-- Культура вилланова |
Страница 3 из 4
Период Болонья II датируется VIII в. до н.э. К этому периоду Мюллер-Карпе относит клад, найденный у церкви Сан-Франциско. В это время наряду с лучковыми появляются фибулы с гладкой толстой расширенной посредине дужкой, мечи с антеннами (но встречаются и с простой округлой рукоятью), бронзовые удила и другие предметы конской сбруи, втульчатые топоры, кинжалы и др. Много металлической посуды: кованые из бронзы урны на высокой ножке и цисты, характерные для всего последующего железного века. Период Болонья III, соответствующий частично прежним периодам Беначчи II и Арноальди, датируется VII в. до н.э.13 Недостаток периодизации Мюллер-Карпе в том, что она основана на изучении только металлических вещей и не учитывает керамики. Поэтому в научном обиходе остается и старая периодизация. В период Арноальди бронзовая посуда находила широкое употребление Наряду с цистой использовалась и ситула, в отличие от другой посуды почти гладкая, без украшений, имеющая ручку из проволоки. На орнаментированной бронзовой посуде, кроме геометрических украшений, встречаются изображения растений, водоплавающих птиц и стилизованных животных. Изредка находят греческие вазы. Железо было распространено шире, чем в предшествующем периоде. Фибулы лучковые и змеевидные с округлой головкой14. Эволюция керамики культуры вилланова протекала медленно. В IX- VIII вв. до н.э. описанная выше урна вилланова очень мало изменила свою форму. Были распространены одноручные чаши, орнаментированные в манере, сходной с орнаментацией урн. Были распространены кубки с ручками, чаши на высокой ножке, двойные сосуды и глиняные копии металлических ситул. Некоторые чаши имели ручки, украшенные изображениями животных. В период Арноальди появилась керамика, сделанная на круге, более изящная и орнаментированная с помощью специальных штампов рисунками из треугольников, кругов, розеток, фигурок людей и птиц. В период Чертоза сильно сказывалось влияние этрусков. В частности, распространились бронзовые сосуды, изготовленные в Вульчи и других этрусских городах. Появились бронзовые ситулы, украшенные чеканным орнаментом, подобные ситулам из области Восточных Альп или Венето, но, вероятно, изготовленные в Эмилии. Такова знаменитая чертозская ситула, на которой изображены в верхнем фризе - процессия солдат, в следующем - подготовка к празднику, далее - бытовые сцены и внизу - экзотические животные. Характерна так называемая чертозская фибула, которая в V-IV вв. до н. э. распространилась в значительной части Центральной Европы. Она имеет вытянутую несимметрично согнутую дужку, одностороннюю спираль и ножку, конец которой слегка приподнят и завершается кнопкой. Погребальный обряд включал как кремацию, так и ингумацию. Могилы часто отмечены каменными стелами15, на которых линейный и стилизованный орнамент сочетается с изображениями сфинксов, «древа жизни» со стоящими по бокам геральдическими зверями, воинов и др. Сами стелы высечены в виде стилизованной человеческой фигуры.В Тоскане культура вилланова развивалась в течение более короткого времени, чем в Эмилии: около 700 г. до н.э. она сменилась этрусской культурой, и лишь пережиточные ее элементы существовали до VI в. до н.э. Культуру вилланова в Тоскане делят на два периода: первый датируют X-IX вв. - 750 г. до н. э.; второй - 750-700 (или 675) гг. до н.э. Датировка и здесь остается спорной16. Если признать, что начало культуры вилланова в Тоскане относится к X в. до н.э., то она была в Этрурии более древней, чем в долине р. По. Хотя выше было сказано, что формы развития культуры вилланова в Центральной и Северной Италии были сходны, все же заметны некоторые различия. Для периода вилланова I Центральной Италии характерны трупосожжения с захоронением праха в «колодезных могилах» (tomba a pozzo). В качестве оссуариев применяются урны в виде домиков и урны типа вилла-нова, отличающиеся от североитальянских только орнаментом: он нанесен гребенчатым орудием и представляет две сидящие человеческие фигурки, иногда изображение свастики, квадраты, меандр и другие геометрические фигуры. Орнамент, нанесенный на темной поверхности сосудов, обычно закрашивали белой краской. Среди керамики отметим чаши с одной ручкой, на которой изображены животные, или ручками в виде рогов, ладьевидные сосуды и аскосы в виде птиц и животных. ПРИМЕЧАНИЯ:13 H.Muller-Karpe. Beitrage zur Chronologie der Urnenfelderzeit nordlich und sudlich der Alpen. [West] Berlin, 1959. Назад к тексту |
« Железный век в Италии | -- Культура голасекка » |
---|