Бронзовый век Западного Средиземноморья |
Страница 3 из 4 Керамика кастелучьо расписана коричневыми или темными линиями по светло-желтому или красноватому фону. Орнамент геометрический в виде зигзагов или перекрещивающихся лент. Важнейшие формы - большая двуручная амфора, большая чаша на высокой конической ножке, кувшины в виде «песочных часов» с одной или двумя ручками, маленькие пиксиды с конической ножкой и т. д. Каменные орудия различны на поселениях и в погребальных комплексах. На поселениях чаще всего встречаются орудия кампинийского облика с грубой двусторонней оббивкой. В местах погребений найдено много кремневых ножей, а также сверленые базальтовые топоры, зернотерки и др. Впервые появляются бусы из камня. Металл применяли еще очень редко и преимущественно для украшений, но встречены и треугольные кинжалы, и простые плоские топоры. Важная датирующая находка - костяные пластинки, украшенные рядом шишечек и очень тонким орнаментом, вырезанным на шишечках и на полях между ними. Семь таких пластинок найдено в могильнике Кастелучьо и еще несколько - в других местах. Аналогичные предметы известны на Мальте, в Лерне на Пелопоннесе в среднеэлладском слое и в слоях Трои II-III. Эти находки, а также другие импортные вещи позволяют датировать культуру кастелучьо концом среднеэлладского и началом позднеэлладского периода III. Культура кастелучьо связана с Мальтой того времени, когда заканчивается развитие местной мегалитической архитектуры и на руинах храма в Тарксиене возникает кладбище с погребальными урнами. Особая ветвь культуры кастелучьо представлена в области Агридженто, где керамика отличается более сложным орнаментом. Чрезвычайно интересна находка в двух могилах, датированных концом среднеэлладского периода, колоколовидных кубков, проникших в это время на Сицилию и, вероятно, одновременно распространившихся и в других областях Европы12. На Липарских островах культура раннего бронзового века названа по поселению Капо Грациано (о. Филикуди), расположенному на вершине холма. Овальные жилища были сложены из неотесанного камня и покрыты соломенными крышами. Погребения совершали на краю холма в природных расщелинах скалы. Это коллективные погребения, подобные сицилийским, но местные жители не сооружали выбитых в скале гробниц из-за того, что скалы здесь очень твердые. Импортная и эгейская керамика позволяет датировать эту культуру концом среднеэлладского - началом микенского периода III. Средний бронзовый век в Сицилии и на Липарских островах связан с традициями предшествующего времени. Могилы по-прежнему высекают в скалах и придают им эллиптическую, прямоугольную и круглую форму. Наиболее известен в Сицилии могильник того времени Тапсос между Сиракузами и Аугустой, по которому и называется культура среднего бронзового века. На плато в могилу ведет вертикальная шахта со ступенями; если могила высечена в скале, то в нее ведет небольшая боковая дверь. В стенах погребальной камеры сделаны ниши. У некоторых могил есть «передняя» с высеченными в скале пилястрами. Встречаются могилы, перекрытые купольным ложным сводом (толосы). Могильники среднего бронзового века больше, чем в предшествующее время, и содержат иногда свыше 1 тыс. погребений. Кремневые и обсидиановые орудия полностью исчезают, их вытесняют бронзовые. Среди бронзовых изделий есть посуда и мечи, подражающие микенским формам. Иногда в могилу кладут миниатюрные копии мечей. Появляется много украшений, в том числе импортных: гребни из слоновой кости, кольца из листового золота и из янтаря. На острове Липари и в Милаццо на близлежащем берегу Сицилии открыты укрепленные поселения и могильники среднего бронзового века XV-XIII вв. до н.э. В Милаццо сохранились следы 33 круглых хижин с фундаментами из положенного насухо камня. Среди керамических изделий найдено большое количество пифосов (для воды). Эти сосуды использовали также для погребений. Встречаются кубки на высокой полой ножке, шаровидные бутыли, кувшины с ручкой, украшенные тисненым геометрическим орнаментом. Формы для литья браслетов и бронзовых кинжалов свидетельствуют о местном металлургическом производстве. Сосуды апеннинской и микенской культур, сегментированные фаянсовые бусы указывают на связи с континентальной Италией, Эгейским миром и Египтом. Культуры, которые процветали в Сицилии и на Липарских островах в раннем и среднем бронзовом веке, внезапно закончили свое развитие в середине XIII в. до н.э. Поселения были разрушены вторжением иноземцев, пришедших из Италии. Их идентифицируют с авзонами, которые согласно греческой традиции пришли на Липарские острова из Италии. Изменился весь образ жизни местного населения, появился обряд кремации с захоронением праха в урнах. К концу бронзового века Сицилии относится культура панталика. Она названа по поселению и могильнику в восточной части острова, в 34 км к северо-западу от Сиракуз. Могильник с 5 тыс. погребений - самый большой на острове. Погребения находятся в округлых камерах, высеченных в скале. Вход в них закрывался вертикально поставленной каменной плитой. Иногда несколько камер располагаются у общего входа и представляют, очевидно, «семейный» склеп. В погребениях много украшений и других вещей. Вследствие того что в тех же камерах хоронили и позже, в них находят обычно несколько скелетов и перемешанные вещи из разных погребений, и это затрудняет их датировку. Керамика представлена кубками на высокой ножке, кувшинами, амфорами. Многие из металлических вещей (зеркала, двулезвийные ножи, мечи и кинжалы) имитируют микенские типы, но есть и оригинальные типы: прямоугольная бронзовая бритва, смычковая и лучковая фибулы. Позже под финикийским влиянием появляются коленчатая фибула и фибула с утолщенной дужкой. В некоторых могилах найдено много оружия. Поселения расположены на естественно укрепленных местах. На самом поселении Панталика найдены остатки «дворца», построенного в циклопической технике. Это прямоугольное в плане здание (37,5 х 11,5 м) состоит из восьми помещений. Самое большое из них с трех сторон окружено каменной стеной, сложенной из огромных (до 1,5 м в длину) блоков ракушечника. В целом культура панталика относится к XII-VIII вв. до н.э. и делится на четыре стадии. Две последние - это уже железный век. Стадия панталика I (северные некрополи) датируется XIII-X вв. до н.э. (по Мюллер-Карпе - только XII в. до н.э.); панталика II - X-IX вв. до н.э. (по Мюллер-Карпе - XI-X вв. до н.э.)13. На Сардинии в бронзовом веке существовали небольшие деревни, состоявшие из группы круглых хижин, построенных под защитой сложенной из камня без связующего раствора башни - «нураге», которую считают также жилищем племенного вождя14. Эти башни имеют стены колоссальной толщины и сравнительно небольшие конусовидные внутренние помещения. На Сардинии насчитывается свыше 2000 нураг. Встречаются также нураги и поселения вокруг них, окруженные овальными или четырехугольными стенами из дикого камня с бастионами. Они датируются второй половиной II тысячелетия до н.э.15, но доживают до VIII столетия до н.э. Вероятно, их расцвет был связан с эксплуатацией местных медных руд. Рудники, плавильные печи и клады металлических изделий свидетельствуют об интенсивном металлургическом производстве. Клады содержат изделия, типологически очень разновременные: плоские или с закраинами топоры и кинжалы с округлым обушком, относящиеся к медному или раннему бронзовому веку, топоры со втулкой и мечи позднего бронзового века. Наряду с изделиями местного ремесла в кладах находят двойные топоры, топоры-тесла, свидетельствующие о связях с Эгейским миром. Сардинские нураги ПРИМЕЧАНИЯ:12) L. Bernabo Brea. Sicily before the Greeks. London, 1966, стр. 118-119; J. D. Evans. The Prehistoric Antiquities of the Maltese Islands. London, 1971. Назад к тексту 13) L. Bernabo Brea. Sicily..., стр. 143-156, H. Muller-Karpe. Beitrage zur Chronologie..., стр. 186. Назад к тексту 14) M. Guido. Sardinia. London, 1963. Назад к тексту 15) Для нураге Барумини есть радиокарбонная дата - 1470 + 200 г. до н.э. (American Journ. Science Radiocarbon, Suppl. 2, 1960, стр. 5-11). Назад к тексту |
« Бронзовый век Юго-Восточной Европы | Бронзовый век Средней Европы. Унетицкая культура » |
---|