Восточногальштатская область. Иллирийцы |
Страница 2 из 3 По-видимому, в VII—VI вв. до н.э. у восточногальштатских племен уже был развитой культ, о чем говорят находки описанной выше четырехколесной культовой повозки из Штреттвега и свинцовой повозки с фигурками из Фрoга (в Каринтии). Кроме тележки, в Фрoге найдена мелкая свинцовая пластинка, литые фигурки мужчин и женщин, всадников, 12 фигурок животных, птиц и др. Это довольно грубые изображения, тематически повторяющие в другой технике рисунки на ситулах и цистах. Вероятно, производство этих фигурок было связано с местными залежами свинца, разрабатывавшимися в гальштатское время. Несколько отличается от восточноальпийской гальштатская культура Боснии (по типичному могильнику названа «глазинацкой»). Глазинацкая культура была распространена в Истрии, Далмации, Кроатии, Сербии, Боснии и Албании. Поздние исторические источники упоминают на этой территории многочисленные иллирийские племена4, прошлое которых ученые по археологическим данным пытаются проследить вплоть до бронзового века. Так, например, албанцам, лебеатам, партинерам и другим племенам приписывают курганы (преимущественно с трупоположениями) в Албании периода перехода от бронзового к раннему железному веку и неукрепленные, а позже укрепленные каменными валами поселения. Раньше с иллирийцами связывали всю гальштатскую культуру. Эту гипотезу впервые высказал Гёрнес, который считал, что иллирийцы, жившие где-то на севере Балканского полуострова, под влиянием скифов познакомились с железом и при движении на север и запад выработали основы гальштатского стиля. Ошибочность взглядов Гёрнеса была показана еще Л. Нидерле5, что, однако, не помешало распространению этой гипотезы. Еще дальше пошли другие ученые, главным образом под влиянием языковедов. Дело в том, что так называемая иллирийская топонимика встречается от Франции и Пиренейского полуострова до Босфора и Дарданелл6. В начале XX в. появилась «паниллирийская» теория, приписывавшая иллирийцам исключительную роль в истории Европы. Особенно много писали о «северных иллирийцах». Г. Коссинна идентифицировал венетов и вендов на севере Вислы и приписал им унетицкую и лужицкую культуры. Работы М. Фасмера, И. Покорного и Е. Шварца указывали на иллирийские топонимы в области между Эльбой и Вислой. Однако никаких археологических доказательств иллирийского происхождения лужицкой культуры не было приведено, и тем самым не было доказано существование северной ветви иллирийцев. Хотя споры продолжаются и поныне, сами же языковеды, способствовавшие распространению «паниллиризма», нанесли удар по этой теории. Они показали, насколько велики отличия северных и собственно иллирийских наречий. Учитывая эти отличия, трудно причислять названные северные области к иллирийским7. По археологическим данным нелегко или даже невозможно доказать, что население восточной части Центральной Европы и собственно иллирийцы были в древности связаны. Сейчас большинство ученых приходят к выводу, что собственно иллирийской следует считать восточногальштатскую область, а основным районом формирования иллирийского общества — территорию племен — создателей культуры, названной нами «боснийским вариантом гальштатской». В этом районе сказывалось сильное греческое влияние и несомненно были связи с северо-востоком Италии (Апулия), население которого, как уже сказано, также причисляют к иллирийцам. Иллирийцев считают воинственными племенами. Они занимались пиратством и приобретали часть своих богатств в военных походах. Во всяком случае для этой культуры, особенно на побережье, характерны сильно укрепленные поселения, многие из которых восходят еще к концу бронзового века. Они окружены каменными стенами сухой кладки. Высота стен обычно бывает 3 м, а иногда достигает 8 м. В последнее время много таких крепостей изучено в Албании. Они находятся на труднодоступных местах, на высотах с крутыми склонами и, кроме того, защищены стенами. В Гойтане близ Шкодера стена шириной 2 м (поныне сохранилась в высоту на 1 м) сложена из двух рядов больших квадров камня, пространство между которыми засыпано щебнем. Другие такие же укрепления известны у Маршаи (близ Шкодера), Зардеме (близ Круи), Плоче (близ Амантии) и др. Городища в Истрии окружены двойным или тройным валом. Итальянские археологи назвали культуру позднего бронзового и раннего железного века Истрии и Далмации культурой кастельер (городищ)8. Другой тип представлен свайными поселениями. О таких поселках рассказывает Геродот, описывая селения племени пайонов на территории нынешней Македонии. Типичное свайное поселение открыто в Донье Долине в Северной Боснии на правом болотистом берегу Савы. Сейчас от поселения осталось искусственно созданное возвышение высотой 4,5— 5,5 м, длиной 325 м и шириной 150 м. Раскопками 1899—1904 гг. вскрыты обугленные остатки свайных построек и найдены ценные археологические материалы. Но основные данные о материальной культуре получены из могильников. В начале железного века, как и в конце бронзового, покойников хоронили здесь в цистах или ямах в скорченном положении или лежащими на спине. Могилы иногда плоские, иногда с курганной насыпью из земли или камней.
ПРИМЕЧАНИЯ:4 Впервые как собирательное название иллирийцы упоминаются у Геродота (I, 196). По сведениям, относящимся к римскому времени, основной территорией иллирийцев была западная часть Балканского полуострова — от Македонии до Дуная и Савы — и Адриатическое побережье до бухты Триеста включительно. (Pomponu Melae de Chorographia, II, 56; Plinius. Naturalis Historiae, III, 144). У Тацита иллирийцы не упомянуты. Об их территории он пишет «Паннония», язык называет «паннонским» (Germania, 43). Назад к тексту5 Л. Нидерле. Человечество в доисторические времена. СПб., 1898, стр. 346—347. Назад к тексту 6 A. Mayer. Die Sprache der alten Illirer, Bd. I—II. Wien, 1957—1959, H. Krahe. Die Sprache der Illirer, Bd. I—II. Wiesbaden, 1955—1964. Назад к тексту 7 H. Krahe. Die Sprache der Illirer, Bd. II. Wiesbaden, 1964, Он же. Sprache und Vorzeit. Назад к тексту 8 Piccola Guida della Preistona italiana. Red. A. M. Radmilli. Firenze, 1962, A. M. Radmilli. La Preistona d'ltalia alia luce delle ultime scoperte Firenze, 1963. Назад к тексту
|
« Гальштатский период в Чехии | Фракийцы, киммерийцы и скифы » |
---|