ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Ирландия >> Туризм в Ирландию >> Социальная иерархия древнеирландского общества
28.11.2024 г.
Главная
Археология
История
Культура
Искусство
Быт кельтов
Новости
Статьи
Карты
Галереи
Схемы и таблицы
Библиотека
Англия
Ирландия
Шотландия
Франция
Италия
Россия
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Творчество
Новости портала
Книги
Контакты
Поиск
Форум
Ссылки
Кельтские символы
Фильмы о кельтах
Художники
СТРАНЫ
Англия
Ирландия
Шотландия
Уэльс
Франция
Италия
Германия
Россия
СТАТЬИ
ИСТОРИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИКА
КАЛЕНДАРЬ
Кожаные украшения с натуральными камнями | Кельтские амулеты в эзотерическом интернет-магазине Ривалон

Социальная иерархия древнеирландского общества

Структура древнеирландского общества была жестко иерархизирована. Самым важным являлось деление на "привилегированных" (nemed) и "непривилегированных" (doernemed). К первым относились короли, вожди, позднее также епископы и аббаты, судьи и поэты всех рангов (но не барды!). Ко вторым - большинство свободного населения, торговцы, иностранцы и "люди ремесла" (за исключением поэтов). Рабы (moga) в эту схему не включались. Соответственно своему положению привилегированные сословия обладали как общими преимуществами (в основном связанными с судопроизводством), так и специфическими правами - например, правом на свободное гостевание в любом доме у любого человека, а короли и поэты - правом на всех женщин Ирландии, более низких или равных им по статусу.

Всякий человек, владевший скотом, считался "благородным", айре (aire). Айре составляли большую часть населения Ирландии. Самый низший из рангов благородных людей, предполагал владение хотя бы одной молочной коровой. Важно отметить, что коровы являлись для ирландцев не только универсальной мерой стоимости - к примеру человек, владевший имуществом, эквивалентным по стоимости нескольким коровам (одна корова приравнивалась к одной унции серебра), но не имевший самих коров, не считался "благородным". Статус благородного предполагал в первую очередь право на владение землей - айре имели право на свою долю общинной земли, могли покупать, продавать и завещать личные наделы. Также могли содержать клиентов и рабов, были вправе при случае рассчитывать на помощь своего племени. В случае необходимости составляли королевское войско. При проезде через их земли короля были обязаны обеспечить приют, пропитание и развлечения на все время его пребывания, таким же образом обязаны были привечать и странствующих поэтов.

Ниже по рангу стояли ремесленники, которые передавали свою профессию по наследству, притом как по мужской, так и по женской линии (кузнецы не исключение), и обеспечивали себе пропитание исключительно своим ремеслом. В широком смысле "ремесленниками" считались все люди различных профессий, требовавших специальных знаний и навыков: sair "плотники", gobainn "кузнецы", cerdda "ювелиры", legi "врачи" и др. - все они относились к fodanae, т.е. к "низшим ремесленникам". В отличие от айре, не имели право ни на общинную, ни на личную землю - если ремесленник приобретал собственный надел, он лишался права наследственной передачи профессии. Часто младшие дети ремесленников или становились земледельцами, или покидали свой септ и находили пристанище либо при монастыре, либо при дворе какого-либо из королей.

Отдельную категорию "людей ремесла" составляли поэты (fili). Несмотря на то, что они также не должны были владеть землей, они пользовались всеми правами привилегированных сословий - так, они не были привязаны ни к какому племени, были вольны переходить от одного короля к другому, и никто в Ирландии не имел права отказать им в гостеприимстве. Стихотворения и поэмы, сочиненные на заказ, считались самым дорогим "товаром".

Поэтом можно было стать либо по наследству, либо пройдя специальный двенадцатилетний курс обучения в поэтической школе. При приеме в такую школу особое предпочтение отдавалось слепым. Все ирландские поэты были организованы в единую "корпорацию", включавшую семь рангов, при этом в зависимости от ранга поэт мог сочинять и исполнять только произведения определенного жанра и метрического размера.

Хулительная песнь, сочиненная поэтом какому-либо королю, автоматически вела к тому, что последний немедленно "лишался чести" и в глазах своих подданных более не мог быть полноценным правителем. При угрозе исполнения такой песни короли, а равно и все прочие, предпочитали откупаться, и иногда весьма большой ценой…

В отличие от поэтов, барды не являлись привилегированной профессией, и могли либо исполнять произведения, сочиненные другими поэтами, либо сочинять стихи низшего разряда - "бардовскую поэзию" (bairdne), не включавшую хвалебные оды, генеалогии и надгробные плачи. Барды приравнивались к простым ремесленникам.

Теми же привилегиями, что и поэты, обладали профессиональные судьи (brithem). Судьи и поэты относились к "высшим ремесленникам" - dagdanae. Судьи и поэты высших рангов, как и позднее аббаты монастырей, приравнивались по статусу к королям.

Следующую ступень социальной иерархии составляли полусвободные - безземельные арендаторы (mruigfer) и клиенты, или слуги (c?ile). Арендатором считался всякий земледелец-общинник, вынужденный работать на чужой земле ввиду отсутствия или недостатка собственной, и имевший собственности меньше, чем на унцию серебра (= корову); клиентом (слугой) считался любой человек, добровольно поступивший в услужение к другому, обычно за плату или под гарантию защиты. Клиентство было обычно временным, притом можно было служить нескольким господам одновременно.

На низшей ступени стояли рабы (mug), или senchleithe (досл. "старый дом"). Рабами становились военнопленные или добровольно шедшие под ярмо - изгои и те, кто не имел или лишился собственности.

Вне социальной иерархии, а следовательно, и вне закона, ставились изгои (deorad), сумасшедшие (geilt), колдуны-заклинатели (c?inte), преступники, скрывающиеся от наказания, а также свободные воины-фении (fianna).

Фении юридически никому не подчинялись и обычно служили тому королю, который давал им приют и покровительство, либо же хорошо платил. Они занимались исключительно войной как наемники, а при отсутствии таковой - грабежом и разбоем. Хоть право и церковь и ставили их вне закона, однако не считаться с ними как с воинской силой не мог никто - в фольклоре это нашло отражение, например, в "цикле Финна" (fiannagecht). Изначально, вероятно, временное пребывание в рядах фениев являлось необходимой частью юношеских инициаций, необходимым для каждого ирландского мужчины "курсом молодого бойца". Весьма многочисленны фении были еще в VIII-IX вв., и реликты этого явления сохранялись вплоть до 17-го века (ср. многочисленные народные баллады о "благородных разбойниках").
 
« Королевская власть в древнеирландском обществе   Общественно-политическое устройство ирландского общества »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104