Моргана |
Образ Морганы имеет многовековую традицию: он вобрал в себя как черты служительниц языческих культов, так и черты женских кельтских божеств. В кельтской (ирландской) традиции богини войны и смерти (по другим версиям, богини любви и войны) Морриган, Маха и Модрон (божественная мать) нередко именовались собирательным именем Морриган. Представление о троичности Богини-Матери: девушки, женщины и старухи, наделенной в равной мере силами созидания и разрушения, известно в ряде языческих культур и характерно для кельтской мифологии. Моргана, которую некоторые авторы, в том числе Гиралд Камбрийский, хотя и с оговорками, называют «богиней», возможно, восходит к этим богиням. Собственно имя «Моргана», очевидно, возникло на одной из промежуточных стадий складывания образа и могло быть позаимствовано у бретонской богини рек — Морган или Морген. По мнению Дж. Риса имя Морген, означающее «дитя моря» в валлийской традиции превратилось в Мориен. С троичной кельтской богиней Моргану Ле Фей артуровского эпоса связывает целый ряд характерных черт. Она выступает старшей в трио чародеек (двумя другими названы королева Северного Уэльса и Себила). Моргана наделена способностью летать, оборотившись в ворона, являться как соблазнительно прекрасной девой, так и безобразной каргой, внушающей ужас и отвращение. Эпитет Ле Фей во французском прозвище сводной сестры Артура Морганы, которая в конце его земной жизни увозит умирающего короля на Аваллон, — возможно, возникновение в Средневековье варианта кельтского слова «фейри».
В валлийской традиции эквивалентом богини-матери выступает Модрон (одноименная Модрон традиции ирландской). Одна из сравнительно поздних триад называет Модрон супругой Уриена и матерью Овейна. В артуровских романах Моргана — жена Уриенса, короля земли Гоор и мать Ивейна. Моргана заняла место Модрон, очевидно в результате наложения одной ветви кельтской традиции на другую. Аваллон, вероятно, первоначально считался островом, где обитал валлийский Аваллах. После ухода Аваллаха на Запад остров унаследовала Модрон. Галфрид называет Моргану дочерью Аваллока, причем и здесь это имя окавается связано с исцелением в потустороннем мире. Аваллок — это, вероятнее всего. Аваллах валлийских сказаний. Тем временем Аваллон достается Моргане в наследство от отца. Существует также традиция , наделяющая остров Аваллон и другим правителем—мужчиной. Кретьен де Труа, ссылаясь на услышанную от бродяг-сказителей — вероятнее всего, бретонских или валлийских бардов — легенду, называет его Гингамар, Моргана при этом становится его возлюбленной. У Мэлори возлюбленный Морганы появляется под именем Грингамура, брата Лисы из Замка Угроз и владельца острова Аваллон, расположенного «в море напротив Замка Угроз». Однако это скорее исключение, чем правило, как правило Моргана властвует на Аваллоне собственными именем. В ранних версиях легенды Моргана не враждебна Артуру: именно к этой хозяйке Авалона отправляется для исцеления смертельно раненный король. Такие черты кельтской богини, как способность обращаться то безобразной старухой, то прекрасной молодой женщиной, которая то помогает героям, то враждебна им, приписываются Моргане Ле Фей с самых ранних артуровских романов. Однако начиная с «Вульгаты», она появляется лишь в темной своей ипостаси. Создается впечатление что злая волшебница Моргана — персонаж, изобретенный цистерцианскими монахами, составившими этот ранний свод романов. Сестрой Артура Моргана впервые названа у Кретьена де Труа, однако чаще рыцарские романы называют ее его сводной сестрой, младшей дочерью Игрейны и герцога Корнуолла Горлойса.
После смерти Утери Пендрагона она была отправлена в школу при монастыре, в которой (по Мэлори) и обучилась черной магии. Существует также иная версия, согласно которой чародейству ее обучил Мерлин. Моргана была выдана замуж за противника Артура в войне против Северного Союза, короля земли Гоор Уриенса. Название страны, королевой которой стала Моргана, также связывает ее с потусторонним миром. Впрочем, Моргана так и не простила брату, что он выдал ее замуж, чтобы закрепить политический союз с недавним врагом, которого даже принял в орден рыцарей Круглого Стола. Легенда о том, что Моргана была возлюбленной хозяина Аваллона Гингамара, была использована для того, чтобы создать логичное обоснование не утихающей ненависти Морганы к королеве Гвиневере. Так, возник рыцарь двора Артура Гиомар (производное от Гингамар; причем у Мэлори он назван родичем Гвиневеры), который стал первой любовью Морганы. Еще до замужества Моргана была придворной дамой Гвиневеры. Застав однажды любовников и стремясь избежать скандала, королева уговорила Гиомара оставить Моргану. Моргана так и не простила этого Гвиневере и с тех пор искала возможности ей отомстить. Она оставила двор, чтобы разыскать Мерлина, предлагая стать его возлюбленной, если он научит ее колдовству. Мерлин согласился, но Моргана своего обещания не сдержала.
Моргана подстроила так, что Артуру и ее возлюбленному Акколону Галльскому пришлось выступить друг против друга на поединке «божьего суда». Перед самым поединком Артуру привезли не Экскалибур, а точную его копию, в то время как Акколон получил собственно волшебный меч. Вмешательство в поединок Нимуэ, Девы Озера, предотвратило поражение Артура, однако Акколон был ранен столь тяжело, что четыре дня спустя скончался. Перед смертью он признался Артуру в своей любви к Моргане и в том, откуда он получил меч. Артур, исцелившийся благодаря ножнам Экскалибура, приказал отвезти тело Акколона Моргане. Полагая, что Акколон с помощью волшебного меча успешно исполнил свою клятву, Моргана поспешила избавиться от ненавистного мужа. Выбрав момент, когда Уриенс спал, она попыталась убить его. Смерть Уриенса успел, однако, предотвратить Ивейн. Гибель Акколона едва не разбила Моргане сердце. Догадавшись, что предательство раскрыто, она со своими рыцарями покинула Камелот и уже к полудню добралась до монастыря, в котором залечивал свои раны Артур. Монахини не осмелились перечить королеве и пустили ее в покой, где спал Артур. Моргана надеялась тайком забрать у брата Экскалибур, но обнаружила, что король спит, крепко сжимая рукоять обнаженного меча. Поскольку она не могла взять Экскалибур, не разбудив при этом Артура, чародейка забрала с собой только ножны. Проснувшись, Артур хватился ножен и, собрав рыцарей, покинул монастырь, чтобы отправиться в погоню за Морганой. Видя, что от погони ей не уйти, Моргана закинула чудесные ножны Экскалибура в озеро, чтобы они не достались брату. Стремясь избавиться от погони, Моргана Ле Фей приказала своим людям спуститься в небольшую долину, усеянную каменными глыбами, и силами чар обратила своих спутников, их коней и саму себя в камень. Увидев вокруг себя каменные изваяния, Артур счел, что чародейку постигло справедливое возмездие, но стоило рыцарям Артура исчезнуть из виду, как каменные изваяния ожили, и Моргана Ле Фей приказала продолжать путь. Наконец она прибыла в страну Гоор, где была с почетом встречена, и принялась укреплять город и замки, готовясь к возможной войне с Артуром. Через некоторое время Моргана попыталась расправиться с королем, отправив в Камелот девицу с богато расшитыми драгоценными камнями плащом, который посланница должна была преподнести Артуру в знак примирения. По совету Нимуэ Артур приказал сперва накинуть этот плащ на посланницу, и волшебный подарок испепелил служанку Морганы. Моргане Ле Фей принадлежало несколько замков, причем часть их находилась в Гооре, а часть — в Логрии. Наиболее часто в романах упоминаются замок Чэриот, Дарнант и Бель Гард. Последний подаренный некогда королем Артуром, был ее излюбленным обиталищем. Неподалеку от этого замка Моргана с помощью полученных от Мерлина познаний в магии создала волшебную долину, окруженную невидимой стеной. Долина получила название Долины Без Возврата, поскольку оттуда не мог вернуться тот, кто не был верен в любви.
Со временем чародейка завлекла неверного Гиомара и многих других рыцарей. Его пленники приятно проводили время в пирах и развлечениях. Разрушить Долину Без Возврата мог только тот, кто и в мыслях оставался верен возлюбленной. Совершить этот подвиг выпало Ланселоту Озерному, который въехал в Долину, убив при этом двух драконов, и направившись через реку по заостренному клинку, и преодолел стену пламени, окружавшую дворец Морганы. В эпизоде Долиной Без Возврата при желании можно увидеть следы кельтского мифа о счастливых островах потустороннего мира, где властвуют женщины. В некоторых романах после Акколона Моргана проникается любовью к Ланселоту, который раз за разом отвергает ее любовь, однако чародейка неоднократно предпринимает попытки завлечь его в один из своих замков. Застав однажды Ланселота спящим, Моргана с помощью чар погружает его в еще более глубокий сон и приказывает своим рыцарям перевезти его в замок Чэриот. Когда чары рассеиваются, три королевы объявляют Ланселоту, что хотя им и известно, сердце его принадлежит королеве Гвиневере, сегодня их любовь — вновь благодаря чарам Морганы — окончится раз и навсегда. Ему остается лишь выбрать, которая из них станет его возлюбленной иначе он- никогда не покинет замка Чэриот. На счастье рыцаря его вызволяет девица из свиты королевы Морганы, отец которой оказался в беде. Рыцари Морганы по приказу своей госпожи неоднократно поджидали Ланселота, однако тому каждый раз удавалось бежать из плена. Наконец чародейке удалось заманить к себе возлюбленного Гвиневеры: одна из разосланных ею девиц пообещав удивительные приключение привезла Ланселота в Дарнант, где Моргана заключила рыцаря в донжон замка Единственным его соседом оказался сидевший здесь в заточении узник. Чтобы отвлечься от горестных дум, Ланселот рисовал на стенах картины, повествующие о любви к Гвиневере. Впоследствии эти рисунки Моргана показала королю Артуру. Из ненависти к Гвиневере Моргана стремилась не только разлучить ее с Ланселотом, но и раскрыть королю Артуру глаза на измену королевы и первого рыцаря, надеясь в очередной раз вызвать ссору при дворе короля, она послала в подарок брату чудесный рог, напиться из которого могла только та женщина, которая оставалась верна своему супругу; любая должна была обязательно пролить напиток. Случайно с посланцем чародейки столкнулся Ламорак Уэльсский и, желая уберечь от беды Ланселота, приказал отвезти этот рог ко двору короля Марка. Это стало причиной многолетней вражды между Тристаном и Ламораком. Когда случай привел в Дарнант самого Тристана, Моргана потребовала, чтобы странствующий рыцарь открыл ей свое имя или навсегда остался в этом замке. Узнав же, кто перед ней, она пожалела о данном обещании и потребовала, чтобы Тристан выступил на ближайшем турнире со специально подготовленным ею щитом. На червленом поле этого щита были изображены король и королева, а над ними — черный рыцарь, одной ногой попирающий голову короля, а другой — голову королевы. Король и королева на щите должны были изображать Артура и Гвиневеру, а тот, кто изображен над ними, якобы держал их обоих в своей власти. Имя этого рыцаря Моргана назвать отказалась. Как и предполагала чародейка, изображение заставило Артура вызвать Тристана на поединок (в котором, впрочем, Артур потерпел поражение) и едва не поссорило Тристана с Ланселотом.
В поздних рыцарских романах Моргана Ле Фей вступает в сговор едва ли не со всеми врагами короля Артура и Круглого Стола, в частности с Клаудом-Отступником, захватившим Бенвик после гибели отца Ланселота короля Бана, и Марком Корнуоллским. Клауд, собираясь в поход против Артура, чтобы заручиться помощью чародейки, обещает сделать ее королевой Логрии. Однако Моргана настаивает на том, что сперва им необходимо избавиться от Ланселота: пока на службе у Артура остаются этот лучший в мире рыцарь и другие рыцари Круглого Стола, любая война против Логрии обречена на поражение. Гостивший у Клауда Марк заявляет, что если Клауд не решится воевать против Артура, то он сам вторгнется со своим войском в Логрию. Моргана соглашается помочь и самому Марку Корнуоллскому, когда тот, узнав, что сын предательски убитого, им брата жив, опасается мести Александра-Сироты. По совету Тристана Александр отправился в Логрию, ко двору короля Артура. Марк же просил Моргану и королеву Северного Уэльса, чтобы они натравили на Александра самых безжалостных противников рыцарей Круглого Стола. Моргана подстроила поединок Александра с Малегрином, который был старше и много опытнее юноши, недавно посвященного в рыцари. Юному рыцарю удалось выиграть поединок, но сам он получил тяжелую рану. Якобы для того чтобы исцелить раны Александра, Моргана натерла их волшебной мазью, от которой боль утихла. Однако на следующей день страдания рыцаря возобновились, но теперь обычные целители уже были бессильны. В обмен на клятву провести в ее замке Бель Гард год и один день (в кельтской традиции — срок между помолвкой и свадьбой), Моргана предложила Александру исцелить его. Дав такую клятву, Александр исцелился, то тут же раскаялся в этом. Над рыцарем сжалилась дочь соседнего графа, посетившая однажды Моргану. Она нашла способ поджечь замок. Моргана бежала, спасаясь от пожара, а Александр провел назначенный срок среди руин Бель Гард, не нарушив тем самым клятвы. История Александра-Сироты — лишь один из сюжетов, где эта злая чародейка, использующая все свое колдовство против короля Артура и рыцарей Круглого Стола, выступает в роли целительницы. Даже в поздних версиях легенды она увозит смертельно раненного короля на Аваллон, где Артур найдет исцеление. Все это свидетельствует о том, что хотя к позднему Средневековью память о языческой традиции, наследницей которой являлась Моргана Ле Фей (и чародейки, и фейри вообще), значительно стерлась, она не была утеряна окончательно.
|
« Моргауза | Камелот расположение » |
---|