-- Культура полей погребений. Лужицкая культура |
Страница 1 из 3 Переход к позднему бронзовому веку ознаменовался широким распространением нового обряда погребения - трупосожжений с захоронением праха в могильниках без курганных насыпей, так называемых полях погребений, или полях погребальных урн (Urnenfelder)1. Важнейшая группа памятников, составлявшая, согласно распространенному, но, по-видимому, ошибочному мнению, ядро развития культур такого типа, носит название лужицкой культуры. Она выкристаллизовалась в польской области лужицкой культуры в среднем бронзовом веке (XIII в. до н.э.) на основе более древних местных групп и под влиянием восточных соседей, но унаследовала также некоторые элементы культуры курганных погребений Подунавья и Карпатской котловины. Конечный этап развития лужицкой культуры относится уже к гальштатской эпохе, VIII в. до н.э.2. Поселение культуры полей погребений у г. Перлеберг, Германия. Начало I тысячелетия до н.э. В отличие от племен культуры курганных погребений носители культур полей погребений были преимущественно земледельцами, скотоводство служило вспомогательной отраслью хозяйства3. Открыто много поселений и обширных могильников. Это свидетельствует не только о большей оседлости, чем у племен курганной культуры, но и о росте населения. Вероятно, именно в период распространения культур полей погребений в различных областях лесные почвы превратились в пахотные поля. Возрастающая плотность населения заставляла обрабатывать и менее плодородные земли. Земля повсеместно обрабатывалась уже плугом, лошадь приобрела хозяйственное значение. К ранее культивировавшимся злакам прибавились овес и рожь. Лужицкая культура сравнительно бедна металлом, его почти нет в погребениях. Зато погребения сопровождаются большим количеством посуды, иногда целыми сериями горшков. Племена лужицкой культуры постепенно расселились в соседних областях, так что в конце бронзового века она простиралась от Галле и Лейпцига до некоторых частей Западной Украины и до западной части бассейна Припяти, на севере проникла до Балтийского моря, а на юге - до Северо-Восточной Чехии, северной половины Моравии и северо-западной части Словакии4. Лужицкая культура не представляется совершенно единой на всей территории своего распространения. По отдельным элементам культуры, прежде всего по различиям в керамике в позднем бронзовом и в начале железного века, она делится на следующие группы: лужицко-саксонская, поморско-кашубская, хелмская, средневислинская (мазовская), тарнобжегская, силезско-малопольская, силезско-познаньская, восточновеликопольская, горицкая, биллендорфская (белинская), чешско-силезская, моравская и словацкая5. Кроме территории, занятой собственно лужицкой культурой, мы видим сходные традиции в соседних областях. В связи с этим возникла теория о так называемой лужицкой экспансии, которая якобы охватила значительную часть Европы и была связана с переселением большого народа и сменой этноса. С лужицкой экспансией связывали возникновение многих южно- и центральноевропейских культур полей погребений. Эта теория появилась вследствие плохой изученности культур. Новые исследования показали, что южные культуры имели местную основу и часто были более древними, чем сама лужицкая культура. Оказалось, что велатицкая, кновизская и южнонемецкая культуры полей погребений возникли на основе местных курганных традиций. Что же касается распространения самого обряда трупосожжения и погребения в урнах в Европе, то он вообще не связан с миграцией одного какого-нибудь народа. Однако, отрицая некую грандиозную экспансию лужицких племен, следует признать, что они оказали влияние на соседей и некоторые элементы лужицкой культуры сыграли роль в развитии других культур, основанных на местном субстрате. Еще менее обоснована теория о лужицкой или «народов полей погребений» экспансии в Средиземноморье. Находки центральноевропейских бронзовых изделий в Италии, Греции, на Крите, Кипре, в Сирии и Египте побудили археологов связывать значительные исторические события конца XIII - начала XII в. до н.э., такие как падение микенских городов и даже конец государства хеттов, с агрессией центральноевропейских племен эпохи полей погребений, вторгшихся на Балканы и приведших в движение весь Восток. Вместо теории «эгейской миграции» для объяснения событий этого времени выдвинута теория «центральноевропейской экспансии»6. Для доказательства этой теории совершенно недостаточно археологических фактов, которыми мы ныне располагаем. Еще меньше оснований называть эти вторгшиеся племена историческими именами иллирийцев и фригийцев7. Керамика раннего периода лужицкой культуры представлена амфоровидными сосудами («урнами») с высокой шейкой и кувшинами с большой ленточной ручкой, украшенными своеобразными выпуклостями, напоминающими женскую грудь8, чаще всего окруженными кругами или полукругами желобков. В лужицко-саксонской группе орнамент преимущественно представлен пластическими выпуклостями, в моравской - подкововидными желобками. В среднем и позднем периоде лужицкая керамика украшена в основном большими горизонтальными желобками. Кроме названных сосудов, распространены миски, чаши, яйцевидные сосуды, грубые горшки с двумя ушками на краю и др. Характерны двуконические сосуды, часто служившие урнами. Такие сосуды бывают украшены над линией перелома желобками или штрихованными треугольниками. Собственно лужицкая керамика красно-коричневого цвета, горицкая и биллендорфская - серая или черная от прибавленного в керамическое тесто графита. Керамика, найденная в погребениях, бывает менее тщательно обожжена, чем керамика на поселениях, и легко разрушается. Есть признаки изготовления большого количества керамических изделий в специальных мастерских. Поля погребений бывают очень обширны, некоторые из них содержат сотни могил и существуют в течение длительного периода. Так, могильник в Лясках (Польша) состоял из 1800 погребений; в чешско-моравских могильниках найдено по 200-300 могил. Однако следует учесть, что многие были в прошлом уничтожены и подсчет, таким образом, очень приблизителен. Трупосожжения совершали на стороне. Собранные останки и пепел помещали в урны или просто в ямы, вокруг устанавливали другие сосуды. Иногда урны прикрыты камнями. Встречаются и погребения в курганах. В области лужицкой культуры раскопан большой курган, так называемый княжеский, у Седдина. Высота этого кургана 11 м, диаметр около 70 м. Внутри насыпи была круглая каменная камера со сводом из выступающих плит, ее стены украшены росписью. В бронзовой урне (италийского происхождения), вложенной в глиняную урну, были погребены останки сожженного тела 40-летнего мужчины, в других двух урнах находились останки двух молодых женщин. В инвентаре были многочисленные бронзовые сосуды и меч с антенной гальштатского типа, позволяющие датировать курган VIII в. до н.э. Керамические же сосуды относятся к позднему лужицкому стилю (с горизонтальным рифлением). К поздней лужицкой культуре принадлежат два кургана и поле погребений у Геверница в 28 км от Дрездена. Курганы эти меньше (около 1 м высоты, 14 м в диаметре), чем седдинский, под насыпью - каменная ограда, каменное покрытие овальной ямы, кострища, остатки трупосожжений, обломки сосудов9. Вероятно, такие курганы предназначались для погребения представителей племенной знати, уже резко отделившейся к концу лужицкой эпохи от остальной массы соплеменников. Бронзовые вещи встречаются в могилах редко. Однако это скорее связано с обычаем, чем с бедностью лужицкой культуры металлом, так как множество металлических вещей найдено в кладах. Клады лужицкой области отличаются от кладов южнонемецких и среднедунайских, где встречаются обломки вещей, полуфабрикаты и слитки металла. В лужицких кладах обычны наборы целых коллекций вещей одного типа: шейных обручей, браслетов, топоров, мечей и т.п.10. ПРИМЕЧАНИЯ:1) Иногда встречаются невысокие насыпи с каменной обкладкой или без нее. Назад к тексту 2) Вопрос о конце лужицкой культуры остается открытым, поздние ее памятники доходят до V-IV вв. до н.э. Назад к тексту 3) Впрочем, эту точку зрения, сформулированную Г. Чайлдом в 1929 г., сейчас оспаривают. Так, утверждение, что народ курганных погребений был пастушеским и жил в нагорьях, а племена полей погребений были земледельцами и жили в плодородных долинах рек, оказалось не соответствующим фактам. Поселения обеих культур встречаются в одних и тех же местах. Назад к тексту 4) Хотя конец бронзового - начало железного века описаны в следующей главе, для цельности характеристики лужицкой культуры ее поздний этап, относящийся к этому времени, рассматривается здесь. Назад к тексту 5) Е. Plesl. Lausitzer Kultur. - В кн.: J. Filip. Enzyklopadische Handbuch..., 2, 1969, стр. 683-690 (список литературы); J. Kostrzewski, W. Chmielewski, К. Jazdzewski. Pradzieje Polski. Wroclaw - Warszawa - Krakow, 1965, (2-е изд. ), стр. 144-213. Назад к тексту 6) M. Gimbutas. Bronze Age Cultures..., стр. 329-339. Назад к тексту 7) Там же, стр. 339. Назад к тексту 8) Подобные выпуклости встречаются на керамике восточных групп культуры курганных погребений. Назад к тексту 9) G. Neumann. Das gro?e Grab von Gavernitz. Dresden, 1930. Назад к тексту 10) W. A. von Brunn. Bronzezeitliche Hortfunde, Bd. I. [West] Berlin, 1959. Назад к тексту |
« -- Культура курганных погребений | Бронзовый век западной части Европы » |
---|