ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Ирландия >> Туризм в Ирландию >> -- Культура полей погребений. Лужицкая культура
27.11.2024 г.
Главная
Археология
История
Культура
Искусство
Быт кельтов
Новости
Статьи
Карты
Галереи
Схемы и таблицы
Библиотека
Англия
Ирландия
Шотландия
Франция
Италия
Россия
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Творчество
Новости портала
Книги
Контакты
Поиск
Форум
Ссылки
Кельтские символы
Фильмы о кельтах
Художники
СТРАНЫ
Англия
Ирландия
Шотландия
Уэльс
Франция
Италия
Германия
Россия
СТАТЬИ
ИСТОРИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИКА
КАЛЕНДАРЬ
Кожаные украшения с натуральными камнями | Кельтские амулеты в эзотерическом интернет-магазине Ривалон

-- Культура полей погребений. Лужицкая культура

Оглавление
-- Культура полей погребений. Лужицкая культура
Страница 2
Страница 3
 

Поздние этапы развития (конец XII - конец VIII в. до н.э.) перечисленных среднедунайских культур получили другие названия: в Моравии - это подольская культура, в Австрии - штильфридская (по могильникам, раскопанным в этих областях). Югославские археологи называют поздний этап своей среднедунайской культуры иллирийской культурой. Могильники этого времени состоят из сотен погребений (в Хотине около 1000 могил)19. Кремация применялась повсеместно. Сожженный прах помещали в урны биконические или с цилиндрическим горлом, иногда просто в ямы. Поселения расположены на возвышенных местах и укреплены мощными валами. Появляются первые (единичные) изделия из железа. Все четче вырисовываются черты гальштатской культуры.

В Средней и Северо-Западной Чехии развивалась сходная с велатицкой кновизская культура (по поселению Кновиз у г. Сляны) с ветвью по другую сторону Рудных гор и с родственной милавечской культурой в Южной Чехии и Баварии. Кновизская культура немонолитна, погребальный обряд разнообразен: наряду с трупосожжениями на полях погребений (как правило, небольших) встречаются и трупоположения, а также захоронения трупов в ямах на поселениях, причем иногда с расчлененными или неполными скелетами. Высказано предположение, что этот обычай связан с культовой антропофагией. Большинство данных о культуре происходит из раскопок поселений - многочисленных, но еще плохо изученных. Поселения были окружены рвами. Жилища внутри покрыты обмазкой, расписанной белыми и красными геометрическими орнаментами. Открыто много грушевидных ям, служивших для хранения зерна. Кроме грубой кухонной керамики, найдены лощеные и каннелированные сосуды. Характерны так называемые двухэтажные сосуды, широкие амфоры с вытянутым горлом, кубки и др. Бронзовые изделия известны главным образом из кладов. Громадный клад бронзовых вещей из Йеншовичи (у Мельника) дает возможность восстановить процесс изготовления больших щитовидных фибул20.

Милавечская культура названа по кургану в Милавче у Домажлице, знаменитому по находке четырехколесной бронзовой повозки с котловидным культовым сосудом. Эта культура известна по могильникам, иногда с курганными насыпями. Поселения мало изучены. Они представляют собой городища в важных стратегических пунктах. Некоторые из них очень велики (занимают площадь до 50 га) и окружены мощными валами, сооруженными из дерева, камней и глины.

На рубеже II и I тысячелетий до н.э. на территории части курганной области, в Подунавье и на Рейне, в северо-западной части Швейцарии и в Восточной Франции появляется южнонемецкая культура полей погребений. На всей территории распространяются трупосожжения со сходным или идентичным инвентарем, с захоронением под курганами на больших кладбищах. Курганы различного устройства: с «погребальными домиками», рвами, окружающими насыпь, овальные, иногда в виде «замочной скважины». Керамика очень бедная, главным образом в виде биконических урн с грушевидным горлом. Бронзовые изделия больше всего сходны с южноскандинавскими, но свидетельствуют также о торговых связях с лужицкой, кновизской и юго-западными культурами полей погребений. В несколько иных формах поля погребений распространяются по значительной части остальной Европы вплоть до Англии и Пиренейского полуострова.

Типично для западной группы полей погребений поселение Бухау на острове озера Федерзее21. Поселение было окружено несколькими рядами палисадов с боевыми ходами, семью мостами, двумя воротами. Внешний палисад состоял из 15 тыс. столбов длиной 8-9 м, забитых в озерный ил на 3 м. К первому периоду заселения (по Райнеке - гальштат А-В, XI в. до н.э.) относятся 37 однокамерных жилищ, каждое площадью 4x4 - 5 м. Только одна постройка двукамерная, возможно принадлежавшая главе общины. Часть домов сооружена из горизонтально лежащих бревен, частью - из столбов и плетня, обмазанного глиной.

Во втором периоде заселения (конец бронзового века - гальштат В2) были сооружены девять больших усадеб (дворов) с жилыми постройками подковообразной формы и с хозяйственной постройкой посредине двора. Жители второго поселка были земледельцами, в то время как в первом периоде заселения основным занятием были скотоводство и охота.

Несмотря на значительные элементы сходства южнонемецких полей погребений с лужицкой культурой, нет достаточных оснований считать их возникновение результатом «лужицкой экспансии». Южнонемецкие поля погребений возникли в результате сложного процесса развития на местной основе со значительными восточными влияниями. Так, например, в мужских погребениях здесь находят бронзовые мечи липтовского типа, в изобилии выделывавшиеся в Словакии, но здесь представленные местными вариантами. Некоторые черты кновизской культуры также встречаются в южнонемецких полях погребений. Но ярче всего сказались внешние влияния в распространении украшенной бугорками и позднее желобками керамики в Пфальце, Баден-Вюртемберге, Рейнланде, Гессене, а также в Баварии и даже в устье Майна.

Среди западных групп «классической» культуры полей погребений назовем следующие:

1. Рейнско-швейцарская, распространенная в Швейцарии, на юго-западе ФРГ и востоке Франции. Керамика этой группы представлена кубками с сильно развитыми плечиками, чашами с широким краем, урнами с цилиндрической шейкой. Орнамент линейный, прочерченный или гребенчатый, иногда в виде арочек и фестонов. В позднем периоде встречается белая и красная инкрустация. Могилы в большинстве плоские, но есть и курганы. Среди изделий из бронзы характерны булавки со сферической или чашевидной головкой и головкой с обмоткой проволокой, витые браслеты, крестовидные ажурные и овальные бритвы.

2. Майнская, для которой характерны урны с цилиндрической шейкой, украшенные бугорками с каннелюрами, окружающими и подчеркивающими эти бугорки, чаши с загнутым краем, кубки и др. Большая часть сосудов украшена каннелюрами в виде горизонтальных лент и арочек. Большинство могил без насыпей, но встречаются и курганы. На Среднем Рейне наряду с трупосожжениями сохраняется обряд трупоположений.

3. Нижнерейнская (в Бельгии и части Нидерландов и в бассейне Липпе) с более бедным инвентарем, чем в двух вышеназванных. Керамика украшена тисненым геометрическим орнаментом, но значительная ее часть вообще не орнаментирована. В Бельгийском Брабанте и Фландрии могилы плоские, севернее встречаются курганы, окруженные ровиками.

4. Восточнофранцузская, распространенная в области, лежащей западнее группы рейнско-швейцарской - до Шампани и Алье. В этой группе более прочные традиции культуры курганных погребений. Встречаются курганы с трупоположениями, но с инвентарем, типичным для полей погребений, в некоторых могильниках соседствуют обряды трупоположения и трупосожжения. Среди сосудов следует отметить биконические урны с высоким прямым горлом, кубки без ножки или на маленькой цилиндрической ножке. Эти кубки орнаментированы внутри концентрическими узорами, а снаружи, как и урны, вертикальными и горизонтальными каннелюрами. Одни бронзовые изделия восходят к культуре курганов, другие - типичны для полей погребений.

5. Поздние группы - южнофранцузская, каталонская, североитальянская и другие - относятся к периодам гальштат В и С.

Я не останавливаюсь подробно на описании инвентаря западных групп полей погребений. На рисунках будут представлены вещи, типичные для культур конца бронзового века (гальштат В) западной части Европы. Особо упомяну лишь об одном виде бронзовых изделий этого времени - мечах. В раннем бронзовом веке мечи, в собственном смысле этого слова, еще не существовали: были лишь кинжалы с почти треугольным клинком, который с течением времени становился все длиннее и длиннее, пока в среднем бронзовом веке не превратился в меч. Рукоять к мечам первоначально прикреплялась с помощью заклепок. Процесс развития этого оружия в Европе завершился появлением в позднем бронзовом веке стержня рукояти в виде язычка, к которому с помощью заклепок прикреплялись накладки из органического материала (дерева, кости). В позднем периоде культуры полей погребений (гальштат В) мечи достигли длины 80-100 см. Вскоре (гальштат В3 - С, когда начинается железный век) наряду со ставшими редкостью бронзовыми мечами появляются железные, подражающие бронзовым по форме. В позднем бронзовом веке распространяются мечи с литой массивной рукоятью. Им посвящена довольно обширная научная литература22.

По форме рукояти различается много типов, из которых назовем:

1. тип Ригзее (назван по озеру в Баварии, на берегу которого в курганах с трупосожжениями найдены такие мечи) - рукоять овальная или восьмигранная, часто богато орнаментированная, навершие в виде диска; Мюллер-Карпе датирует их XIII в. до н.э., Чайлд относит их появление к 1150 г. до н.э.;

2. с тремя поперечными валиками (нервюрами) на эфесе и навершием в виде круглой пластины с выпуклостью («кнопкой») посредине (иногда его называют липтовским по району в Словакии, где встречены подобные мечи);

3. с антенной-навершием в виде двух спиралей; IX-VIII вв. до н.э.;

4. тип Morigen (по свайному поселению в Швейцарии) - рукоять в виде двух конусов, сложенных основаниями, на ней - три кольца, овальное вогнутое навершие и стрельчатый вырез у основания рукояти;

5. тип Auvernier (по свайному поселению в Швейцарии) - рукоять, к которой с обеих сторон заклепками прикреплялись накладки, навершие из металлической пластины, на которой находилась накладка из органического материала;

6. с навершием в виде чаши. Все эти мечи не могут быть непосредственно связаны с культурой полей погребений: хотя они встречаются на памятниках этой культуры, но распространены и далеко за ее пределами, в том числе и в Северной Европе, и в Италии.

В поздний период распространения полей погребений во всей Центральной Европе и отчасти в областях, где сказывалось влияние среднеевропейских культур, - от Балкан до Скандинавии, появляется новая символика культа солнца. Важнейшим элементом этой символики были стилизованные изображения птиц (может быть, лебедей или вообще водоплавающих птиц) в сочетании с кругом, колесом, повозкой. Птицы сидят на оси или на ободе колеса, расположены парами у солнечного диска, помещены на плечиках сосудов, стоят на тележках и т.д. В искусстве народов полей погребений встречаются также изображения человеческих фигур, рогатых животных и просто рогов, но значительно реже, чем птиц.

Водоплавающая птица служила солнечным символом, связующим небесную и земную сферы, символом плодородия и стоит в том же ряду, что и концентрические круги, крест, колесо, бычьи рога и т. п. Встречаются культовые четырехколесные повозки в виде котла.

В поздний период полей погребений распространяется обычай хоронить вождей и воинов на повозках, части которых тоже бывают украшены изображениями птиц23.

Celtica.Ru Кельты. История, археология, культура Древней Европы #1


Деревянная погребальная камера под курганной насыпью, середина II тысячелетия до н.э.

Конец культуры полей погребений наступил неодновременно в разных частях Европы вследствие различных причин. В VIII в. до н.э. через Среднюю Европу прокатилась волна переселенцев, возможно в связи с появлением киммерийцев в Северном Причерноморье. Весьма вероятно, что одновременно в Среднюю Европу вторглись северные племена. Это привело к упадку среднеевропейские племена полей погребений. В южной и западнонемецкой группе вновь оживились элементы древней курганной культуры, произошла ассимиляция племен культуры полей погребений.

ПРИМЕЧАНИЯ:

19) Хотин - село в Южной Словакии с могильниками разных эпох, в том числе и среднедунайской культуры полей погребений. См.: М. Dusek. Halstatska kultura Chotinskej skupiny. - Archeologicke rozhledy, 8, 1956, стр. 647-656. Назад к тексту

20) A. Stocky. La Boheme a l'Age du bronze (чешcк, изд.: Cechy v dobe bronzove). Praha, 1928. Назад к тексту

21) H. Reinerth. Das Federseemoor als Siedlungsgebiet. Augsburg, 1936. Назад к тексту

22) J. D. Cowen. Die bronzenen Griffzungenschwerter in Suddeutschland und den angrenzeenden Gebieten. - 36. Berichte der Rom. -Germ. Komm., 1956; E. Sprockhofj. Die germanische Griffzungenschwerter. Berlin - Leipzig, 1931; Он же. Die germanische. Vollgriffschwerter der jungeren Bronzezeit. Berlin - Leipzig, 1934; H. Muller-Karpe. Die Vollgriffschwerter der Urnenfelderzeit aus Bayern. Munchen, 1961. Историю развития различных форм меча в Европе см. в статье: Schwert. - Reallexikon der Vorgeschichte. Bd. 11, стр. 412-439. Назад к тексту

23) Например, погребение на повозке из Гарта (Бавария), датируемое 1100 г. до н.э. (Н. Muller-Karpe. Beitrage zur Chronologie der Urnenfelderzeit..., табл.). Назад к тексту



 
« -- Культура курганных погребений   Бронзовый век западной части Европы »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104