Королевская власть в древнеирландском обществе |
Короли и их прямые родственники занимали высшую ступень социальной лестницы. Король любого ранга, от короля туата до короля пятины, выполнял все традиционные для королевской власти функции - собирал и возглавлял войско, руководил в суде, управлял общественными работами (такими, как прокладка и ремонт дорог, возведение мостов и собственных резиденций), заключал договоры (cairde) с соседями. Кроме того, король был обязан следовать ряду предписаний, которые можно условно охарактеризовать как "ритуальные". Важнейшими из них были следующие.
1. Король должен был раз в году объехать все свои владения в определенной последовательности, раздавая строго установленные в зависимости от каждого племени и статуса подчиненного правителя / главы септа дары (t?arastla) - мечи, кольчуги, одежду, коней, рабынь, золотые украшения и, в свою очередь, принимая ответные дары (c?sa) - в основном скот, ткани, дичь, пиво и разного рода еду. Такой объезд отчасти заменял сбор дани.
2. Раз в году король должен был устраивать для всех своих подданных большое празднество - народное собрание, или ?энах (?enach), сопровождавшееся пиром, ярмаркой, поэтическими и спортивными состязаниями. Кроме того, на таких собраниях вершился королевский суд, заключались торговые сделки и межплеменные договоры.
3. Король должен был содержать на своей земле "заезжий дом", или бруиден (bruiden), в котором любой гость был вправе рассчитывать на приют и угощение. Кроме того, всякий, находившийся в бруидене, находился под личной защитой короля и был неприкосновенен. Статус хозяина заезжего дома приравнивался к статусу самого короля.
Своего рода ритуалом был и обмен заложниками. Король, вступая на престол, должен был обменяться заложниками со всеми королями-соседями, а также отправить заложников вышестоящему королю и взять таковых с нижестоящих. При каждой смене короля такая процедура повторялась.
Помимо того, существовало множество других предписаний - так, король не должен был покидать пределы своей резиденции в одиночестве, иначе он терял свою честь.
Формально существовал титул "верховного короля" всей Ирландии - Ard r?, который часто (но не всегда!) именовался "королем Тары" (r? Temrach). Традиционно ко времени начала святительской миссии св. Патрика "верховными королями" считались представители династии Уи Нейллов, реально контролировавших север Ирландии (Ульстер, Айлех, Арьгиаллу) и центральные области (Миде и Брегу), однако их власть редко распространялась за пределы этих территорий.
Верховная королевская власть являлась в первую очередь ритуально-мифологическим понятием, связанным с владением Миде - областью, в которой некогда находились главные священные центры Ирландии, составлявшие две "пары" (emain) - Т?варь, или Тара (Temair) и Тальтиу (Tailltiu), Ушнех (Uisnech) и Тлахтга (Tlachtga).
Таким образом любой король, контролировавший Миде, мог считаться верховным…
Наследование королевской власти осуществлялось разными способами. Наследником мог стать прижизненно провозглашенный преемник - ригдомна (rigdomna), не обязательно бывший родственником короля, или же танист - "второй после короля", обычно наиболее знатный и влиятельный человек в королевстве, титул которого тоже давался королем. При их гибели или отсутствии власть переходила к старшему из родственников короля - брату или дяде. Если и таковых не находилось, королем становился самый знатный из соплеменников, но при этом соблюдалось правило, что "король должен быть сыном одного короля и внуком другого".
Чаще всего в ирландских хрониках встречается такая последовательность наследования: король - брат короля - сын короля - брат сына короля или сын брата короля - внук короля.
|
Социальная иерархия древнеирландского общества » |
---|