-- Этрусская культура |
Страница 3 из 4
Другой храм из Вей - квадратный в плане со стороной 18,5 м. Раскопками в Санта-Севера (древние Пирги, этрусский порт в 40 км к северу от Рима) открыты фундаменты большого (24 х 34,5) храма и множество фрагментов прекрасных терракот, украшавших фронтон. Храм построен около 460 г. до н.э. Он состоял из трех помещений (целл), а его пронаос был окружен тремя рядами колонн43. Раскопки других храмов (в Марцаботто, Орвието, Тарквинии) подтвердили, что подиум вопреки описанию Витрувия не был типичен для этрусских храмов. Очень мало известно о жилищах этрусков. Мы знаем только аристократические жилища, открытые в Марцаботто, а о других можем судить лишь по погребальным урнам и камерным могилам, очевидно, воспроизводившим современные им жилища. Урны в виде домиков были в Италии чаще всего круглого или овального плана. Во времена этрусков они стали четырехугольными. Дома строились из дерева или из глины, сырцового кирпича. Конек крыши имел поперечные стропила, заканчивавшиеся птичьей головой. Под коньком сделано круглое отверстие. Некоторые урны в виде домов имеют по обе стороны от входного отверстия столбы, которые должны были поддерживать навес. На задней стене - оконные отверстия, на фасаде часто есть рисованный фриз. Дома в Марцаботто отделены один от другого общей стеной. Сада при них нет, но есть мощенный галькой двор с водоемом. Фундаменты домов сложены из речной гальки, а стены - из сырцового кирпича. В большинстве этих домов помещения расположены по три в ряд, и вход в них проходит через портик, крышу которого поддерживали два ряда колонн. Планировка в виде трех узких камер, вход в которые открывается из переднего помещения с колоннами, известна по архаическим гробницам в Черветери. Согласно римской традиции, устройство дома с открытым внутренним двором (атриумом), в который выходят все помещения этого дома, было заимствовано у этрусков. Археологически это подтверждено только один раз открытием дома с тосканским атриумом в Ветулонии. Но, учитывая слабую изученность этрусского жилища вообще, нас не должно удивлять, что найдено только одно такое жилище. Погребальная камера (с VII в. до н.э.) воспроизводила комнату со скамьями по сторонам (на них были положены покойники). С IV в. до н.э. могилы стали семейными склепами. В них находят 20-30 скелетов. Соответственно возрастает размер и меняется устройство камер. К ним ведут длинные коридоры с дверными проемами. Основой экономической жизни Этрурии были земледелие и скотоводство. Мягкий климат, обилие воды и плодородные вулканические почвы позволяли собирать большие урожаи пшеницы, полбы, овса и ячменя. Широко культивировали лен, из которого выделывали ткани для одежды, парусов, зонтов, панцирей и др., а также виноград, из которого изготавливали вина, известные и за пределами Этрурии. Горные промыслы существовали во многих областях Этрурии, изобиловавшей полезными ископаемыми. Медь добывали в окрестностях Вольтерры, Ветулонии и других городов. Драгоценные металлы, вероятно, доставлялись из Сардинии, Испании и Галлии и служили для множества различных изделий этрусских ремесленников. В Популонии найдены железоплавильные печи и другие остатки металлургического производства, а в ее окрестностях - большие скопления железного шлака, образовавшегося в результате плавки руд, доставленных с острова Ильвы (Эльбы). Возможно, что металлургия и обработка металлов были причиной возникновения городов, находившихся близ источников сырья. Этрусское искусство представлено замечательными памятниками живописи, скульптуры и ремесленных изделий44. Некоторые ученые считают, что оно не самостоятельно и представляет лишь провинциальный вариант греческого искусства, служившего ему образцом. Следует учитывать также влияние ближневосточного искусства. Нельзя не признать влияния греческого искусства, но в основе своеобразного искусства этрусков лежат автохтонные корни, и оно отражает талант и идеи древнего народа Тосканы. Оттого, что искусство какого-либо народа испытало внешние влияния, его значение не уменьшается. Конечно, прямое сравнение гуманистического и сдержанного искусства греков с грубоватым и жестоким искусством этрусков будет не в пользу последнего. Но если мы учтем, насколько разными были этические и эстетические идеалы этих народов, то поймем, насколько неуместны такие прямые сравнения, если их результатом является лишь оценочное суждение. Пластическое искусство этрусков очень слабо представлено в скульптурах и барельефах, изготовленных из камня. Их художники предпочитали работать с глиной и бронзой. Архитектурные терракоты, фризы и в особенности антефиксы для карниза, украшенные изображением человеческой головы или маской, найдены во всех важных поселениях Этрурии. Их оттискивали в форме и ретушировали перед обжигом. По-видимому, иногда облицовку для храмов различных городов делали в одной и той же форме, чем и объясняется тождество терракотовых фризов, найденных в Вейях, Тарквинии и Черветери. Во второй половине VI в. до н.э. наряду с антефиксами в Этрурии появляются первые экземпляры свободно стоящих терракотовых статуй. Среди лучших этрусских терракот назовем статуи богов, которые украшали крышу большого храма в Вейях. Группа состояла из Аполлона и Геркулеса, борющихся за священную лань в присутствии Гермеса и какой-то богини, изображенной в виде женщины с ребенком. Мускулистый и широкоплечий Аполлон с длинными, как змеи, волосами, заброшенными на плечи, с узким лицом и раскосыми глазами, очевидно, воплощает этрусский идеал красоты. К классическому периоду этрусского искусства относятся терракоты с фронтона храма в Пиргах. Это изображения Афины, Зевса и других богов и гигантов, копирующие греческие образцы. К высоким достижениям пластического искусства относится открытый в Тарквинии рельеф, украшавший храм IV-III вв. до н.э. - два крылатых коня, по-видимому, запряженных в колесницу, которая не сохранилась. Типично этрусские произведения - саркофаги, сделанные из камня или терракоты, со скульптурными фигурами на крышке. Чаще всего изображали супружескую пару, возлежащую на пиршественном ложе. В святилищах Южной Этрурии и Лацио найдено большое количество вотивных терракот V-IV вв. до н.э. Это мужские и женские фигурки, изображения богов. Много вотивных статуэток из бронзы. Этрусские мастера в совершенстве владели искусством бронзового литья, чеканки и гравировки. В частности, они изготовляли зеркала с многофигурными мифологическими сценами, ситулы и цисты с фризами из выгравированных и тисненых фигур людей и животных, с литыми бронзовыми фигурками на ручках и т.п. Множество бронзовых статуэток изображает реальных или фантастических животных - львов, тигров, грифонов, химер. Шедевром этрусского искусства справедливо считается так называемая капитолийская волчица, доставленная из Этрурии в Рим и ставшая символом «вечного города». Вероятно, она изготовлена бронзолитейщиками в Вейях в конце VI или V в. до н.э. Происхождение этрусского портрета связано с верованиями. Портрет имел значение в погребальном ритуале: изображение, очевидно, призвано было помочь умершему в потусторонней жизни. Первой ступенью были антропоморфные урны VII в. до н.э., потом урны с примитивными скульптурами на крышке и ручках. В конце этого пути стоят великолепные скульптуры III в. до н.э. из дерева, глины и бронзы, портреты с индивидуальной характеристикой изображенного. ПРИМЕЧАНИЯ:
43 G.Colonna. The Sanctuary at Pyrgi in Etrurien. — Archaeology, XIX, 1966, стр. 11-23. Назад к тексту
|
« -- Культура Апулии и островов | Ранний железный век на Пиренейском полуострове » |
---|