-- Культура курганных погребений |
Культура курганных погребений (Hugelgraberkultur, mohylova kul-tura)1 относится к бронзовому веку В и С (по Райнеке). На огромном пространстве своего распространения от Альп до Балтики и от ФРГ до Чехословакии она не едина, распадается на несколько локальных групп. Правильней было бы ее называть культурной исторической областью, а каждую из групп рассматривать как отдельную культуру. Особенности отдельных групп памятников объясняются, во-первых, тем, что культуру курганных погребений создали различные племена, с различными неолитическими традициями, сказавшимися прежде всего в формах керамики, а во-вторых, влиянием соседних культур2. Объединяют эти отдельные группы обычай насыпать курганы, новые формы хозяйства - рост значения скотоводства - и распространение бронзовых изделий сходных форм. Однако, например, устройство курганов имеет местные особенности, а в отдельных областях наблюдается постепенный переход от трупоположений к трупосожжениям. Выделение отдельных групп культуры курганных погребений, их хронологизация и монографическое описание еще не закончены, поэтому трудно дать их окончательный список. X. Зигерт различает следующие западные группы: вюртембергскую, хагенау (другие исследователи называют эту группу эльзасской)3, среднерейнскую, восточногессенскую (или группу Фульда-Верра) и люнебургскую4. К восточногессенской и среднерейнской примыкает нижнерейнская группа, отличающаяся на начальных этапах своего развития зависимостью от более древних местных традиций5. Вюртембергскую группу (швабско-баварское плоскогорье - Дунай-Неккар) по керамике делят на две подгруппы: западную и восточную6. Две группы различают в Швейцарии: юра и альпийскую. Памятники восточногессенской группы найдены у подножия Фогельсберга и на юго-западной окраине Тюрингенского леса7. Самая северная из западных групп - люнебургская (называемая также ильменауской)8. По обеим сторонам Богемского леса расположены памятники верхнепфальско-богемской (или восточнобаварско-богемской, или баварской) группы9. Памятники среднедунайской группы распространены в Австрии, Южной Моравии и доходят до Юго-Западной Словакии10. Среднедунайская культура проникла в Чехию и дальше к северу, до Силезии. Юго-восточная (карпатская) группа распространена в Карпатской котловине11. У нас есть лишь косвенные доказательства того, что в период распространения курганной культуры роль скотоводства возрастает, так как поселения малоизвестны и главным источником наших знаний служат могильники. Однако самый факт, что поселения того времени оставили мало следов, позволяет сделать вывод о большей подвижности населения в связи с развитием скотоводства. Кроме того, памятники курганной культуры находятся в местах, неблагоприятных для занятий земледелием: на плоскогорьях, каменистых или даже мореновых почвах, малоплодородных, однако удобных для пастушества. Все же в некоторых областях племена культуры курганных погребений занимают и плодородные почвы (например, в Верхнем Пфальце или на Среднем Дунае). Курганные могильники обычно небольшие - из нескольких десятков могил, не более 50 в одной группе. Но в лесу у Хагенау на площади 80 кв. км Шеффер открыл свыше 500 курганов бронзового века, составляющих несколько групп. Курганы имеют каменные конструкции и окружены каменным венцом, иногда внутри есть деревянное сооружение. В одном кургане бывает не более одного погребения (кроме впускных, относящихся к позднейшему времени). Погребения в скорченном виде исчезают. Умерший с сопровождающим инвентарем помещен либо на поверхности земли (по археологической терминологии - «на горизонте»), либо в яме. Встречаются также трупосожжения. Иногда попадаются повторные погребения: после того как мягкие части тела истлевали, останки переносили на другое место, хоронили и насыпали над ними курган. Отдельные совместные погребения мужчин и женщин обычно связывают с умерщвлением вдов. В одном из курганов у Байерзайха12 обнаружен круг из тесно стоящих друг подле друга столбов, окружавших могильную яму; в центре круга из столбов сделана ямка, в которой лежит кучка золы. Подобные двойные или одинарные круги из столбов найдены в голландских курганах того времени. Они могли поддерживать насыпь и, кроме того, ограничивали могилу. В могильном инвентаре больше всего украшений - различных булавок, больших спиральных наручей, подвесок, в том числе в виде «очковых спиралей», и даже цепи из таких подвесок. В швейцарских курганах у общины Вайнинген погребения совершены в ямах, в деревянных гробах, тесно расположенных рядом и прикрытых насыпью из камней. В западной части Чехословакии встречаются под одной насыпью пепел и трупоположения с личным инвентарем, но без сопровождающих сосудов. Трупосожжения совершались вне кургана. Они представляют преимущественный обряд погребения. В Карпатской котловине в позднем периоде культуры курганных погребений преобладают погребения сожженных останков в урнах или цистах, иногда бывает круг из камней13. В позднем периоде курганной культуры наряду с курганами появляются и плоские могилы. Нет никакой зависимости между величиной курганной насыпи, количеством погребений и богатством инвентаря. Величина насыпи зависела от разных причин, но не определялась богатством или бедностью погребенного. В Баварии и Австрии найдены расположенные на возвышенностях святилища с большим количеством костей жертвенных животных и сотнями разбитых сосудов. Предполагают, что святилища были и на поселениях, где найдены небольшие алтари из глины, украшенные росписью или пластикой, сожженная пшеница, глиняные фигурки. Металлургия сильно развилась. В могилах находят не только украшения, но и оружие, и орудия труда из бронзы. Найдено также множество кладов бронзовых вещей, в составе которых имеются предметы, не известные из других комплексов, и предметы, указывающие на культурные и торговые связи с отдаленными областями14. Больше всего кладов среднего бронзового века найдено в Венгрии15 и пограничных среднедунайских областях, но встречаются они на всей территории распространения культуры курганных погребений и на севере Европы. Главное место в кладах занимают слитки металла, иногда в виде шейных обручей или массивных прутьев с утолщением посредине. Бронзовые изделия культуры курганных погребений немного разнообразнее, чем изделия предшествующей эпохи. Среди украшений много булавок разных типов. Из них более древние имеют шаровидную вертикально просверленную или двуконическую головку, сложносделанную иглу и припухлую просверленную шейку. Более поздние булавки имеют простые, хотя и более длинные, иглы и головки (шаровидные, печатевидные, дисковидные, свернутые и др.), зато шейки богато украшены пластическими выступами или резьбой. В люнебургской группе появляются простые фибулы. Браслеты круглые и плоские с двойными спиральными розетками по краям, иногда покрытые резным орнаментом. Разнообразны подвески (сердцевидные и лилиевидные), височные кольца (серьги)16, плоские нашивки на одежду и пояса, спиральные перстни. Новую категорию бронзовых предметов представляют пинцеты и двулезвийные округлые бритвы с рукоятью, заканчивающейся кольцом. Среди бронзовых орудий труда также появляются новые типы: к шильям и топорам разных форм добавились бронзовый серп и ножи с литой рукоятью, заканчивающейся кольцом. Найден обломок бронзовой пилы. Произошли изменения и в форме оружия: кинжалы уже в древнем периоде курганной культуры значительно удлинились, а в позднем - превратились в настоящие мечи с цельнолитой рукоятью с овальным или восьмигранным эфесом. Некоторые мечи имели рукояти из органических веществ, прикрепленные заклепками к языковидному выступу на мече. Распространились бронзовые наконечники копий и стрел и секиры (секиромлаты) с узким туловом, параллельной острию втулкой и дисковидным или вееровидным обухом. Секиры преобладают на ранних памятниках курганной культуры. Керамика представлена сосудами многочисленных форм. Господствующей формой была амфора, часто встречаются миски разных видов (иногда на ножке), чаши, кувшины с высоким горлом и ленточной ручкой и разные виды грубой (кухонной) посуды17. Орнамент резной18 или тисненый (штампованный). На сосудах западных групп иногда бывают глубокие насечки, заполненные инкрустацией; на сосудах восточных групп обычен пластический орнамент - простые сосковидные выпуклости, ребристая поверхность или вертикальные желобки (каннелюры). Найдены большие скопления керамики (в частности, в среднедунайской группе), заставляющие предполагать, что уже возникли крупные ремесленные центры, в которых такую керамику изготовляли. Склад керамических изделий обнаружен в Майсбирнбауме в Нижней Австрии, гончарная мастерская - в Загоре в Словакии, гончарные печи - на некоторых поселениях. Уже было сказано, что основные сведения о культуре курганных погребений дали раскопки могильников, поселения малоизвестны. Но все же некоторое представление о них у нас есть. Следы поселений этой культуры найдены в Швейцарии, в долине Дуная и Баварии, в Чехии и Карпатской котловине. Манхинг и Богенберг в Баварии расположены на возвышенностях19, а поселение Мецлов-Бжеж близ Домажлице в Чехии - на равнине20. В Юго-Западной Словакии к курганной культуре принадлежат верхние слои укрепленных поселений мадаровской культуры, таких как Нитранский Градок, Веселе и др. Поселение Вохов близ Пльзеня также восходит к курганной культуре21. Но во всех этих местах обнаружены либо только следы поселений курганной культуры, либо слои с находками вещей этой культуры на памятниках других культур. Поэтому до сих пор отчасти остается в силе гипотеза, что носители культуры курганных погребений были большей частью пастухами, владевшими большими стадами свиней, и строили на своих поселениях легкие хижины, не оставлявшие археологических следов. Однако инвентарь некоторых поселений и найденные на них хозяйственные ямы свидетельствуют в пользу земледельческо-скотоводческого характера экономики этой культуры. Датируется культура курганных погребений 1450-1250 гг. до н.э.22. Особую группу памятников, в которой намечаются элементы перехода от культуры курганных погребений к позднейшей лужицкой культуре, составляет тшинецкая культура среднего бронзового века. Она распространена в средней полосе Центральной и Восточной Европы, примерно от Варты на западе до Днепра на востоке. Названа по могильнику в Тшинеце (Trzciniec) Пулавского повета в Польше23. Поселения тшинецкой культуры не укреплены; жилища - полуземлянки и небольшие наземные постройки столбовой конструкции. Могильники двух видов - курганные и бескурганные. Преобладают скорченные трупоположения. Трупосожжения появляются в конце среднего бронзового века и не вытесняют трупоположений, а сосуществуют с ними. Керамика желтого или коричневого цвета, плохо обожженная. Тесто содержит примесь пережженного и толченого гранита. Типичные формы: большие высокие тюльпановидные сосуды, орнаментированные в верхней части валиками, горизонтальными рядами резного орнамента, иногда дополненного треугольным штампом или резными кривыми линиями, глубокие чаши с ножками, миски. Найдены кремневые серпы, наконечники стрел и другие каменные орудия, поделки из кости. Бронзовые кинжалы с двумя отверстиями для заклепок, булавки со спиральными и полусферическими головками, фибулы со спинкой из двух спиральных щитков, браслеты со спиральными завитками на концах сходны с такими изделиями из поздних памятников курганной культуры. В кладах большинство вещей представлено бронзовыми изделиями кошидерского типа (см. ниже). Основой хозяйства племен тшинецкой культуры были земледелие и животноводство. Тшинецкая культура существовала с 1450 до 1100 г. до н.э. В дальнейшем на части занимаемой ею территории она вошла в состав лужицкой культуры. В Прикарпатье, Западной Подолии, на Волыни и в Среднем Правобережном Приднепровье была распространена родственная тшинецкой комаровская культура24. Ее возникновение относится также к середине II тысячелетия до н.э. Вероятно, можно считать комаровскую культуру одним из вариантов тшинецкой, возникшим под влиянием южных карпатских культур. На севере Украины элементы тшинецкой и комаровской культур настолько переплелись, что невозможно окончательно решить, к какой из них принадлежат отдельные памятники25. К той же тшинецко-комаровской культурной общности относится распространенная в бассейне Средней Десны и Верхнего Сейма сосницкая культура. Высказано предположение, что тшинецкая и комаровская культуры были протославянскими. Оно основано главным образом на том, что ареал этих культур совпадает с очерченным Л. Нидерле ареалом прото- или раннеславянских топонимических данных к северу от Карпат. Однако пока невозможно доказать, что эти данные могут быть возведены к бронзовому веку. ПРИМЕЧАНИЯ:1) Название «культура курганных погребений» не очень удачно, так как обычай насыпать курганы существовал и до и после времени, к которому относится эта культура. Назад к тексту 2) М. Гимбутас вслед за некоторыми другими учеными считает, что культуры унетицкая, курганная и полей погребений возникли как результат развития одного и того же центральноевропейского населения и отражают лишь хронологические этапы (стадии) этого развития. Приведенные ею доказательства преемственности этих культур очень спорны, хотя нельзя отрицать ни того, что одна культура наследовала некоторые элементы другой, ни того, что они были распространены поочередно на одной и той же в сущности территории. Назад к тексту 3) Хагенау - город в Эльзасе. В Хагенауском лесу исследованы курганы и погребения в урнах (С. F. A. Schaeffer. Tertres funeraires prehistoriques dans le foret de Haguenau, I-II [Б. м. ], 1926. Назад к тексту 4) H. Ziegert. Zur Chronologie und Gruppengliederung der westlichen Hugelgraberkultur. Berlin, 1963. Назад к тексту 5) E. Rademacher. Die niederrheinische Hugelgraberkultur. - Mannus, IV, 1925. Назад к тексту 6) G. Kraft. Die Kultur der Bronzezeit in Suddeutschland. Augsburg, 1926. Назад к тексту 7) F. Holste. Die Bronzezeit im Nordmainischen Hessen. - Vorgeschichtliche Forschungen, Bd. 12, 1939. Назад к тексту 8) H. Piesker. Untersuchungen zur altern luneburgischen Bronzezeit. Luneburg, 1958; R. Hachmann. Die fruhe Bronzezeit im westlichen Ostseegebiet. Hamburg, 1957. Предшественницей этой группы в раннем бронзовом веке на территории от Нижней Саксонии до Шлезвиг-Гольштейна была так называемая SogelerKulture. Назад к тексту 9) Подробный обзор с указанием литературы см. в статье Е. Чуяновой-Илковой, опубликованной в книге: J. Filip. Enzyklopadisches Handbuch..., 1, стр. 512-515. Назад к тексту 10) O. Menghin. Urgeschichte Niederosterreiches. Wien, 1921; A. Benes. К problemum mohylove kultury doby bronzove ve strednich Cechach. - Sbornik Narodniho Musea v Praze, XIII, 1959, стр. 1-56. Назад к тексту 11) A. Tocik. Hugelgraberkultur; Karpatische HGK. - В кн.: J. Filip. Enzyklopadische Handbuch..., 1, стр. 517. Назад к тексту 12) Курганы у Байерзайха на севере Штаркенбургских лесов близ Дармштадта содержали типичные комплексы культуры курганных погребений, вследствие чего некоторые немецкие ученые всю культуру называют байерзайхской (F. Holste. Die Bronzezeit in Sud- und Westdeutschland). Назад к тексту 13) Die Graberfelder der Karpalenland. Hugelgraberkultur. Prag, 1964. Назад к тексту 14) E. Aner. Grab und Hort. -Offa, 15, 1956. Назад к тексту 15) A. Mozsolics. Bronzefunde der Karpatenbeckens. Depotfundhorisonte von Hajdusamson und Kossiderpadlas. Budapest, 1967. Назад к тексту 16) Серьги из двойной проволоки бывают и золотыми. Встречаются браслеты из золота. Ожерелья делали из бронзовых спиралек, подвесок, янтаря и стекловидных бус. Назад к тексту 17) Для карпатской группы типичны амфоры и двуручные горшки с покатыми полукруглыми плечиками и суженной нижней частью. Назад к тексту 18) Резной орнамент (Kerbschnitt) наносили путем вырезания на поверхности горшка до обжига маленьких треугольников и ромбов. Вероятно, этот прием был заимствован гончарами у резчиков деревянной посуды, до нас не дошедшей. Назад к тексту 19) Bayerische Vorgeschichtsblatter, 21, 1955, стр. 36-44. Назад к тексту 20) Pamatky archeologicke, LI, 1960, стр. 517-538. Назад к тексту 21) Там же, XLV, 1954, стр. 335-355. Назад к тексту 22) Основания для датировки см.: М. Gimbutas. Bronze Age Cultures..., стр. 71- 94. Назад к тексту 23) A. Gardawski. Plemiona kultury trzcinieckiej w Polsce. - Materialy Starozytne, t. V, 1959, стр. 7-189; Он же. Chronologia kultury trzcinieckiej. - Archeologia Polski, X, 1966, стр. 529-538. Назад к тексту 24) J. К. Swiesznikow. Kultura komarowska. - Archeologia Polski, XII, 1967, стp. 39-107. Назад к тексту 25) С. С. Березанская. Тшинецко-комаровская культура на Северной Украине. - Советская археология, 1967, № 2, стр. 120-136. Назад к тексту |
« Бронзовый век Средней Европы. Унетицкая культура | -- Культура полей погребений. Лужицкая культура » |
---|