С началом железного века в I тысячелетии до н.э. Италия вступает в период экономического процветания и быстрого роста населения. Богатые и многочисленные могильники этой эпохи предоставили археологам гораздо более яркие материалы, чем памятники всех предшествующих периодов. Гораздо меньше дали раскопки поселений, хотя многие из них уже исследованы. В первой половине I тысячелетия до н.э. весь юг Италии превратился в провинцию греческой культуры, и его даже называли «Великой Грецией». Не говоря уже о непосредственном воздействии на италийские (жившие в приморских областях) и сицилийские племена, высокая культура греков влияла и на мало затронутые цивилизацией первобытные племена Средней и Северной Италии. Для той эпохи приходится принимать во внимание греческие и римские письменные источники, хотя для многих названных в этих источниках италийских племен большее значение имеют археологические данные. Часто археологические культуры приписывают какому-либо племени лишь потому, что в позднейшее время латинские авторы указали на территорию распространения той или иной культуры как на территорию расселения этого племени. Между тем этническая пестрота Италии в начале железного века, постоянное смешение различных племен затрудняют решение проблем этногенеза. Один из сложнейших вопросов - это так называемая индоевропеизация Италии. Топонимика выявила присутствие древнейшего доиндоевропейского населения и индоевропейцев-италиков (к последним относят предков латинян, а также осков и умбров)1. Однако попытки решить, как протекал процесс «индоевропеизации», и связать данные языкознания с археологией пока не увенчались успехом, хотя большинство ученых принимают разделение населения древней Италии по языковой принадлежности как реально совместимое с разделением на археологические культуры2. Гораздо более четко, чем по каким-либо другим признакам, Италия в раннем железном веке делится на две зоны, отличающиеся по обряду погребения. Граница между ними проходит примерно по линии от Римини к Риму. На запад от нее расположены ареалы культур с преобладанием обряда трупосожжения (но не исключены полностью также трупоположения), в то же время на восток от этой линии жили племена, применявшие главным образом трупоположения.
ПРИМЕЧАНИЯ:1 В.И.Модестов предложил гипотезу, согласно которой еще в эпоху бронзы на Апеннинский полуостров вторглись носители культуры террамар («террамариколы»), которые были предками латинян, а в железном веке вторглись другие италики (оски и умбры), принесшие с собой культуру виллановы (В. И. Модестов. Введение в римскую историю, ч. I. СПб., 1902). Эта гипотеза и поныне широко распространена в науке. Назад к тексту
2 См.: А.И.Немировский. История раннего Рима и Италии. Воронеж, 1962. Назад к тексту |