ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Ирландия >> Туризм в Ирландию >> -- Этрусская культура
29.11.2024 г.
Главная
Археология
История
Культура
Искусство
Быт кельтов
Новости
Статьи
Карты
Галереи
Схемы и таблицы
Библиотека
Англия
Ирландия
Шотландия
Франция
Италия
Россия
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Творчество
Новости портала
Книги
Контакты
Поиск
Форум
Ссылки
Кельтские символы
Фильмы о кельтах
Художники
СТРАНЫ
Англия
Ирландия
Шотландия
Уэльс
Франция
Италия
Германия
Россия
СТАТЬИ
ИСТОРИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИКА
КАЛЕНДАРЬ
Кожаные украшения с натуральными камнями | Кельтские амулеты в эзотерическом интернет-магазине Ривалон

-- Этрусская культура

Оглавление
-- Этрусская культура
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Этрусская живопись сохранилась во многих гробницах (около 60 - в Тарквинии, 20 - в Чиузи, а также в Цэрэ, Вейях, Орвието и Вульчи).

Живопись VI в. до н.э. в Тарквинии представляет еще простое и наивное архаическое искусство. Палитра художников бедна и содержит только исходные цвета. Темой служат сцены семейной и общественной жизни, празднества, игры, а также мифологические эпизоды. В V в. до н.э. краски становятся богаче, а изобразительная техника выше. В III в. до н.э. живопись достигает расцвета. Сцены изображений более драматичны, композиция - сложнее.

Амфора из терракоты с изображением процессии В середине VI в. до н.э. этруски заимствуют греческое искусство росписи сосудов. Первоначально (еще в VII в. до н.э.) в Этрурию импортировали большое количество греческой керамики, потом, вероятно, переселились ионийские мастера, передавшие местным мастерам свое искусство. Чернофигурные, а позже краснофигурные вазы не только подражали греческим в технике, но и заимствовали сюжеты из греческого эпоса. Постепенно наряду с этими сюжетами появились этрусские бытовые сцены, изображения, связанные с представлением этрусков о загробном мире, сходные с такими же в росписях склепов. В III в. до н.э. фигурные композиции на вазах исчезают, их заменяет небольшой растительный орнамент.

Здесь невозможно перечислить даже важнейшие из произведений прикладного искусства, в огромном количестве найденные в этрусских некрополях. Это золотые пекторали и нагрудные бляхи, золотые фибулы и подвески, цепи из золотой проволоки, бронзовые котлы со львами и сфинксами, треножники и канделябры, погребальные маски, художественные саркофаги из известняка, мрамора и глины с изображением умерших на крышке и рельефами на стенах и т.д.45

Качество этрусских изделий свидетельствует о том, что источником высокого уровня жизни (по крайней мере господствующего класса) было не только земледелие - главная отрасль хозяйства, но и развитое ремесло. Оно обслуживало этрусское общество и создавало изделия для экспорта.

Вопрос о происхождении этрусков и многие проблемы их истории могли бы быть решены, если бы удалось прочитать их многочисленные надписи. Сохранилось до 10 тыс. этрусских надписей46. Преимущественно это краткие (от одного до пяти слов, изредка больше) надписи, начертанные или вырезанные на стенах гробниц и на различных предметах: надмогильных стелах, статуэтках, сосудах, зеркалах и т.п. Единственный пространный текст, написанный на полотне, дошел до нас благодаря тому, что книга была в древности разорвана на бинты, которыми обернули мумию женщины (найдена в Среднем Египте, хранится в музее Загреба). Эта рукопись содержит 1500 слов. Есть еще пять надписей, содержащих более 50 слов.

Амфора стиля буккеро с процарапанным алфавитом и этрусской надписьюВозникновение этрусской письменности относится к VII в. до н.э., но большинство дошедших до нас надписей датируется IV-II вв. до н.э. Чтение их не представляет трудностей, так как этруски пользовались алфавитом греческого происхождения, но до сих пор этрусский язык не понят и содержание надписей не истолковано. Лишь небольшое количество слов и грамматических форм как будто бы истолковано правильно. За 100 лет, прошедших с начала серьезного изучения этрусских надписей, удалось определить значение всего 120-140 слов. Этрусский язык сближали со многими древними и современными языками47. Но постепенно выяснилось, что он изолирован от всех известных языковых групп и его не с чем сравнивать. Спорным остается даже вопрос о принадлежности его к индоевропейской языковой семье48. Решению проблемы этрусского языка могут послужить находки билингв. Так, внушала надежду находка 1964 г. При раскопках древнего святилища в Пиргах были обнаружены три золотые пластинки с выгравированными на них надписями. Две из них написаны на этрусском языке, третья - на финикийском49.

В VI в. до н.э. этруски утратили свои торговые позиции в понтийской области, в Греции, Малой Азии и на североафриканском побережье. В V в. до н.э. этруски потеряли все опорные центры за пределами собственно Этрурии. В дальнейшем (в начале III в. до н.э.) они были подчинены Римом. Но старая культура и традиции существовали еще длительное время. Мастерские, в которых создавались произведения этрусского искусства, действовали до I в. до н.э. Их изделия даже в период падения мощи этрусков проникали через альпийские перевалы на север и северо-запад до Швейцарии и Рейнской области. Этруски сыграли большую роль в передаче средиземноморских культурных влияний в Центральную Европу.

ПРИМЕЧАНИЯ:

45 О.W. von Vacano. Die Etrusker in der Welt der Antike. Leipzig, 1962. Назад к тексту

46 Публикуются в «Corpus inscriptionum Etruscarum», издающемся с 1893 г. в Лейпциге. Важнейшие тексты изданы в книге: М. Palottino. Testimona linguae Etruscae. Firenze, 1954. Назад к тексту

47 З.Майани попытался найти «ключ» к этрусскому языку, истолковывая его с помощью албанского (См.: З.Майани. Этруски начинают говорить. М., 1966). Б. Грозный считает этрусский язык одним из позднехеттских диалектов. Литература по этому вопросу огромна. Сводка ее дана в книге: А.И.Харсекин. Вопросы интерпретации памятников этрусской письменности. Ставрополь, 1963. Назад к тексту

48 В этрусском языке выступают отдельные индоевропейские элементы, однако исходная структура, по-видимому, относится к доиндоевропейскому слою, следы которого сохранились в «средиземноморской» топонимике. Остатки большей частью исчезнувших средиземноморских языков, вероятно, представлены так называемыми ретийскими надписями в альпийской области и надписями на острове Лемносе. Правдоподобна гипотеза Дж. Девото, объясняющая индоевропейские компоненты этрусского языка инфильтрацией индоевропейских племен в область расселения «средиземноморских» народностей (С. Devoto. Etrusco e peri-indoeuropeo. — Studii etruschi, XVIII, 1944, стр. 187— 197). Назад к тексту

49 А.И.Харсекин, М.Л.Гельцер. Новые надписи из Пирг на финикийском и этрусском языках. — Вестник древней истории, 1965, № 3, стр. 108—131. Форма и последовательность изложения в этрусском и финикийском текстах не вполне тождественны, что затрудняет использование этой билингвы как «ключа» для понимания этрусского языка. См.: А.И.Немировский, А.И.Харсекин. Этруски. Воронеж, 1969, стр. 35. Назад к тексту



 
« -- Культура Апулии и островов   Ранний железный век на Пиренейском полуострове »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104