Бронзовый век Юго-Восточной Европы |
Страница 3 из 3 Особого внимания заслуживают глиняные статуэтки. Они изображают сильно стилизованную стоящую женскую фигуру в колоколовидном платье и покрыты спиральным и линейным орнаментом, схематически передающим черты лица, элементы костюма и украшения. Это, видимо, изображение богини плодородия. Наиболее замечательные статуэтки найдены в Кличеваче17 и Кырне18. Замечательны также глиняные вотивные повозки, запряженные птицами, найденные в Дупляе19. Находки идолов, вотивных повозок и характерные орнаменты на сосудах говорят о существовании культа солнца и плодородия, типичного для земледельческих обществ. Форма и орнаментация сосудов, женские статуэтки, украшения свидетельствуют о крито-микенском влиянии. Для культур среднего бронзового века, распространенных от Черного моря до Словакии, отличительной чертой становится инкрустированная керамика. Она подражает металлическим сосудам, представлена разнообразными формами и покрыта различными орнаментами. Белая инкрустация резко выделяется на серо-черной залощенной поверхности сосуда. Эту керамику чаще всего находят на полях погребальных урн, изредка она сопровождает скорченные костяки. В литературе встречается общее для разных ее вариантов название «паннонская или инкрустированная керамика»20.
В Мунтении, Северо-Восточной Болгарии и Западной Добрудже была распространена культура тей (ранее известна под названием бухарестской культуры, названа по поселению на берегу озера Тей в Бухаресте). На поселениях этой культуры встречаются скопления золы (так называемые зольники), в которых находят керамику, орудия труда, бытовые предметы, кости животных. По-видимому, зольники - это остатки легких, сделанных из плетня (иногда обмазанных глиной) жилищ. В Трансильвании была распространена культура витенберг (названа по поселению на холме Витенберг близ Сигишоары). Эта культура известна главным образом по случайным находкам (более 200), хотя открыты и поселения, и погребения. Среди случайных находок - великолепное бронзовое оружие, керамика, орнаментированная наколами, нарезами, штампами, инкрустацией в виде меандра и спиралей, а позже каннелированная, и вотивные глиняные повозки. Погребальный обряд - трупосожжения, захороненные в урнах21. Датируется культура витенберг средним бронзовым веком (по Райнеке - В и С). Одна из наиболее хорошо изученных культур бронзового века в Румынии - культура монтеору (названа по поселению у с. Сэрата-Монтеору): эта культура, как полагают, сформировалась в северо-восточной гористой части Мунтении в XX-XVIII вв. до н. э., а затем распространилась в Южную Молдову, на востоке достигла территории Молдавии, а на западе - Трансильвании22. Классический период культуры монтеору - 1700-1300 гг. до н.э.23. Носители культуры монтеору селились на защищенных природой возвышенных местах, а в поздний период укрепляли свои поселения валами и рвами. Наземные жилища строились на каменном основании. Поблизости от мест поселений находятся святилища эллиптической формы, вымощенные камнем и с небольшими глиняными алтарями, и могильники. Умерших хоронили в скорченном положении на боку в ямах, иногда обложенных по краям камнями. Широко распространены орудия из камня и кости, но много также медных и бронзовых вещей: кинжалы, наконечники дротиков, боевые топоры. Керамика черная лощеная с резным рельефным, шнуровым, а в позднее время бугорчатым орнаментом. Характерны сосуды с двумя высокими ручками и антропоморфные культовые сосуды. В конце XIV-XIII, а кое-где и в XII в. до н.э. плато Трансильвании, Молдову, Восточную Мунтению занимала культура ноа, или ноуа (по могильнику у Брашова на юго-востоке Трансильвании)24. На востоке и северо-востоке эта культура заходила на территорию Молдавской ССР и прикарпатских областей Украины и в Северном Причерноморье смыкалась с сабатиновской культурой25. Поселения культуры ноа располагались на открытых местах, не имели укреплений и состояли из жилищ - шалашей из ветвей, обмазанных глиной. Среди остатков поселений много зольников. Особенность культуры ноа заключается в обилии орудий из кости. Бронзовых изделий мало, и чаще всего они встречаются в кладах. Умерших в скорченном положении клали в могилы, поверх иногда насыпали курганы. Изредка встречаются трупосожжения. Основным занятием носителей культуры ноа были земледелие и скотоводство. Сильные восточные элементы в культуре ноа позволяют некоторым ученым предполагать, что ее носители были потомками племен срубной культуры, переселившимися на запад и ассимилировавшими местные культуры. Другие считают, что восточные элементы в культурах монтеору и ноа были результатом диффузии. Северную Молдову занимали носители культуры костиша (названа по поселению Костиша (Costisa) у г. Пьятра-Нямц26. В среднем и позднем бронзовом веке известна культура, которая в Румынии и в Восточной Словакии называется отомани (по поселению Отомани на северо-западе Румынии), а в Венгрии - фюзешабонской. Ее начальная стадия синхронизируется с мадаровской культурой, но она существовала дольше. В Восточной Словакии систематически исследовано большое поселение культуры отомани в Барце у г. Кошице27. Поселение было укреплено валом и рвом. Дома из одного, двух и трех помещений стояли правильными рядами; ряды домов были отделены улицами шириной 2, 5 м. В слое Отомани II открыто 29 домов, расположенных в четырех порядках. Длина домов до 12, 3 м. Дома находились на расстоянии 40-80 см друг от друга, соседствовали длинными стенами, а короткими были обращены к улице. В домах было по одному-два очага из глины. Полы были деревянными. Рядом с укрепленным поселением расположено большое неукрепленное (до сих пор неисследованное) поселение культуры отомани. К той же культуре принадлежит облицованный деревом колодец (в Гановцах у г. Попрад), сооруженный над теплым минеральным источником и имевший культовое значение. Обряд погребения на ранней и поздней стадиях - трупосожжение, на стадии отомани II (по Райнеке - В - С) - трупоположение в скорченном виде. Поселение Фюзешабони в Венгрии представляет собой телль диаметром 80 м с трехметровым культурным слоем28. Найдены обугленные остатки больших и малых, прямоугольных и округлых столбовых домов. Один дом типа мегарона. Отоманская (фюзешабонская) керамика богато украшена резным орнаментом, но главным образом пластическими, подчеркнутыми каннелюрами, бугорками. Среди орнаментированной керамики наиболее типичны кувшины с высоким горлом, чашки и кружки с одной ручкой, миски, бокаловидные сосуды на одной ножке. Сохранились чашки, сделанные из березовой коры. Как и во всех культурах бронзового века, широко использовались каменные и костяные орудия, но уже очень высокого развития достигла металлургия бронзы и золота. На многих поселениях встречены каменные литейные формы. На поселениях и в могильниках найдены боевые топоры, мечи (в том числе широколезвийные с нервюрой и наклепанной рукоятью), ножи, втульчатые наконечники дротиков, налокотники. Оружие часто покрыто богатым спиральным и линейным резным орнаментом29. Украшения сделаны из разных материалов: булавки бронзовые и костяные, подвески золотые и бронзовые «семиградского типа», браслеты, заканчивающиеся плоскими спиральными дисками. Ожерелья состояли из янтарных и фаянсовых бус и луновидных бронзовых подвесок. Найдены женские глиняные фигурки. Умерших хоронили в скорченном положении на боку, позже появились трупосожжения. Носители отоманско-фюзешабонской культуры пользовались четырехколесными повозками, о которых дают представление многочисленные глиняные модели. Из 52 местонахождений таких моделей в восточной части Центральной Европы значительная часть приходится на памятники отоманско-фюзешабонской культуры. Другая значительная группа найдена в ветеровской и мадаровской группах поздней унетицкой культуры к северу от Среднего Дуная30. Некоторые традиции юго-восточной группы памятников курганной культуры, но главным образом отоманской (фюзешабонской), унаследовала пилинская культура конца среднего и позднего бронзового века, распространенная по всей большой венгерской равнине на восток от Дуная. Она известна в основном по большим полям погребений с трупосожжениями. Керамика представлена крупными амфоровидными сосудами, кувшинами, чашами с заглаженной матовой поверхностью, каннелированным орнаментом и бугорками. Пилинская культура отличается большим количеством бронзовых изделий в погребениях и особенно в кладах. В могилах найдены серии миниатюрных бронзовых изделий (оружие, украшения, орудия труда), изготовленных специально для похорон31. ПРИМЕЧАНИЯ:17) Кличевач - село в Сербии на правом берегу Дуная. См.: М. М. Vasic. La necropole de Klicevac. - Starinar, NS, 3-4, 1952-1953. Назад к тексту 18) Cirna - село в Олтении, где раскопан большой могильник с трупосожжениями. В девяти могилах найдены глиняные фигурки. См.: V. Dumitrescu. Les statuettes de l'age du bronze decouvertes dans la necropole de Cirna. - Jahrbuch fur Prahistorische und Ethnographische Kunst (JPEK), 19, 1954-1959. Назад к тексту 19) Dupljaja - село в Сербии. См.: Starinar, S. III, 5-6, 1928-1929; Starinar, NS, 2, 1951. Назад к тексту 20) C. Schuchhardt. Alteuropa, стр. 234- 236. Назад к тексту 21) К. Horedt. Die Wietenbergkultur. - Dacia, NS, IV, 1960, стр. 107-138. Назад к тексту 22) I. Nestor, E. Zaharia. Santierul Arheologic Sarata-Monteoru. - Studii si cercetari de istorie veche, VI, № 3-4, 1955, стр. 487-513 (резюме на русск. яз.). Назад к тексту 23) М. Гимбутас считает, что культуры монтеору и отомани возникли в результате вторжения с Востока (из степей Причерноморья) «курганного народа» (ямной культуры), принесшего новые элементы культуры: курганы, боевые топоры и т. д. Однако никаких доказательств такого вторжения нет. Скорее, речь может идти о диффузии отдельных культурных явлений. Назад к тексту 24) М. Petrescu-Dimbovita. Contributii la problema starsitului epocii bronzului si inceputului epocii fieiului in Moldova. - Studii si cercetari de istorie veche. VI, № 3-4, 1955; M. Петреску-Дымбовица. Конец бронзового и начало раннежелезного века в Молдове в свете последних археологических раскопок. - Dacia, NS, IV, 1960. Назад к тексту 25) Е. А. Балагурi Могильник культури Ноа на Станicлавщинi. - Археология, XIII, 1961, стр. 145-154; Э. А. Балагури. История племен позднебронзового периода в Среднем Поднестровье (культура Ноа). Автореф. канд. дисс. Киев, 1964. Назад к тексту 26) Ал. Вульпе. К вопросу о периодизации бронзового века в Молдове. - Dacia, NS, V, 1961, стр. 105-122; М. Florescu. Problemes de la civilisation de Costisa a la lumiere du sondage de Borlesti. - Dacia, NS, XIV, 1970. Назад к тексту 27) Раскопки 1951-1954 гг. См.: L. Hajek. Trouvaille precieuse de l'age du bronze faite a Barca. - Archeologicke rozhledy, 5, 1953; Он же. Zur relativen Chronologie des Aneolithikums und der BZ in der Ostslowakei. - Kommission Nitra 1958. Bratislava, 1961; J. Kabat. Barca, village otomanien, fortification du village. - Archeologicke rozhledy, 7, 1955. Назад к тексту 28) Fuzesabony - юго-восточнее Эгера. Раскопки поселения среднего бронзового века произведены в 1931 г. Томпой. См.: F. Tompa. 25 Jahre Urgeschichtsforschung in Ungarn, стр. 27-127. Назад к тексту 29) Наиболее совершенные формы оружия найдены в кладах в Гайдушамшон (Hajdusamson) к северо-западу от Дебрецена (Венгрия) и у с. Апа около Сату-Маре (Румыния). См.: D. Popescu. Depot des bronzes de Ара. - Dacia, VII-VIII, 1937-1940; Он же. Die fruhe und mittlere Bronzezeit in Siebenburgen. Bukarest, 1944. Назад к тексту 30) I. Bona. Clay Models of Bronze Age Wagons and Wheels in the Middel Danube Basin. - Acta Archaeologica Hungaricae, 12, 1960, стр. 83-111. Назад к тексту 31) Т. Kemenczei. Ein Beitrag zur Frage der Gliederung der Pilinyer Kultur. - Archaeologiai Ertesito, 92, 1, 1965, стр. 3- 26. Назад к тексту
|
« Понятие о бронзовом веке как исторической эпохе и культурной стадии | Бронзовый век Западного Средиземноморья » |
---|
Источники: |