Бронзовый век Юго-Восточной Европы |
Страница 1 из 3 Особое место в археологии бронзового века должно быть отведено карпато-дунайской области. Вследствие ее расположения на границе между Южной и Северной Европой здесь встречались различные культурные течения. Большая, чем других областей Европы, близость к Эгейскому миру и к Кавказу с его высокой металлической культурой, богатство медью и золотом, плодородные почвы среднедунайской и нижнедунайской низменностей, в равной степени пригодные для земледелия и скотоводства, хозяйственные и культурные традиции эпохи неолита - все это создавало хорошую основу для дальнейшего развития. И в самом деле, многочисленные находки свидетельствуют о том, что в бронзовом веке население карпато-дунайской области достигло высокого жизненного уровня и создало своеобразную культуру. Говоря о бронзовом веке Венгрии, следует прежде всего исключить из рассмотрения те части страны, которые входили в уже описанные культурно-исторические области. Запад Венгрии участвовал в развитии среднеевропейской культуры курганных погребений, а север находился под влиянием лужицкой культуры. Своеобразным был путь развития в восточной части страны. Так называемые среднедунайские поля погребений простирались от Альфёльда, Нижней Савы и Дуная за пределы Венгрии - в Словакию и до Бухареста - и заканчивались в Северо-Восточной Венгрии, доходя до бассейна Тисы и ее северных притоков. Еще в медных изделиях проявилось своеобразие карпато-дунайских форм. Наряду с плоскими и молотовидными топорами, ведущими свое происхождение от неолитических образцов, известны топоры изящных форм с вислым обухом, трубчатым проухом, стройным туловом и оттянутым книзу лезвием. Большие двойные спирали, короткие кинжалы, серпы и массивные браслеты переходят из медного века в бронзовый.
В бронзе собственно местной формой был обильно украшенный гравировкой топор с удлиненным концом, фигурной втулкой и помещенным на тыльной стороне круглым щитком (диском)1. Распространены были также топоры с удлиненным обухом. Любовь к украшениям из больших спиралей усилилась в развитом бронзовом веке, и появились фибулы огромных размеров. Распространены браслеты с двойной спиралью на обоих концах и головные обручи с насаженными спиралями. Многие бронзовые украшения предназначались для конской сбруи. Большинство бронзовых изделий изготовлено в местных мастерских. Венгерские бронзы легко распознаются химическими анализами по содержащейся в них сурьме. Наряду с литьем бронзы развилась ковка металла. Много было металлической посуды. Вероятно, связями с Эгейским миром объясняется орнаментика венгерской бронзы. В раннем бронзовом веке это спиральные ленты, в позднем - серповидные листья, которые вместе с другими рисунками составляют орнаментальные ленты. Впрочем, не обязательно в данном случае связывать появление такого орнамента с внешним влиянием, он может восходить к неолитическим образцам местной расписной керамики, встречающейся в дунайских культурах. Венгерские бронзовые топоры. Национальный музей в Будапеште В карпато-дунайской области найдено больше кладов медных, бронзовых и золотых вещей, чем в других местах. Они состоят из наборов вещей, которые могли принадлежать бродячим торговцам. Так, один из найденных в Венгрии кладов содержал восемь мечей, четыре наконечника копий и восемь браслетов; другой - котел и 14 рифленых цист. Многие клады состоят главным образом из обломков вещей, вероятно предназначенных на переплавку. Отличные среднедунайские бронзовые изделия (в частности, шлемы) экспортировались за пределы области их изготовления и попадали далеко на север. Своеобразие бронзовых изделий Венгрии и юго-востока Европы свидетельствует не об этническом единстве населения этих областей, а главным образом о наличии крупных металлообрабатывающих центров, влияние которых распространялось на отдаленные районы. Если брать другие элементы культуры, то картина в этой области получается очень пестрая - здесь насчитываются десятки археологических культур (или групп). К сожалению, они пока еще не приведены в стройную систему, много спорного в их датировках. Более того, одинаковые группы памятников, одинаковые культуры в разных странах выступают под разными названиями. Один из этапов переходного периода к бронзовому веку представлен румынской культурой глина III - шнекенберг2. Она распространена в Олтении, Мунтении и на юго-востоке Трансильвании. Поселения неукрепленные, с деревянными легкими постройками. Дома - со стенами из плетня, обмазанного глиной, шалаши, реже землянки. Иногда следы обитания людей этой культуры находят в пещерах. Из вулканических пород камня и кремня делали плоские прямоугольные топоры и сверленые топоры-молотки, ножи, наконечники стрел; из меди - топоры, подражающие названным каменным формам, небольшие ножи, спиральные многооборотные браслеты. Характерной формой был прямоугольный топор с проушиной, слегка расширяющейся к лезвию. Керамика представлена горшками из грубого (с примесью шамота, песка, даже гальки) теста, украшенными выпуклыми бугорками или налепными валиками с насечками и защипами, и столовой посудой серого, черного или коричневого цвета, часто с лощеной поверхностью. Основные ее формы: низкие миски, чашки с одной или двумя ручками, стаканы, кувшины с шаровидным туловом и высоким цилиндрическим горлом, аски. В начальном периоде развития эта керамика не была орнаментирована, позже появился шнуровой орнамент, врезные линии и ленты. Найдены глиняные фигурки людей и животных, миниатюрные модели боевых топоров, глиняная модель повозки. Носители культуры глина III занимались земледелием и скотоводством. В стаде преобладал крупный рогатый скот. ПРИМЕЧАНИЯ:1) Подобной формы топоры и поныне находятся в употреблении в Венгрии и называются «fokos». Назад к тексту 2) Культура глина III названа по поселению Глина на окраине Бухареста со слоями начиная с культуры боян. Слой Глина III относится ко времени перехода к бронзовому веку. См.: J. Nestor. Fouilles de Glina. - Dacia, III/IV, 1927/ /1932. Культура шнекенберг названа по поселению на холме у г. Брашов и является вариантом культуры глина III в Трансильвании. См.: A. Prox. Die Schneckenbergkultur. Kronstadt, 1941; Г. Б. Федоров, Л. Л. Полевой. Археология Румынии. М., 1973. Назад к тексту |
« Понятие о бронзовом веке как исторической эпохе и культурной стадии | Бронзовый век Западного Средиземноморья » |
---|