза, уже сильно распространившаяся в то время, в сферу этой важнейшей отрасли хозяйства не проникла. Из нее изготовляли оружие, украшения и некоторые орудия труда. Сеяли пшеницу-двузернянку, мягкую пшеницу, просо, бобовые культуры. Разводили крупный рогатый скот, овец, коз, свиней. В костных остатках представлены также лошадь и собака. Сохраняли некоторое значение охота (главным образом на дикого кабана и оленя) и рыболовство. Вероятно, часть населения занималась металлургией и металлообработкой7, но о степени их развития судить трудно: как уже сказано, в бронзовом веке металл в виде слитков или готовых изделий импортировался из очень отдаленных мест. Сырье для изготовления бронзы встречалось на территории распространения унетицкой культуры в количествах вполне достаточных, чтобы удовлетворить потребности того времени. Спектральный анализ показал, что использовались медные руды из альпийских и средненемецких рудников, а также из словацких Рудных гор8. Единственным орудием труда из бронзы были топоры, которые находят в кладах и в могильном инвентаре. Унетицкие топоры плоские, с расширенным полукруглым лезвием и с закраинами для прикрепления рукояти. Редко встречаются бронзовые боевые топоры. Бронзовые треугольные ножи-кинжалы с круглым обушком иногда украшены гравировкой, а рукояти, кроме того, инкрустированы костью и янтарем. Рукоять была костяной или деревянной, иногда металлической. Наконечники копий еще каменные, бронзовые появляются только к концу унетицкой эпохи. Украшения сделаны из бронзы, встречаются также золотые. Это саблевидные булавки с шарообразной, дисковидной или трехлопастной головкой, булавки с проделанным в головке отверстием, браслеты из проволоки или в виде широких манжет, кольца, подвески, изредка шейные гривны (вернее, бронзовые слитки в виде обруча определенного размера и веса). Преимущественной формой погребального обряда в позднем периоде унетицкой культуры было трупоположение в скорченной позе на правом боку. Могильные ямы облицованы камнем, изредка сделаны насыпи из камней, встречаются каменные ящики из плит. Известны погребения в деревянных гробах. В могильниках и на поселениях встречаются детские погребения в керамических сосудах, а иногда детские трупосожжения рядом с трупоположениями взрослых людей. Почти нет могильников, количество погребений в которых превышало бы 50. Как можно предположить по приблизительным датировкам, каждый из могильников существовал около 100 лет. Это значит, что на кладбище погребены три-четыре поколения. Таким образом, унетицкая община, вероятно, состояла из 15-20 индивидуумов, т.е. была намного меньше, чем род или племя, известные нам по этнографическим данным. Вероятно, унетицкая деревня состояла из одной-двух больших патриархальных семей. Следует отметить, что на памятниках унетицкой культуры найдены трепанированные черепа и кружки, вырезанные из черепа при трепанации и носимые как амулеты. По-видимому, это было связано с примитивными попытками лечить душевные болезни. В таком случае первобытный человек, очевидно, сознавал, что духовные функции связаны с мозгом. Найденные в кладах вещи свидетельствуют о связях с Семиградьем, откуда пришли золотые изделия, Ютландией (янтарь), Италией и долиной Роны. Унетицкие изделия доходили до Италии, Франции и Скандинавии. Элементы общественной дифференциации ярче всего проявились на памятниках средненемецкой ветви унетицкой культуры, так называемой лейбингенской (Leubingen) культуры9. Эта культура распространена в Тюрингии, на север к Гарцу и до Средней Эльбы. Она, по-видимому, сложилась в XVII в. до н.э. в среде местных неолитических племен под влиянием переселившихся сюда из Чехии унетицких племен. Есть основания полагать, что у населения, оставившего памятники лейбингенской культуры, наряду с земледелием важной отраслью хозяйства было скотоводство. Здесь неизвестны поселения со следами прочной оседлости, распространенные в других областях унетицкой культуры. Земледелие, вероятно, было плужным. Хотя плуги лейбингенской культуры пока не найдены, можно предположить, что они здесь были, так как появление плуга в Северной и Средней Европе датируется еще концом неолита (культура одиночных погребений). Металл применялся для изготовления украшений и оружия (в том числе топоров различных типов, которые могли служить и для работы). Характерное орудие начала бронзового века - алебарда (Axt- или Stab-dolche)10. В могилах мало металлических вещей. Только в XVI в. до н.э. некоторые племена, жившие в среднем и нижнем течении Заале, широко применяют в погребальном ритуале металлические вещи. Могильники лейбингенских племен, как правило, небольшие - из 20- 30 погребений (только в одном могильнике в Тюрингии найдено 85 погребений). Иногда встречаются погребения домашних животных. Характерную особенность лейбингенской культуры составляют большие курганы со сложной внутренней конструкцией и богатым инвентарем (золотые браслеты, височные кольца, булавки, множество бронзовых вещей), принадлежавшие представителям высшего слоя общества, по-видимому племенным вождям11. Это одиночные курганы, они находятся вне родовых кладбищ. Наиболее знамениты курганы в Лейбингене и Гельмсдорфе (Тюрингия). Это курганы высотой до 7 м, диаметром до 34 м. Под земляной насыпью была насыпь из камней, а под нею - деревянная погребальная камера с трупоположением на каменной платформе или в деревянном ящике12. В Лейбингене камера из наклонных дубовых брусьев окружена рвом диаметром 30 м. В могиле найдены бронзовые кинжалы с округлым основанием, золотые булавки и кольца унетицкого типа, алебарда, золотой браслет, просверленный каменный топор и другие вещи. Имеются признаки совместного погребения в больших курганах зависимых лиц: жен, слуг или рабов. Например, под курганом в Лейбингене погребены старик и молодая девушка, по-видимому насильственно умерщвленная. Высказано предположение, что под руководством таких вождей, как погребенные в лейбингенских курганах, возникли некие политические единицы - федерации племен13. Лейбингенская культура исчезла бесследно, видимо уничтоженная какими-то завоевателями. По соседству с унетицкой культурой, южнее, развилась штраубингская культура. Область ее распространения - Южная Бавария, долина Изара и верховья Дуная. Штраубингская культура, как и унетицкая (в ее поздней стадии), богата металлом, однако формы его на этой территории своеобразны. Отличается также способ обработки металла. В то время как мастера унетицкой культуры почти все бронзовые изделия изготовляли с помощью литья, племена штраубингской культуры применяли преимущественно ковку металла. Своеобразна и штраубингская керамика, отлично выделанная и прекрасно обожженная. При изготовлении глиняной массы в нее добавляли медные шлаки. Штраубингская керамика доходит до Эльзаса, Вогез и Боденского озера. О хозяйстве племен штраубингской культуры мы мало знаем, однако, судя по расположению поселений на возвышенных местах в плодородных долинах рек, главным занятием было земледелие. Эксплуатировались рудные богатства, и велся оживленный обмен. Могильники небольшие, расположены в непосредственной близости к поселениям. Покойники погребены в земляных ямах в скорченной позе14. На Среднем Рейне современницей унетицкой и штраубингской была адлербергская15 культура, распространенная в северной зоне верхнерейнской низменности. Адлербергская культура обнаруживает связи, очевидно генетические, с культурой колоколовидных кубков. Керамика простая и с плохо обработанной поверхностью. Распространены каменные и костяные орудия, металлических изделий сравнительно мало. Наконечники стрел и ножи сделаны из кремня, другие орудия труда - из твердых пород камня. Из меди сделаны короткие треугольные кинжалы, из бронзы - кривые булавки с просверленной головкой, булавки с дисковидной или блоковидной головкой, шилья с костяной рукоятью и т.п. О связях со Средиземноморьем свидетельствуют двойные топоры критского или кипрского типа, украшения из слоновой кости и средиземноморские раковины (Columbella rustica). Умерших хоронили в земляных ямах в скорченном положении, иногда в дубовых гробах16. На север от унетицкой области бронзовая культура развилась позже, а в то время сохранялись пережиточные энеолитические культуры (в погребальных каменных ящиках найдены кремневые имитации бронзовых кинжалов). К концу раннего бронзового века унетицкая культура в Западной Словакии трансформировалась в мадаровскую с развитыми центрами, расположенными на возвышенностях и укрепленными (Нитранский Градок. Мадаровцы). На поселениях есть керамические и косторезные мастерские. Погребения плохо изучены, поэтому почти неизвестна бронзовая индустрия. Соответствующая ступень развития культуры в Моравии представлена памятниками ветеровского типа. Некоторые находки свидетельствуют о связях с Эгейской областью и позволяют датировать мадаровскую и ветеровскую культуры второй половиной II тысячелетия до н.э.17. Поселения этих культур часто укреплены деревянными оградами, а в Ивановичах у Тренчина (мадаровская культура) и на двух поселениях ветеровской культуры в Моравии прослеживаются остатки каменной кладки. Жилища наземные и полуземляночные. Мадаровские дома состоят из одного-двух помещений, штукатурка внутренних стен иногда расписана геометрическими узорами. ПРИМЕЧАНИЯ:1) Эта культура называлась прежде также монитцкой и менинской по Менину в Моравии, но это название не удержалось. Назад к тексту 2) Е. а J. Neustupny. Nastin pravekych dejin Ceskoslovenska. Praha, 1960, стр. 148 сл.; J. Filip. La Tchechoslovaquie prehistorique. Praha, 1948; G. Billig. Die Aunjetitzer Kultur in Sachsen. Leipzig, 1958. Назад к тексту 3) V. Moucha. Aunjetitzer Kultur. - В кн.: J. Filip. Enzyklopadisches Handbuch zur Ur- und Fruhgeschichte Europas, 1. Prag, 1966, стр. 61-62. Назад к тексту 4) J. Filip (M. Buchvaldek, J. Slama). Evropsky pravek. Praha, 1962, стр. 55- 56. Назад к тексту 5) Некоторые исследователи выделяют еще «классический» период унетицкой культуры - 1650-1550 гг. до н. э. См.: М. Gimbutas. Bronze Age Cultures..., стр. 245. В связи с поправками, вносимыми в радиокарбонные даты с учетом вековых колебаний содержания С14 в атмосфере, начало унетицкой культуры теперь относят к 2100 г. до н.э. Назад к тексту 6) У «классической» унетицкой чаши вогнутая шейка занимает почти всю высоту сосуда. Отделенное острой гранью тулово сосуда почти совпадает с донышком. Ручка находится в нижней части сосуда, и ее основание прилеплено к острой грани. Назад к тексту 7) Неизвестно, была ли добыча руды сезонным занятием земледельцев или на этом специализировались отдельные общины. Назад к тексту 8) К. Н. Otto, W. Witter. Handbuch der altesten vorgeschichtlichen Metallurgie in Mitteleuropa. Leipzig, 1952. Назад к тексту 9) G. Naumann. Die Entwicklung der Aunjetitzer Keramik in Mitteldeutschland. - Prahistorische Zeitschrift, Bd. 20, 1929, стр. 70 cл.; H. E. Mandera. Versuch einer Gliederung der Aunjetitzer Kultur in Mitteldeutschland. - Jahresschrift fur mitteldeutsche Vorgeschichte, Bd. 37, 1953, стр. 177 cл. Назад к тексту 10) Алебарды - вид оружия, возникший впервые на западе Западной Европы. По мнению Чайлда, в область распространения унетицкой культуры они проникли из Ирландии или с Пиренейского полуострова. Назад к тексту 11) К. Н. Otto. Die sozialokonomische Verhaltnisse bei der Stamme der Leubinger Kultur in Mitteldeutschland. - Ethnographischarchaologische Forschungen, 3, 1, 1955. Назад к тексту 12) U. Fischer. Die Graber der Steinzeit im Saalegebiet. Berlin, 1956. Назад к тексту 13) К. Н. Otto. Die sozialokonomische Verhaltnisse... Назад к тексту 14) F. Holste. Die Bronzezeit in Sud- und Westdeutschland. - Handbuch der Urgeschichte Deutschlands, Bd. I. Berlin, 1953. Назад к тексту 15) Адлерберг - возвышенность южнее Вормса, богатая археологическими находками, в том числе раннего бронзового века. Назад к тексту 16) G. Behrens. Bronzezeit Suddeutschland. Mainz, 1916. Назад к тексту 17) J. Neustupny. Pravek Ceskoslovenska. Praha, 1960, стр. 203-214. Назад к тексту
|
« Бронзовый век Западного Средиземноморья | -- Культура курганных погребений » |
---|
Источники: |