ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Ирландия >> Туризм в Ирландию >> Неолит и энеолит Западного Средиземноморья
27.11.2024 г.
Главная
Археология
История
Культура
Искусство
Быт кельтов
Новости
Статьи
Карты
Галереи
Схемы и таблицы
Библиотека
Англия
Ирландия
Шотландия
Франция
Италия
Россия
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Творчество
Новости портала
Книги
Контакты
Поиск
Форум
Ссылки
Кельтские символы
Фильмы о кельтах
Художники
СТРАНЫ
Англия
Ирландия
Шотландия
Уэльс
Франция
Италия
Германия
Россия
СТАТЬИ
ИСТОРИЯ
АРХЕОЛОГИЯ
КУЛЬТУРА
ЭЗОТЕРИКА
КАЛЕНДАРЬ
Кожаные украшения с натуральными камнями | Кельтские амулеты в эзотерическом интернет-магазине Ривалон

Неолит и энеолит Западного Средиземноморья

Оглавление
Неолит и энеолит Западного Средиземноморья
Страница 2
Страница 3

Среди других указаний на связь с Африкой следует отметить, что люди альмерийской культуры носили бусы из раковин в форме дисков, изготовлявшиеся также людьми капсийской культуры в Африке. Керамика альмерийцев подобна неолитической керамике Фаюма и Меримде в Египте. На связи с Восточным Средиземноморьем указывают находки бус из бирюзы и стеатита и каменных статуэток в форме скрипки, подобных изображениям богини-матери на Кикладах20.

Вопрос о происхождении культуры альмерии неясен. Наиболее удовлетворительна гипотеза Альмагро, который связывает происхождение западных неолитических культур с дунайскими, а культуру альмерии сопоставляет с североитальянскими культурами лагоцца и чиоцца21. В Португалии в области устья р. Тахо существовала культура, родственная культуре альмерии, малоизученная и не совсем точно названная культурой португальских дольменов. Она представлена индивидуальными погребениями в каменных ящиках, а не в настоящих мегалитических дольменах. В могильном инвентаре встречаются сосуды, подобные керамике культуры эль-гарсель.

Эволюция неолита в Лигурии (Северная Италия)
 
Эволюция неолита в Лигурии (Северная Италия)

Начало энеолита в Северной Италии характеризуется значительными изменениями по сравнению с предшествующим временем и прежде всего развитием земледелия. Новые идеи и черты того времени выразились в появлении мегалитической архитектуры, коллективных погребений, идолов, орудий из меди и подражаний им из кремня, новых форм керамики и больших поселений.

Важнейшая культура медного века в Северной Италии - ремеделло (2600-1400 гг. до н. э. ), названная по могильнику Ремеделло в провинции Брешиа22. Эта культура представлена большим количеством местонахождений и обширных могильников, найденных в среднем течении р. По по обоим ее берегам. Простые могильные ямы (tomba a fossa) содержат скорченные костяки и сопровождающий покойного инвентарь. В этом инвентаре для нас особенно интересны металлические вещи: плоские топоры (иногда с желобчатым обухом или небольшими чеканными закраинами), треугольные кинжалы с ребром посредине и рукоятью, прикреплявшейся с помощью одной заклепки, алебарды и шилья квадратного сечения. В этой области нет собственной меди и, как показали анализы, ее доставляли из центральной части ФРГ и Чехии23, а также из копей Южной Тосканы, Сардинии и Австрии. В употреблении были полированные каменные топоры и кремневые кинжалы, поперечносрезанные наконечники стрел и великолепно отделанные наконечники с черешками. Посуды в погребениях мало, особенно важны находки колоколовидных кубков центральноиспанского типа среди местных типов посуды. Вероятно, кубки, как и некоторые другие элементы этой культуры, - алебарды24, ожерелья, были принесены извне в результате иммиграции западных племен через Альпы, может быть, через Бреннерский перевал. Черепа людей культуры ремеделло средиземноморского долихоцефального типа, но имеется и небольшое количество круглоголовых, что, возможно, подтверждает предположение об иммигрантах.

Южнее ремеделло в Тоскане, Умбрии и Лациуме находилась область распространения другой культуры - ринальдоне, названной по могильнику Ринальдоне близ г. Монтефиасконе. Могильники подобны могильникам ремеделло, но встречаются погребения в естественных пещерах и каменных цистах. В некоторых местах специально высечены в скалах камеры для погребений. Коллективные погребения встречаются чаще, чем индивидуальные могилы. Изделия из меди подобны найденным в могильниках ремеделло. Кремневые наконечники стрел и кинжалы очень хорошей выделки. Каменные боевые топоры и топоры-молотки, также тщательно выделанные, найдены во многих могилах. В керамике наиболее характерны шаровидный сосуд с цилиндрическим горлом (bottiglia) и блюда с прямым краем, обычно без орнамента, но с хорошо полированной темной поверхностью.

Отсутствие изученных поселений лишает нас возможности представить себе образ жизни носителей культуры ринальдоне. Вероятно, ее носители сочетали земледелие с охотой и рыболовством.

В Кампании процветала третья энеолитическая культура Италии - гаудо (Gaudo), названная по могильнику, открытому в северной части античного города Пестума близ Салерно. Она представлена могилами, вырубленными в скалах, с вертикальным входом в виде шахты. Количество погребенных в одной камере от 2 до 25. Скелеты в скорченном состоянии находятся у стен, рядом с ними расположен обильный инвентарь - множество сосудов и орудий. Эта культура беднее, чем описанные выше, металлом, но зато располагает обильным кремневым инвентарем. Керамика отличается от керамики ринальдоне тем, что сосуды с цилиндрическим горлом имеют одну ручку, а у некоторых горло асимметрично смещено (прообраз аска).

Другой областью вырубленных в скалах могил является Апулия, где соответствующая культура называется челлино по могильнику Celiino San Marco близ Бриндизи. К этой культуре относятся также открытые в южной части Апулии дольмены. Они небольшие, простейшего типа и еще не имеют ничего общего с огромными мегалитическими сооружениями бронзового века. По своему типу они близки к дольменам Мальты. В той же области, где были найдены дольмены, встречаются менгиры.

В Италии есть большое количество энеолитических местонахождений, культурные комплексы которых отличаются от найденных в вышеназванных культурах, изученных главным образом по могильникам. Вопрос о месте таких групп в развитии энеолита Италии может быть решен лишь в результате дальнейших открытий. В частности, остаются неясными причины существования в медном веке кампинийских грубооббитых кремневых топоров. Уже было сказано, что они найдены на некоторых поселениях в Северной Италии, известны они и на Адриатическом побережье. Вряд ли их существование можно связать с какими-то древними культурными традициями. Очевидно, это просто местная форма топора, использовавшегося для работ определенного характера. Энеолитические открытые деревни и укрепленные поселки дали материалы, свидетельствующие о том, что основой экономики было в то время сельское хозяйство. Но таких открытий мало, и прямые связи этих поселков с изученными могильниками не удалось установить.

План классического толоса в Лос-Мильяресе
 
План классического толоса в Лос-Мильяресе

В Испании культура альмерии на ее энеолитическом этапе представлена наиболее типичной стоянкой Лос-Мильярес, расположенной в нескольких километрах выше Альмерии по течению Андоракса25. Этот поселок занимал площадь в 5 га и был защищен каменной стеной с полукруглыми бастионами и рвом. Другие поселки культуры лос-мильярес расположены на возвышенных местах и защищены с двух сторон рвом, заполнявшимся водой, а с третьей - валом, отделяющим мыс от равнины.

Лос-Мильярес. Могила с ходом
 
Лос-Мильярес. Могила с ходом

На поселениях открыты четырехугольные дома. Наряду с земледелием, охотой и рыбной ловлей важным занятием населения была добыча и обработка металла. За городскими стенами расположены обширные кладбища. В Лос-Мильяресе на нем открыто 70 коллективных могил, некоторые из них содержат до 100 костяков. Большинство некрополей состоит из толосов со ступенчатым сводом, нередко с боковыми камерами. Входом служат плиты с амбразурой. К входу ведет передний дворик. В качестве гробниц служили также прямоугольные или трапециевидные мегалитические каменные ящики. Изредка встречаются одиночные погребения в многоугольных каменных ящиках, над которыми насыпали курган.

Из меди сделаны узкие плоские тесла, кинжалы с продольным ребром, резцы, четырехугольные шилья, пилы. Однако многие орудия по-прежнему изготовлены из камня: это топоры и кремневые стрелы, лезвия кинжалов, ножи, зубья для серпов, отлично обработанные отжимной техникой. Керамика продолжает местную традицию расписного орнамента, но некоторые сосуды имеют углубленный орнамент или роспись черной краской по светлому грунту. Колоколовидные кубки встречаются редко. Много привозных материалов: клыки гиппопотама, устричные раковины из Африки, бирюза, яшма, янтарь. В числе предметов культа встречаются женские фигурки с совиными глазами, плоские каменные фигурки без лиц и топоры-амулеты.

Близкая к лос-мильярес культура представлена некрополем в Алькала в богатой металлом области Алгарви26. Здесь исследованы небольшие некрополи, состоящие из нескольких толосов сухой кладки. Керамика типа альмерийской, без орнамента. Оружие и орудия труда из меди. Импортные вещи доставлены из Восточного Средиземноморья. Гробницы, высеченные в скалах, но имеющие крышу со ступенчатым сводом, представляют собой наиболее распространенную форму погребений на побережье Португалии. В устье Тахо и в Пальмелле такие гробницы образуют некрополи, прилегающие к расположенным на вершинах укрепленным поселкам, как в лос-мильярес27. Изделия из металла очень редки. Среди импортных материалов золото, бирюза, янтарь и слоновая кость.

Кроме населения, жившего в укрепленных поселках и хоронившего покойников в гробницах, высеченных в скалах, или толосах, имелись еще жители более примитивных групп, продолжавшие хоронить в естественных пещерах или строившие мегалитические гробницы с коридором. Инвентарь их очень беден, он состоит из каменных топоров и неокрашенных круглодонных и острореберных горшков. Начало неолитических культур Пиренейского полуострова датируется серединой III тысячелетия до н. э. (2500-2100 гг. до н.э.), но время их расцвета приходится на II тысячелетие до н.э. По-видимому, в конце медного века распространились колоколовидные кубки.

Происхождение этого комплекса неясно. Кубки найдены в мегалитических гробницах и поселениях, принадлежащих к разным культурам. Однако не везде найдены другие диагностические элементы этого комплекса, такие, как манжеты для защиты запястий, каменные выпрямители стрел, просверленные в виде буквы "V", пуговицы, западноевропейские медные кинжалы с язычком для прикрепления рукояти. Область распространения этого комплекса включает большинство стран Западной Европы, и неизвестно, где он возник. Одни предполагают, что в Центральной Европе, другие - что на Пиренейском полуострове. Большинство склоняется к тому, чтобы предпочесть Испанию, так как очень соблазнительна возможность выводить керамику с кубками из более ранних испанских культур штампованной керамики.

ПРИМЕЧАНИЯ:

20. M. Almagro. Manual de historia universal. I. Prehistoria. Madrid, 1960. Назад к тексту

21. M. Almagro. La secuencia cultural de la Peninsula Iberica del Neolitico al Bronce final. - Boletin del Seminario de Estudios de Arte y Arqueoligia. Valladolid, 1961, 27, стр. 45-59. Назад к тексту

22. G. A. Colini. Il sepolcreto di Remedello Sotto nel Bresciano e il periodo eneolitico in Italia. - Bullettino di Paletnologia Italiana, XXIV-XXVIII, 1898-1901 (12 частей). Назад к тексту

23. Медные руды из этих районов содержат примесь никеля, как и орудия, найденные на памятниках культуры ремеделло. Назад к тексту

24. Выше уже было сказано, что алебарды считаются западноевропейской формой. Если это предположение верно, то на путь, которым они проникли на Апеннинский полуостров, указывают, в частности, наскальные изображения в Монте Бего в Лигурии, близ французской границы. Здесь изображено около 40 тыс. фигур, главным образом людей и коров. Многие из людей вооружены алебардами. Эти наскальные рисунки относятся к медному и раннему бронзовому веку. Назад к тексту

25. L. Siret. L'Espagne prehistorique. - Revue des questions scientifiques. Bruxelles, 1893, стр. 517 cл. Назад к тексту

26. В. Blanco. Early Bronze Age Colonists in Iberia. - Antiquity, XXXV, № 138, 1961, стр. 192-201. Беатриса Бланко считает, что Лос-Мильярес и сходное с ним поселение Вилла Нова де Сан Педро в Португалии и некоторые другие основаны колонистами, пришедшими из Восточного Средиземноморья, так как архитектура их укреплений и погребальных сооружений сходна с такими памятниками, как Халандриани на Сиросе, и не имеет на Пиренейском полуострове местных корней. Бланко установила сходство с кикладской керамикой и некоторыми другими элементами культуры. Мощные укрепления, по мнению Бланко, подтверждают, что эти "города" были созданы как опорные пункты колонистов. Первым был основан Мезас де Аста (2700-2600 гг. до н.э.), потом Вилла Нова де Сан Педро и Лос-Мильярес (около 2400 г. до н.э.). Назад к тексту

27. N. Aberg. La civilisation eneolithique dans la Peninsule Iberique, стр. 60 сл. Назад к тексту



 
« Древнейшие земледельцы Юго-Восточной и Центральной Европы   Неолит и энеолит Приальпийской зоны »
Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104