Белтайн мифологический |
Tine Bél означает "Огонь Бела". В "Глоссарии Кормака" говорится: "Бел, т.е. языческий идол, откуда Белтине т.е. огонь Бела" ("Bil. i. dia hidal unde Beltine. i. tene Вil"). Béltine знаменует конец темной половины года, начало светлой, открытие пастбищного сезона. У ирландцев Béltine был еще и началом нового года (у галлов и бриттов начало года связано с Samain). Белтайн семантически противоположен Самайну. Они одинаковы по значению и различны по наполнению. Торжество весеннего обновления природы, ее полный расцвет определяют эмоциональную окрашенность Белтайна. Джеффри Китинг так описывает Béltine: "...ассамблея проводилась в день 1 Мая, где существовал обычай обмениваться товарами, изделиями и драгоценностями. Также они приносили жертвоприношения своему главному Богу, которому поклонялись, последнего звали Бель и именно здесь зародился обычай зажигать два огня в честь Беля в каждой части Ирландии и проводить самых слабых животных между огнями с целью предохранения их от заразы в течение года, и именно от этого огня, который разводился в честь Беля, имя Bealltaine было дано благородному собранию: Bealtaine, т.е. Beiltene или огонь Беля (no teine Bheil)". Как и другие кельтские праздники, Béltine - это "разлом" во времени и пространстве, когда обитатели Иного Мира проникают в мир людей. Праздничное время - мифологическое, праздник же символизирует мифологический сценарий, воспроизводя его обрядами и мистериями. В этом аспекте в Béltine происходит празднование мифологического перехода времени от власти темных сил - фоморов к светлым Туата де Дананн, символически выраженной в поединке Луга и Балора и в победе Луга. Бел, в чью честь зажигаются огни на Béltine, прослеживается и на галльском материале - Belenos - бог Солнца, и на бриттском - Белерос. Существуют несколько версий относительно этимологии слова Бел. W. Stokes возводит его к санскритскому bhalo-m - "вспышка, раскат, хлопок" и индоевропейскому *belo-s - "сияющий". Вендрюес возводит слово к *beltu "смерть", откуда ирл. at-bail - "умирает". Несмотря на кажущуюся ясность, к единому мнению, кому посвящен праздник Белтайн, кельтологи так и не пришли. Béltine определенно праздник солнечного культа и посвящен богу Солнца, которым традиционно принято считать Луга (валл. Lleu, галл. Lug-us). Луг был известен не только в Ирландии, но и по всей Европе, названия многих мест образованы от его имени, примеры - города Лион, Лейден и Лувен, озеро Лугано в Швейцарии и т.д. Однако существует и противоположенное мнение: праздник Белтайн мог быть посвящен деду Луга и его главному сопернику в битве при Маг Туиред - Балору, хозяину Иного Мира. Некоторые трактовки отождествляют Балора с Солнцем, его огненный взгляд сравнивают с молнией. Имеются различные этимологические трактовки имени Балора. Согласно одной из них, имя Балора происходит от индоевропейского *boleros, корень которого - *bhel - "вспыхивать", упрощенная форма *bheleg - "молния". Р. Якобсон предлагает возводить его имя к корню *wel- с общим значением "имеющий отношение к иному миру", что подтверждает типологическое и генетическое родство Балора со славянским Велесом (*wel-es(s) "божество иного мира"). Другие исследователи (В. Калыгин) склонны к другой трактовке: "обладающий смертельным взглядом" или просто "одноглазый". В поединке Луга и Балора перед нами предстает типичный для индоевропейской мифологии сюжет, называемый исследователями "основным мифом": новорожденный Герой "убивает" или покоряет божество Иного Мира его же оружием, выкованным Богом Ремесла, которым изначально был сам Хозяин Иного Мира. В дальнейшем развитии мифа Хозяин (Бог-Солнце) и Бог Ремесла (Бог-Кузнец) различаются; последний представляется помощником Героя, который мог также наделяться функциями Бога-Воина или Бога Грома. Данный мифологический сюжет может быть также осмыслен как борьба за первенство между "старшим" и "младшим" поколением Богов (Уран и Зевс, Вритра и Индра), а также в социальном контексте: можно предположить, что изначально под Балором (=Белом) предполагался бог Солнца, бог Heбa. Это божество, сопоставимое с функцией жречества. Рядом с верховным божеством реконструируется бог Грома и боевой дружины, покровитель походов. Это божество ассоциируется с высокой скалой, достигающей небес, откуда низвергаются громы и молнии. "Два высших индоевропейских божества, символизирующие соответственно Солнце и Грозу, противоположны друг другу и как олицетворения главных природных сил, обуславливающих "солнечную" и "дождливую" погоду. Тем самым наряду с социальными функциями они совмещают в себе хозяйственные функции, обуславливающие плодородие земли и изобилие" (см.: Гамкрелидзе Т. Иванов В. Индоевропейский язык и индоевропейцы) Поединок Луга и Балора в данном случае может быть осмыслен как борьба за первенство между воинским и жреческим сословиями и, как следствие "победивший" бог при дальнейшей эволюции мифа наделяется функциями "побежденного". Луг убивает Балора камнем из пращи (по другим версиям копьем), этот мотив ассоциируют с представлениями о небесном огне (молнии), в фольклорном варианте - это разжигание "живого" огня. Можно предположить, что Балор является варуническим, темным аспектом Луга. Практика человеческих жертвоприношений в Белтайн вполне подтверждает это. В ночь на Béltine гасили все огни и потом зажигали вновь. Огонь нужно было выкупить у друидов Бела. В "Глоссарии Кормака" говорится: "В святилище Беля гасился священный огонь и разжигался вновь и никто не мог зажечь у себя огонь без того, чтобы выкупить его у жрецов". В святилищах, а затем в монастырях был обычай хранить неугасаемый огонь, который гасили лишь раз в году на Béltine (у христиан - на Пасху). На костре Бела так же приносились жертвы. В "Старине Мест" говорится: Миде, сын Брата, сына Деота, первым "возжег в Ирландии огонь для потомков Немеда. Шесть лет горел он в Ирландии, и были зажжены от него все главные огни Ирландии. Оттого и полагаются наследникам Миде мешок зерна и свинья от каждого жилища..." Помимо огня в святилище традиция приписывала возжигать Костры Белтайна, они разводились в паре: один на возвышении, другой под ним. Между этими кострами принято было проводить скот и больных людей для очищения. В "Глоссарии Кормака" этот обряд описывается так: "Два огня, которые обычно разводили друиды с помощью заклинаний и обычно проводили скот через эти огни против болезней каждого приходящего года". У всех кельтских народов наблюдаются сходные ритуалы, связанные с разжиганием огня, изготовлением вручную хлеба и жребием. Повсюду соблюдалось и требование к одеянию - на себе можно было иметь только одежду природного происхождения. Разжигателям огня запрещалось иметь при себе железо, обувь, украшения, выделанную кожу. Требовалось так же воздержание в еде. Огонь можно было добывать только "чистым" способом, т.е. высеченный щепками или камнем. Так в Шотландии огонь разводили семь молодых мужчин, которые готовили глубокую яму для костра, затем шли в семь разных сторон и должны были принести деревья или ветки семи разных пород. Эти ветки складывались высоким шалашом. Огонь разжигался вручную, путем высечения искры из камня. В Уэльсе огонь разжигали девять мужчин, обязанные принести хворост девяти различных деревьев. Место огораживалось кругом, а ветки устанавливались крест-накрест. Искра высекалась двумя дубовыми щепками. Иногда разжигались два костра близко друг от друга. Обычай всеобщего гашения огня в поздние времена уже не соблюдался, однако каждая семья старалась получить головешку или уголек от большого праздничного костра для своего очага. Холм, на котором, возможно, находилось легендарное святилище Бела и происходило собрание на Белтайн, называется Uísnech (Ушнех). Джеффри Китинг писал: "Туатал Техмар взял от каждого королевства по наделу земли, из которых была составлена Миде, как резиденция его наследников - верховных королей Ирландии. На той доле, которую он урезал у Коннахтов, он построил крепость, а именно Ушнех, где обычно собирались мужи Ирландии, собрание называлось Mordhail Uisnigh... и проводилось на 1 мая". Холм Uísnech принято считать главным местом отправления религиозного культа в Ирландии. В топографических поэмах на Mordail Uísnech происходили скачки на лошадях и собирался airecht (суд), верховный король Ирландии проводил свой пир, с которого никто не уходил обиженным. При этом всякий правитель, посещавший празднество, был обязан внести особый налог королю Коннахта, которому принадлежал Ушнех - либо "золотой браслет воина", либо коня со сбруей. Холм Uísnech в саге "Гибель детей Турена" (Oidche Chloinne Tuireann, Ульстерский цикл) назывался холмом Балора. На юго-западном склоне холма находится и Камень Деления Ирландии (Aill na Mireann), на который по легенде была водружена голова Балора (еще одно подтверждение версии о Балоре, как о хозяине праздника). Гиральд Камбрийский назвал Uísnech "пуп Ирландии" (omphalos). Название холма Uisnech имеет несколько объяснений, его возводят либо к основе *ostinako- "ограненное место", также ирл. uisin -"храмы" либо к ирл. os(s) - "олень". Возможен и другой вариант, возводящий Uisnech к uais - "благородный, достойный" Холм Uisnech расположен в девяти милях на запад от г. Муллингар, это широкий холм, вершина которого распадается на четыре широких плато (по легендам, каждое королевство приходило на свою часть холма). С него открывается великолепный вид на центральную равнину, окруженную со всех сторон цепью холмов. Это наилучшее место для святилища, огни, зажженные на холме, видны издалека. Археологические раскопки, проводившиеся на месте святилища, обнаружили в районе холма толстый слой золы и обугленных костей животных, а также захоронения людей. Там же были обнаружены укрепления, относящиеся к археологическому периоду Ла Тене. Считается, что это остатки королевской резиденции, построенной около I века Н.Э. на месте древнего святилища. Традиция связывает строительство этой крепости с именем легендарного короля Туатала Техмара, деда Конна Ста Битв. В более древних слоях обнаружены следы траншей и земляных укреплений бронзового века. В Бельтайн произошел ряд знаменательных мифологических событий, таких как прибытие племен Партолона, а затем и народа Немедa (ирл. nemed - "почитаемый") в Ирландию, прибытие Племен Богини Дану, гибель народа Партолона, установление владений Тары, три напасти Британии (мабиноги "Людд и Левелис"), пропажа жеребят Тейрниона (в мабиноги "Пуйль, король Диведа") и т.д. |
« Традиции Белтайна | Имболк » |
---|