Кундри |
Кундри - посланница замка Грааля, которая дважды появляется при дворе короля Артура. Имя Кундри упоминается в романах «Вульгаты», в романе Вольфрама Эшенбаха, эпосе Альбрехта из Шарфен и в опере Вагнера. Кундри — существо двойственное. С одной стороны, она лишена всякой женственности, более того — наделена звериными чертами: черные волосы напоминают свиную щетину, нос похож на собачий, изо рта торчат кабаньи клыки, руки покрыты обезьяньей кожей, а вместо ногтей — львиные когти. С другой стороны, Кундри предстает и как посланница волшебного замка и наделена магическими способностями: ей ведомы все иностранные языки (в том числе и птичий), а так же науки: диалектика, геометрия и астрономия.
Во время первого своего появления при дворе короля Артура Кундри, не зная никакой меры, проклинает весь орден Круглого Стола за то, что рыцари позволяют находиться в своем обществе Персевалю. Затем, обратившись к нему самому, она проклинает его за то, что он сидел подле Короля-Рыбака, видел его страдания и не сжалился над ним. Жестокосердие, по словам Кундри, стало причиной того, что гость не задал вопроса. Молчание было грехом, и бесчестен тот, кто уклонился от призвания Грааля. Таково появление Кундри в первой версии о Граале. Отсутствует этот персонаж только в поздних прозаических циклах. Отвратительные черты посланницы — наглядное отражение проклятия, которое тяготит Короля-Рыбака и его земли. Описание безобразной посланницы Грааля, какой она предстает у Роберта де Борона, в точности совпадает с Безобразной Ведьмой ирландских сказок и легенд. Однако в ирландской традиции облик ведьмы изменится, если найдется некто, кто осмелится поцеловать ее, — тогда безобразная карга преобразится в юную и прекрасную женщину. Из текста Кретьена этого не следует, хотя такое преображение, возможно, присутствовало в какой-то из более ранних, устных версий легенды. Сохранилось преображение посланницы Грааля в романе Вольфрама фон Эшенбаха. Причиной превращения становится то, что избранный Граалем рыцарь заслужил право вступить в замок. Во второй раз Кундри появляется и объявляет герою, что теперь он сможет разыскать замок Грааля и задать правильные вопросы. Посланницу замка Короля-Рыбака узнают по гербу Грааля — вышитому на одежде золотому голубю. В роскошных одеждах, с лицом, скрытым золотыми вуалями, она является как бы преображенной, хотя все видят, что это та самая Кундри, которая некогда вызывала ужас и отвращение. По версии Вольфрама фон Эшенбаха, где Кундри названа волшебницей, Адам, помимо прочих познаний, владел обширным знанием звезд, а также знал целебные силы кореньев. Однако он не сумел помешать тому, чтобы из-за алчного злоупотребления определенными силами его потомки произвели существ, совершенно исказивших человеческий облик. На свет появились мерзкие чудовища, к ним принадлежала и Кундри (здесь имеются в виду астральные фигуры, а не реальные люди), но одновременно в них продолжает жить ясновидческое наследие человечества. Эти чудовища — носители мудрости в первозданном смысле, но при этом проникнуты звериными инстинктами. В версии Вагнера (опера «Парсифаль») образ Кундри оказывается еще сложнее. Здесь она, будучи чародейкой, стремится творить добро и идет на большие жертвы, чтобы помочь Братству Грааля. В то же время из-за того, что Клингзор имеет над ней магическую власть, она выступает как носитель зла и даже приводит к падению главы Братства. Клингзор называет Кундри именем блуждающего духа германской мифологии Кундриггья. Мотив безобразной посланницы Грааля, вполне возможно, как и многие мотивы этой легенды, заимствован из кельтского наследия Ирландии, Британии и Уэльса. Прототип девы, воплощающей суверенность Ирландии, прекрасной девицы, несущей Грааль в замке Короля-Рыбака, и безобразной Кундри, вероятно, следует искать в кельтском фольклоре. В романе «Перлесво» прямо сказано: что Кундри и дева Грааля — это одна и та же женщина. Впрочем, возможность подобного истолкования оставляет и не законченный роман Кретьена де Труа. Во время посещения Персевалем замка Грааля, когда герой не задал необходимого вопроса, никакой безобразной карги с чертами животного в замке не было. Но если Кундри и дева Грааля — две ипостаси одного персонажа, то понятно, откуда Кундри известно о происшедшем. Лумис находит параллель этой легенде в ирландская легенде о Ньяле, поцеловавшем безобразную старуху, которую его объятия превратили в прекрасную женщину.
|
« Лодегранс | Красный рыцарь » |
---|