-- Культура вилланова |
Страница 4 из 4 Металлические вещи представлены бронзовыми короткими мечами с Т-образной рукоятью и лезвием, украшенным гравированными параллельными линиями или зигзагами. Так же украшены и ножны, на которых с течением времени орнамент становится более сложным, появляются стилизованные изображения людей и животных. В VIII в. до н.э. становятся известны длинные железные мечи с антенной. Наконечники копий обычно пламевидные или плоские. Бронзовые шлемы полусферические с гребешком или колоколовидные с высоким острым верхом. Фибулы простой формы с гладкой или покрытой елочным орнаментом дужкой, змеевидные, дисковидные, с витой иглой и выпрямленной двойной дужкой. Изредка встречаются бронзовые чаши и зеркала. Найдено несколько импортных вещей, свидетельствующих о торговых связях с финикийцами и греками. В период вилланова II происходит смена погребального обряда. Наряду с кремацией применяют ингумацию в траншеях, покрытых каменными плитами, или в саркофагах, высеченных из мягкого камня и покрытых тяжелой крышкой. Иногда сожженный прах и сопровождающие вещи помещают в большой кувшин, но чаще всего - в обычные урны типа вилланова. Исчезают колоколовидные шлемы и мечи с антенной, их сменяют полукруглый шапковидный шлем и короткий бронзовый меч-кинжал и меч с Т-образной рукоятью и железным лезвием. Найдены круглые бронзовые щиты. Много металлической посуды различных форм. Бронзовые изделия украшены штампованными шишечками и шариками и гравированными узорами. В это время сильнее всего сказываются греческие влияния. В могильниках Черветери, Тарквинии, Вей и других найдены импортная греческая посуда или местные подражания ей. Эта италийская посуда геометрического стиля сделана на круге из хорошо отмученной глины светло-коричневого цвета, расписана тонкой глазурью и хорошо обожжена. Техника изготовления, роспись и формы этих сосудов (ойнохоя, кратер, скифос) заимствованы у греков. Третий период существования культуры вилланова в Этрурии (VII в. до н.э.) настолько тесно связан с возникновением этрусской культуры, что его целесообразно описать в разделе, посвященном этрускам. Когда в XIX в. на территории современной Тосканы были обнаружены погребения культуры вилланова, то ученые предположили, что эта культура была принесена из альпийских областей и позже продвигалась из района Болоньи на юг. Однако потом это предположение было оспорено, и сейчас наряду с ним существует противоположное мнение: некоторые ученые считают, что в Этрурии могильники более древние, чем в Эмилии. Это позволяет предполагать, что культура вилланова возникла в Центральной Италии (Этрурии), а область Болоньи была колонизована носителями культуры вилланова, возможно, в несколько более позднее время17. Во всяком случае нет никаких оснований искать происхождение культуры вилланова вне Италии, так как большинство ее элементов содержится уже в культуре протовилланова: кремация, поля погребений, глиняные урны и их орнаментация, лучковая фибула и т.п. С другой стороны, вряд ли использование железа могло быть местным открытием. Его приписывают пришельцам, мастерам с Востока. Другие черты - удила, урны в виде хижин и, вероятно, высокая техника ковки металла - могли быть результатом влиянии альпийских культур18. Существует предположение, что носителями культуры вилланова были племена умбров. Это мнение В. И. Модестова19 и некоторых других исследователей основано главным образом на том, что памятники культуры вилланова обнаружены в районе, который согласно античным источникам заселяли до прихода этрусков умбры. Но античные авторы считали, что в древности умбры занимали всю Северную Италию между По и Тибром. Эта область слишком обширна, чтобы всю ее связывать с культурой вилланова. Что же касается собственно Умбрии, то здесь в железном веке существовала смешанная культура с элементами виллановы и пиценской, имевшая, вероятно, небольшое значение в «доистории» Италии. На территории Лацио культура вилланова несколько иная, чем в других местах ее распространения, и ее иногда выделяют в отдельную латинскую культуру20. Лучше всего изучены могильники на Альбанских горах (Кастель Гандольфо и др.). Здесь существовал обряд трупосожжения, глиняные урны ставили в могилу, иногда представлявшую собой цилиндрический колодец. Часто встречаются урны в виде хижин. Могильный инвентарь (оружие, посуда) в некоторых некрополях - миниатюрных размеров, т.е. специально сделан для погребения. Он беден металлом, особенно мало железа. Раскопки на Палатине и других римских холмах открыли множество погребений, преимущественно VIII в. до н.э. Инвентарь сходен с альбанским. Наряду с трупосожжениями встречаются трупоположения в прямоугольных ямах. В VIII в. до н.э. на римских холмах располагались примитивные деревни с хижинами, стены которых были сделаны из прутьев и соломы, обмазанных глиной, их поддерживали дубовые балки21. Культура вилланова имела большое значение для дальнейшей истории Италии, так как она составила важный элемент в формировании этрусской, а через нее и римской цивилизации. Ее влияние на историю Северной Италии закончилось лишь со вторжением в IV в. до н.э. галльских племен. Если верно предположение, что носители культуры вилла-нова познакомились с металлургией железа благодаря связям по морским путям с Эгейским миром, то не менее вероятно, что эти знания по сухопутным дорогам проникли на северные склоны Альп и послужили толчком к развитию гальштатской культуры, которой начинается трансальпийский железный век. Во всяком случае, торговые связи и влияния этих областей друг на друга несомненны. ПРИМЕЧАНИЯ:17 P.Ducati. Storia di Bologna in tempi antichi. Bologna, 1928, стр. 72; A. Akerstrom. Der geometrische Stil in Italien. Leipzig, 1934, стр. 109—110, 129—130. Назад к тексту 21 E.Cjerstad. Early Rome. Lund, v. I, 1953; v. II, 1956. Назад к тексту |
« Железный век в Италии | -- Культура голасекка » |
---|