-- Культура вилланова |
Страница 1 из 4 Среди культур с обрядом трупосожжения выделяется как важнейшая и, пожалуй, древнейшая культура вилланова, названная по могильнику, находящемуся в 8 км к востоку от Болоньи. Область распространения культуры вилланова включает Эмилию, Тоскану и Лацио. Вопрос о времени начала культуры вилланова, а следовательно, и железного века в Италии вообще, долгое время вызывал бурные споры, и расхождения в датах ужасающие, иногда до 300 лет3. Эти расхождения во взглядах археологов в особенности неприятны потому, что многие даты общеевропейских культурных явлений основаны на хронологии Италии. Сейчас наиболее приемлемые для начала железного века Италии даты, установленные по радиокарбону, заключены между 915 ±80 и 825 ±80 гг. до н.э.4 Применительно к этим датам начало культуры вилланова относят к IX в. до н.э. Предшествующая ей культура, переходная от бронзового к железному веку, сложилась около 1100 г. до н.э. Она распространилась не только на территории, которую позже занимала культура вилланова, а по всей Италии. Поля погребений, первоначально известные только в долине р. По, теперь открыты вплоть до юга полуострова и даже до Мессины и Милаццо на Сицилии. Носители культуры полей погребений несомненно были предками многих племен, живших в Италии в железном веке. Одна из групп этих племен представлена культурой вилланова, а переходная к ней культура названа протовилланова. Иногда по двум большим могильникам в Центральной и Южной Италии ее называют также культурой пианелло-тиммари5. Основой экономики племен культуры протовилланова оставались земледелие и скотоводство. Культура известна по поселениям, расположенным на возвышенностях и иногда укрепленным каменными стенами сухой кладки, и могильникам с трупосожжениями, погребенными в урнах. Урны поставлены в траншеи близко друг к другу и иногда окружены каменными плитами. Типичны биконические урны. Сосуды украшены нарезным геометрическим орнаментом (фриз из опрокинутых треугольников, меандр, зигзаги), пучками горизонтальных борозд и рельефными шишечками, иногда покрытыми концентрическими бороздками. Среди находок наиболее часты бронзовые фибулы и бритвы. Наряду с фибулой в виде скрипичного смычка распространяется новый тип со спинкой в виде полукруглой арки. Бритвы квадратные, заточенные с двух сторон, имеют петлевидную ручку и выемку на противоположном ручке конце6. Представление о бронзовых изделиях того времени дает клад, найденный в 1880 г. в Косте-дель-Марано (близ Чивитавеккья). Он содержит до 150 предметов, преимущественно фибул и чаш. Чаши кованые с тисненым орнаментом, и среди них три украшены головками быков. Как полагают, бронзовые сосуды были в этом месте импортом из Центральной Европы (они сходны с найденными в Йеньшовичах в Чехословакии). Происхождение культуры протовилланова объясняют с помощью различных, довольно многочисленных гипотез. Еще в конце прошлого века Л.Пигорини высказал мнение, что появление террамар, полей погребений и индоевропейских языков на Апеннинском полуострове связано с вторжением с севера, из-за Альп, главным образом из Центральной Европы, новых племен. В современной археологии точки зрения о возникновении культуры протовилланова в результате вторжения из Центральной Европы племен культур полей погребений придерживаются Г.Сэфлунд и Г. фон Мерхардт. Л.Бернабо Бреа, Р. Перони и некоторые другие ученые считают, что поля погребальных урн связаны с религиозной идеей, не зависящей от этнических изменений, миграций народов и ассимиляций, широко распространившейся в Европе как явление стадиальное и возникшее конвергентно (независимо в отдельных областях). X. Хенкен исходит из гипотезы о возникновении культуры протовилланова в результате переселения в Италию племен, пришедших сухим путем и по морю и принесших новые идеи. Однако они не вытеснили местное население, а слились с ним. Одни ученые считают, что культура террамар непосредственно связана с культурой протовилланова и что последняя сохранила многие пережиточные черты; другие предполагают, что с появлением племен протовилланова предшествующая им культура в долине По прекратила свое существование. Наконец, есть мнение, что культура протовилланова возникла в результате слияния культуры террамар и апеннинской и восприняла погребальный обряд и обработку металла от первой, а форму посуды и частично сельскохозяйственную экономику - от второй7. Первые погребения культуры вилланова были открыты в 1853 г. неподалеку от Болоньи. Другие могильники были найдены вблизи города и названы по именам владельцев земли (Беначчи, Арноальди) или по городским воротам (Болонья - Сан-Витале). Этапы развития культуры вилланова в Эмилии обозначаются по различиям в могильниках - Беначчи I и II, Арноальди I и II (или вместо Арноальди II - Чертоза). Культура вилланова в формах, сходных с североитальянскими, распространена в западной части Апеннинского полуострова, в Этрурии (в нынешних Тоскане и Лацио, на землях к северу от Рима). ПРИМЕЧАНИЯ:3 Так, начало культуры вилланова О. Монтелиус относил к 1135 г. до н.э., Н. Оберг — к 1000 г. до н. э., Рэнделл МакАйвер — к 1150 г. до н.э., Р. Питтиони — к 900 г. до н.э., П. Дукати и М. Паллоттино — к 800 г. до н.э. Назад к тексту 5 Могильник Пианелло ди Генга находится близ Анконы, Тиммари — на холме к западу от Матеры. Назад к тексту 6 Е.Schumacher. Die Proto-Villanova Fundgruppe. Bonn, 1967. Назад к тексту 7 D.H. Trump. Central and Southern Italy..., стр. 137—144. Назад к тексту |
« Железный век в Италии | -- Культура голасекка » |
---|