Искусство и верования в эпоху палеолита |
Страница 1 из 2 Наиболее ярким выражением зрелости человеческого общества в эпоху верхнего палеолита служит появление искусства. Только Homo sapiens был способен к такой области духовной деятельности. Все его предшественники на пути становления человека ничего подобного создать не могли.
Наиболее ярким выражением зрелости человеческого общества в эпоху верхнего палеолита служит появление искусства. Оно появляется еще в ориньякское время и достигает своего расцвета в мадленскую эпоху. Только Homo sapiens был способен к такой области духовной деятельности. Все его предшественники на пути становления человека ничего подобного создать не могли: у неандертальцев искусства еще не было. Вопрос о происхождении искусства очень сложен, и до сих пор нет теории, которая давала бы исчерпывающий ответ на этот вопрос. Широко распространены две теории. Старейшая из них исходит из предположения, что палеолитический человек рисовал, гравировал и вырезал из кости и камня, не преследуя никаких практических целей. Это было чистое "искусство для искусства". Другая теория, согласно которой искусство возникло в связи с магической практикой, зарождением религиозных взглядов и т. п., опирается на ряд многозначительных фактов: рисунки находятся в глубине пещер, в плохоосвещенных и часто труднодоступных местах (в Камбарель, например, в 120 м от входа); люди изображали чаще всего "полезных" животных, на которых они охотились; на изображениях животных есть следы магических действий - ударов копьем и т. п., рисунки стрел или ран1. Но "магическая" теория не может охватить проблему во всей сложности. Да и магические действия сами по себе не требовали той художественной красоты, которой достигло палеолитическое искусство. Во всяком случае, несомненно, что первобытное искусство было связано с трудовой деятельностью человека. Оно отражало коллективный опыт общины и в сложной, эстетически опосредствованной форме способствовало его закреплению, совершенствованию, передаче потомству. Отсюда исключительная конкретность и реалистичность ранних образцов первобытной графики, живописи, скульптуры. Однако первобытное искусство испытало также влияние религиозных представлений человека2. Палеолитическое искусство и верования В последнее время делаются попытки объяснить палеолитическое искусство как чисто символическое, причем животные якобы символизируют различные явления, прежде всего разделение человечества на два пола: мужчин и женщин. Автор этой теории А. Леруа-Гуран считает, что в основе такой символики лежит представление первобытного человека о единстве и антагонизме мужских и женских черт, в конечном итоге связанное с культом плодородия3. Эта теория содержит много спорных и противоречивых утверждений. К выводу о мифологическом значении палеолитической живописи приходит также А. Ляминг-Эмперер4. Первые находки произведений палеолитического искусства относятся к 1830 г., когда в двух пещерах во Франции были найдены кости с выгравированными на них изображениями. Но ни тогда, ни позже до открытий пещерной живописи в 80-х годах XIX в. не могли поверить, что изображения на кости сделаны людьми, которые были современниками мамонта. Лишь после открытия пещерной живописи во франко-кантабрийской зоне началось подлинное изучение палеолитического искусства5. Произведения первобытного искусства можно разделить на две большие группы: первая - наскальная и пещерная живопись и гравировка; вторая - мелкие произведения искусства из камня, кости, рога. (Вторую группу легче датировать, так как ее образцы находят, как правило, в культурном слое.) Наиболее древние произведения верхнепалеолитической мелкой пластики относятся ко времени 25 тыс. лет до н. э. В обширной области от Сибири до Западной Европы в эпоху расцвета ориньякской (граветтской) индустрии (между 25-18 тыс. лет до н. э. ) были распространены женские статуэтки, сделанные преимущественно из слоновой кости (мамонтовых клыков), так называемые палеолитические Венеры. Они представляют женщину - мать, прародительницу и хранительницу рода, о чем свидетельствуют, в частности, подчеркнутые признаки женщины-матери6. Фигурки разной величины, иногда достигают в высоту 12-22 см. Большинство скульптур найдено в СССР. В Западной Европе в ориньякских и граветтских слоях наиболее известны женские фигурки из Брассемпуи и Леспюга (Франция), Гримальди и Савиньяно (Италия). Итальянские фигурки изготовлены из камня, "Венера" из Виллендорфа (Австрия) сделана из известняка, статуэтка из Тро-Магритт (Бельгия) - из слоновой кости. Статуэтка из Брассемпуи натуралистична, из других мест - несколько стилизованы. В Дольних Вестоницах наряду с женскими статуэтками из мергеля и слоновой кости многочисленны фигурки животных из обожженной глины. В пещере Фогельхерд (Вюртемберг) найдены фигурки животных (лошадь, мамонт, носорог), сделанные из слоновой кости. В конце граветтского времени пластические изображения человека в Западной Европе почти совсем исчезают. Редкость статуэток мадленского времени, вероятно, объясняется боязнью изображать человеческие фигуры, вызванной, может быть, каким-либо табу. Впрочем, это не совсем точно. Исчезают статуэтки, но человеческие фигуры изредка все же появляются в гравировке на кости и камне (Ложери Ба, Ла-Коломберр и другие во Франции, Крезвелл-Крэг около Ливерпуля в Англии и др. ) и в позднейшей мадленской живописи, особенно в пещерах Франции и Испании. В раннем верхнем палеолите еще редки рисунки, гравированные на камне или кости, шире они распространяются в мадлене I-III. В мадлене IV появляются различные виды рельефов и крупной круглой скульптуры, распространенные главным образом в Пиренеях и Дордони, но в отдельных экземплярах доходящие до Верхнего Рейна (местонахождение Кесслерлох в Швейцарии). Это "начальнические жезлы" из рогов оленя со скульптурными изображениями животных, плоские кости с изображением лошадей и горных козлов. Широко распространяется гравировка на камне - изображения объектов охоты того времени: оленей, лошадей, бизонов, горных козлов. В Средней и Восточной Европе в мадленское время появляются сильно стилизованные фигурки или подвески-амулеты без головы с подчеркнутыми нижними частями тела7. Гравировка на кости либо представляет самостоятельные произведения (три бизона и четыре лошади из Пекарны, женская фигура из Пржедмоста), либо украшает предметы, которые имели собственное назначение. Настенные изображения, рельефы и живопись обнаружены главным образом в пещерах на юге Франции и на северо-западе Испании (франко-кантабрийское искусство). Там известно около 100 пещер и гротов с остатками живописи, большая их часть находится в Дордони, на французских склонах Пиренеев, и в долине р. Везер. Шесть больших пещер дошли до нашего времени с десятками и сотнями изображений: Альтамира (в Испании, западнее Сантандера), "Три брата" и Нио (южнее Тулузы), Ласко у Монтиньяка, Фон-де-Гом и Камбарель (юго-западнее Лиможа)8. В 1956 г. в пещере Руфиньяк в Дордони открыто свыше 100 изображений мамонтов, носорогов и других животных99. В Испании, кроме знаменитых пещер на севере страны, много пещерной живописи в Альмерии. Наиболее знамениты многофигурные композиции в гроте Когул (близ Лериды в Каталонии), но большинство из них относится уже к эпохе мезолита. В последнее время открыта новая важная область распространения пещерной живописи в Италии - около Тиволи (близ Рима), в районе Отранто и Палермо и на маленьком островке Леванцо (близ северного побережья Сицилии). Настенные изображения в пещерах и гротах выполнены различной техникой: гравировкой и живописью, изредка комбинацией той и другой. Гравировка тоже различна: от процарапанной линии до плоского рельефа. Пещерные рисунки ориньякского времени представляют собой фигуры зверей, выполненные только линейным контуром, иногда сплошь залитые внутри краской. С течением времени гравировка теряет прежнее значение и выходит из употребления или используется вместе с живописью. Росписи тоже переживают различные этапы развития: от росписей контурных и гладко залитых краской происходит постепенный переход к многоцветным, передающим объем и форму предмета различной густотой краски. В мадленское время уже возникает представление о перспективе. Художник стремится передать движение животного. Роспись плафона большого зала в пещере Альтамира (Испания) Главным объектом изображения были звери: бизоны, мамонты, носороги, лошади, медведи и т. п. Человеческие фигуры очень редки, иногда они изображены в магических масках ("колдуны" в пещере "Три брата"10, люди в масках в пещере Камбарель и др. ). Встречаются загадочные изображения, может быть, хижины и т. п. Декоративное искусство, очевидно частично отделившееся от реалистического в результате стилизации, представляет различные геометрические мотивы. Таковы, например, спирали, изображенные на костяных жезлах, найденных в области Пиренеев. ПРИМЕЧАНИЯ:1. Вопрос о происхождении искусства представлен мной сознательно очень схематично. Теорий множество, да и названные много сложнее, чем здесь изложено. Не имея возможности вдаваться в подробности, я все свел к упрощенной схеме. Среди новейших работ, заслуживающих внимания, назову исследование А. Д. Столяра "Происхождение изобразительного искусства Евразии в историко-археологическом освещении" (Автореф. докт. дисс. Л., 1972) и статью того же автора "Натуральное творчество неандертальцев как основа генезиса искусства" (Сб. Первобытное искусство. Новосибирск, 1971, стр. 118-164). Назад к тексту 2. См.: С. Н. Замятнин. Очерки по палеолиту. М. - Л., 1961, статья "Памятники изобразительного искусства эпохи палеолита и их значение для проблемы происхождения искусства", стр. 43-62. Назад к тексту 3. A. Leroi-Gourhan. Prehistoire de l'art occidental. Paris, 1965, стр. 119-121. Назад к тексту 4. A. Laming-Emperaire. La signification de l'art rupestre paleolithique. Paris, 1962. Оценку различных теорий происхождения и значения первобытного искусства, а также справедливые, по моему мнению, взгляды на этот вопрос самого автора см. в кн.: А. П. Окладников. Утро искусства. Л., 1967. Назад к тексту 5. Н. Kuhn. Eiszeitkunst. Die Geschichte ihrer Erforschung. Gottingen, 1965. Назад к тексту 6. Есть и другие истолкования женских статуэток: как изображения духа-хранительницы очага, как изображение жриц, игравших важную роль в охотничьих обрядах, и др. Назад к тексту 7. З. А. Абрамова. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии. М. - Л.., 1966. Назад к тексту 8. H. Breuil. Quatre sents siecles d'art parietal. Montignac-sur-Vezere, 1952; P. Graziosi. Die Kunst der Altsteinzeit. Stuttgart, 1956; Он же. Paleolithic Art. London, 1960 (оригинальное изд. на итал. яз.: L'arte dell'antica eta della pietra. Firenze, 1956). Назад к тексту 9. L. R. Nougier et R. Robert. Rouffignac ou la guerre des mammouths. Paris, 1957. Назад к тексту 10. Возможно, что это изображения не колдунов, а каких-то божеств, наделенных и человеческими и животными чертами. Назад к тексту |
« Верхний палеолит. Homo sapiens | -- МЕЗОЛИТ -- » |
---|
Источники: |