Dance, dance wherever you may be, или о влиянии ирландского танца на личность |
Страница 1 из 2 Автор: Филиппович Наталья Для того чтобы понять, какие свойства личности могут развиться у человека, танцующего ирландские или шотландские танцы, нужно обратиться к истории этих народов. Ирландцам, равно как и шотландцам, приходилось нелегко в разные эпохи –– достаточно вспомнить одну только политику англичан по отношению к ним. Национальную культуру и язык пытались искоренить, дело доходило даже до того, что ирландцам запрещали танцевать их народные танцы! Разумеется, будучи очень свободолюбивым, ирландский народ не хотел подчиняться этим правилам, и продолжал танцевать. Существует даже легенда, согласно которой ирландцы выработали такой стиль степа, когда со стороны казалось, будто люди просто ходили, а на самом деле они исполняли танец. История притеснения ирландского народа была заложена в основу сюжета танцевальной постановки Майкла Флэтли1 «Celtic Tiger». Как говорит сам Флэтли - «Тигр - это символ пробуждения, символ волшебства и борьбы за свободу… "Кельтский Тигр" часто упоминается в финансовых терминах, как невероятный экономический успех Ирландии за прошлое десятилетие. Но я вижу в этих словах кое-что гораздо большее, - я вижу в этом сердце, душу и дух ирландских людей. Когда они добрались до Америки, вначале их рассматривали как рабов, но они поднялись снова, чтобы стать Джоном Ф. Кеннеди Нового Света». Эта цитата хорошо характеризует ирландскую нацию. Говоря об ирландцах, можно вспомнить и другие черты характера. Однажды, по каналу «Культура» была показана передача, в которой упоминалось, что ирландцы – очень упрямые люди. Вплоть до того, что давалась шуточная рекомендация: для того, чтобы ирландец сделал что-то, попросите его сделать наоборот. Все пережитое в ходе истории не сломило потомков кельтов, продолжающих упорно бороться за свободу и чтить свои традиции и культуру. И если мы будем исходить из того, что выполняя конкретные движения, человек приобретает определенные свойства характера (об этом хорошо осведомлены те, кто практикуют йогу), то занимаясь ирландским танцем, человек может «примерить» на себя свободолюбие, гордость, твердость характера и упорство. А как замечали многие мыслители, если маску носить слишком долго, она может «прирасти» и олицетворяемое ею станет сущностью человека, так необдуманно (или намеренно) ее примерявшего. Очень показателен элемент slide. Помимо удара slide (двойной удар подушечкой, с прижиманием ее к полу) в ирландском танце существует так же одноименная комбинация. Основную позицию ирландского танца можно сравнить с 3-ей классической, но "закрытой", или 5-й, но "открытой" (некоторые называют эту позицию croisee, но это не совсем верно, поскольку при классическом croisee (скрещивании) поворачивается корпус и голова), таким образом давайте остановимся на 3-ей "закрытой": хоп на правой ноге с одновременным выносом левой вперед (следите за коленом, оно не должно выходить вперед), ставим прямую(!) левую ногу на пятку, переносим вес и тела и подтягиваем правую ногу на минимальной высоте от пола, чтобы зрительно создать эффект скольжения. Опускаем левую ногу на носок и подставляем правую. Повторить с другой ноги. Счет: и (хоп) - раз(хил) - два(тип) - три (бек). Картинка и описание предоставлены сайтом celticdance.narod.ru Если в момент исполнения Вы не будете ровно держать спину и осуществлять движение с чувством собственного достоинства – как бы легко и четко Вы ни сделали этот элемент – впечатление будет смазанным. Не последнюю роль здесь играет не только психологический настрой при исполнении, но и идеально выпрямленная спина и фиксация корпуса. В характере движения присутствуют аккуратная четкость и активность, со стороны элемент может выглядеть так, как будто танцор, гордо неся корпус, скользящим движением продвигается по диагонали вперед, словно подчеркивая свою независимость и свободолюбие. Очень многие элементы пронизаны подобными эмоциями – перекрестность - характерное для ирландских танцев положение коленок (находящихся рядом, по возможности, без щели между ними или закрывающих одна другую), очень способствует созданию такого образа. А знаменитая ирландско-шотландская выворотность стоп только дополняет его. Ранее мы уже говорили, что теоретически, ирландские и шотландские танцы должны вырабатывать твердость характера и упорство. Явное тому доказательство – техника исполнения большинства элементов, в первую очередь, сольных танцев. Попробуйте сделать движение rock - качаться из стороны в сторону на полупальцах очень нелегко! Учиться этому нужно долго, а для того, чтобы исполнить элемент bird. Другое название этого элемента "sit jump". Техника выполнения та же, что у jump over, но первой касается пола правая нога, левая опускается перед ней. Этот элемент требует хорошей подготовки корпуса и ног, чтобы как бы зависнуть в воздухе на несколько мгновений. В этом случае прыжку предпосылается небольшой preparation: hop(r) и левая нога сгибается в колене, чтобы легче и выше вынести ее вперед. Картинка и описание предоставлены сайтом celticdance.narod.ru некоторым приходится тренироваться до изнеможения, пытаясь сделать прыжок выше. При занятиях сольными шотландскими и ирландскими танцами приходится уделять повышенное внимание растяжке (особенно это актуально для ряда шотландских элементов). Для ирландских танцев характерны высокие «полетные» прыжки – приходится качать пресс – опять-таки, чтобы выше прыгать. Надо укреплять многие мышцы и в связи с этим грамотные преподаватели – такие, как наша соотечественница, чемпионка Европы по ирландским танцам 2006 года - Юлия Ромашко, обязательно проводят большую разминку. Базовый элемент степа – treble – нужно очень долго отрабатывать, прежде чем он будет получаться быстро и технично, некоторым для выполнения этого элемента требуются годы. Выдерживать такие нагрузки и систематически заставлять себя заниматься способны только очень терпеливые люди, поэтому упорство и упрямство (в хорошем смысле этого слова) всегда должно быть присуще тем, кто увлечен рассматриваемыми в этой статье танцами. Четкость, аккуратность и легкость – также необходимые качества, если они есть у человека - ему будет гораздо легче научиться танцевать шотландские и ирландские танцы. А при длительных и серьезных занятиях этим искусством могут автоматически начать вырабатываться все перечисленные выше качества. Также эти танцы (особенно, если речь идет не о сетах, а о «сольниках») не терпят небрежности в исполнении. Поэтому людям, отличающимся небрежностью и привыкшим делать все «тяп-ляп», обычно приходится учиться больше концентрироваться на выполняемых элементах, в процессе тренировок четко и аккуратно совершая движения и делая паузы между ними. Каждое движение рекомендуется зафиксировать, чтобы лучше на нем сосредоточиться и отработать. Таким образом, ирландский танец способствует вдумчивому отношению к совершаемому и даже можно сказать, развитию созерцательности. Внимание тренируется постоянно, особенно на первых порах изучения танцев, ведь нужно помнить о множестве нюансов одновременно. Например, при исполнении ирландских танцев руки необходимо держать вдоль тела, и существует точка зрения, согласно которой это требование было введено несколько веков назад учителями танцев специально, чтобы усложнить танец! Сложность существует и в исполнении быстрых танцев – чтобы выдержать темп важно уметь правильно дышать, как отмечает Джин Батлер2.
|