Мезолит средиземноморских и западных областей Европы |
Одна из групп мезолитических культур с характерной для них микролитической техникой хорошо изучена в средиземноморских и западных областях Европы.
Одна из групп мезолитических культур с характерной для них микролитической техникой хорошо изучена в средиземноморских и западных областях Европы. Среди них прежде всего должна быть названа азильская культура, по которой прежде называлась вообще начальная эпоха мезолита, или эпипалеолита. Пещера Мас д'Азиль в департаменте Арьежа (Франция) была исследована в 1887-1889 гг. Э. Пьеттом, обнаружившим там слой с характерными остатками материальной культуры, залегавший между мадленским и неолитическим слоями1. В азильской культуре, как ни в какой другой культуре эпохи мезолита, в изготовлении орудий труда прослеживаются традиции, непосредственно восходящие к верхнему палеолиту, к мадленской и даже ориньякской культурам. По мере открытия все новых памятников послеледникового времени на севере Пиренейского полуострова и на юге Франции становится все более очевидным, что создатели азильской культуры были потомками франко-кантабрийских мадленцев. Азильцы, как и их предки, жили преимущественно в пещерах и представляли мелкие, по большей части обособленные друг от друга группы. Кремневые орудия мало отличались от орудий позднего палеолита: мелкие круглые скребки, пластины в виде ножичков, треугольные резцы, сегменты и острия с одним дугообразно ретушированным лезвием. Однако в этих орудиях заметна тенденция к измельчанию. Комплекс находок на острове Тевьек, Франция Типичны для азильской культуры кремневые острия с притуплённой дугообразной спинкой и выемкой в основании, а также гарпуны из рога благородного оленя, более короткие и грубые, чем их предшественники мадленского времени, сделанные из рога северного оленя. По-видимому, этот гарпун глубоко вонзался в тело животного, а прикрепленная к нему рукоять волочилась за испуганным зверем и помогала извлечь его из логова. Если это предположение верно, то такие гарпуны употреблялись для охоты (например, на зайцев или кроликов), а не для рыбной ловли. Комплекс находок на острове Гёдик, Франция Яркой особенностью инвентаря азильских пещерных стоянок являются окрашенные или гравированные гальки. Рисунки нанесены чаще всего красной краской и имеют вид овальных пятен, поперечных зигзагов, решеток, звезд, а иногда напоминают стилизованные фигуры людей или животных. Эти гальки, по-видимому, служили для магических целей и их чаще всего сопоставляют с австралийскими чурингами. Австралийское племя арунта тщательно хранило похожие по виду на азильские гальки чуринги, которые они считали вместилищами для душ сородичей. О верованиях азильцев можно судить также по находке (1907- 1908 гг.) в пещере Гросс Офнет (около Нордлингена) захоронения (в двух ямах) 33 черепов, густо засыпанных красной краской2. Вместе с черепами лежали украшения из просверленных раковин и оленьих зубов. Существует предположение, что захоронения черепов в Гросс Офнет связаны с особым культом или охотой за черепами. Убийство совершалось каким-то топоровидным инструментом, и голова отделялась от туловища для помещения в предназначенную для этой цели яму. Возможно, что, как у современных дикарей - "охотников за черепами", у мезолитических людей существовала вера в то, что они овладевают жизненной силой убитого человека. Азильская культура датируется по С14 IX-VII тысячелетиями до н. э.3 В несколько измененной форме азильская культура продолжала существовать на территории южной части Германии в конце VII тысячелетия до н. э., когда уже во Франции она почти полностью исчезла. Сходна с азильской так называемая астурийская культура (названа по прибрежным пещерам в Астурии у Овьедо в Испании). Она относится к более позднему, чем азиль, времени, когда выпадало много дождей. Ее носители питались главным образом моллюсками, что и определило в какой-то мере примитивность их орудий: пластинчатые топоры, заостренные на одном конце, и некое подобие мотыг из кварцита для отделения раковин от береговых утесов. Иногда это грубые кварцитовые и кремневые отщепы или массивные макролитические орудия, представляющие собой оббитые гальки. Оббивкой заострялась рабочая часть орудия, а пятка, подобно пятке ручного рубила, предназначалась для держания в руке. Средняя длина этого орудия 9-11 см. В. И. Равдоникас предполагал, что это - ранние формы каменных топоров, предназначенных для рубки деревьев, изготовления плотов и других дел, необходимых в примитивном рыболовческом хозяйстве4. Редко встречается обработанная кость, в числе других - рога оленя с эллиптическими отверстиями, подобные найденным на памятниках гамбургской культуры. Встречены гальки, одна сторона которых украшена точечным орнаментом5. Астурийская культура распространена на побережье Северной Испании и отчасти в Португалии6. Советеррская и тарденуазская культуры (по населенному пункту Sauveterre la Lemance в Нижних Пиренеях и местонахождению La Fere-en-Tardenois в Северо-Восточной Франции) характеризуются наличием микролитов, имеющих 1-2 см в поперечнике. Слои с советеррской каменной индустрией лежат непосредственно на азильских7. Микролиты Основной материал, из которого изготовлены орудия, - кремень, реже встречаются изделия из рога оленя или кости: очевидно, охота на крупных животных сократилась. Дело в том, что в бореальный период северный олень в Западной Европе почти целиком исчез (кроме Северо-Восточной Шотландии, где холодные ветры с Атлантики не позволили вырасти лесам), бизон и дикая лошадь тоже не могли существовать в чаще доисторических лесов, остались в качестве объектов охоты среди крупных животных только серна, олень и дикий кабан. Для советеррских микролитов характерна форма треугольника и полумесяца, для тарденуазских - трапеции8. Микролитам придавалась правильная геометрическая форма, а микрорезцы, вероятно, являлись побочным продуктом при производстве микролитов геометрических форм. Микролиты служили наконечниками стрел и вкладышами, в последнем случае они вставлялись в продольные пазы различных деревянных и костяных орудий и закреплялись с помощью смолы. Открытие микролитической техники было одним из тех гениальных изобретений человечества, которые распространились на всех материках Старого Света. В Европе оно имело большое значение: эта техника удержалась в некоторых случаях до неолитического и энеолитического времени (например, в культуре эль-аргар в Испании, где тарденуазская индустрия встречается вместе с керамикой). Однако неверно было бы считать, что тарденуазские микролиты были распространены во всей Европе. Эта культура известна в Испании, Франции, Бельгии, Британии, на территории южной и центральной части Германии. Сходные памятники открыты в Польше, Чехии и на территории России. Большая часть памятников тарденуазской культуры датируется VIII (VII) - V (IV) тысячелетиями до н. э. Тарденуазская культура, несмотря на тесные ее связи с советеррской, не является ее прямым продолжением, заметны определенные посторонние влияния, в большей части указывающие на североафриканскую капсийскую культуру. По-видимому, с появлением микролитических орудий наступило улучшение хозяйства, сопровождавшееся в свою очередь ростом населения9. Поселения располагались обычно по берегам рек и озер, на склонах песчаных холмов, в непрочных хижинах, врытых в песчаную почву, иногда в небольших гротах. Некоторые поселения найдены на морских берегах, они отмечены огромными скоплениями раковин съедобных моллюсков. В Португалии на р. Тахо, в 25 км от впадения ее в Атлантический океан, в местности Мугем расположен ряд холмов, сложенных из раковин. Один такой холм - Кабесо д'Арруда - достигает в длину 100 м, ширину 60 м, высоту 7 м. В наслоениях холма обнаружены очажные слои (зола, угли), каменные и реже костяные изделия, кости оленей, быков, кабанов, птиц и рыб. Такие же кучи кухонных отбросов найдены на острове Тевьек10. Вероятно, жилища, расположенные в низменных местах, использовались в течение определенного сезона - зимой. Летом тарденуазцы уходили в другие, более высоко расположенные места, где также встречены поселения того времени (например, в Англии на высоте 300-450 м над уровнем моря). Погребения тарденуазцев иногда встречаются прямо в кучах кухонных отбросов. Иногда они составляют целые кладбища из десятков и сотен могил. На острове Тевьек было найдено около 23 захороненных в ямах костяков, скорченных и засыпанных красной охрой. Над головой одного из погребенных был рог благородного оленя (вероятно, остаток ритуального головного убора). Иногда погребения были обложены поставленными на ребро плоскими камнями, а сверху прикрыты холмиком из валунов. Тевьекские черепа имеют несколько смягченные черты кроманьонского типа11. Черепа из Мугема в преобладающем большинстве долихокефальны, некоторые признаки напоминают негроидную расу, рост - малый. По-видимому, на юго-западе к потомкам кроманьонцев в мезолите примешивался негроидный элемент12. Брейль и Лантье выделяют в особую культуру эпохи мезолита так называемую монморансийскую (Le-Montmorencien, департамент Сены и Уазы, около Парижа). Среди орудий этой культуры характерны довольно крупные, длинные трехгранные острия, сделанные из песчаникового кварцита, вероятнее всего, употреблявшиеся для обработки дерева. Подобные орудия появляются в мадлене VI, но встречаются и в материалах раскопок неолитических дольменов. Однако монморансийская культура не может считаться неолитической, так как с характерными для нее орудиями не найдены типичные для неолита вещи, например керамика. Место этой культуры в развитии европейских культур еще точно не определено, но она, несомненно, несколько более поздняя, чем первый период тарденуазской культуры13. Очевидно, еще в мезолите возникают знаменитые наскальные изображения испанского Леванта, но своего расцвета эта живопись достигает только в эпоху неолита и существует даже в медном веке. Она родственна африканским наскальным изображениям. В отличие от франко-кантабрийского пещерного искусства восточноиспанская живопись выполнена на открытолежащих скалах и в неглубоких нишах. Известно около 70 ниш и навесов с изображениями, находящихся примерно на 40 местонахождениях на восточном и южном побережьях Пиренейского полуострова (от Лериды на севере до Мурсии на юге, или, иначе говоря, от Пиренеев до Сьерра-Невады)14. Живопись испанского Леванта Эти росписи, сделанные красной и реже черной красками, представляют небольшие (не выше 75 см) человеческие фигуры в композициях, воспроизводящих сцены охоты, войны, иногда семейной или общественной жизни. Каждая такая композиция - это целый рассказ о событии, эмоционально окрашенный, динамичный15. Стилистическое развитие идет от больших реалистических изображений животных к схематизации и условности, характерной для неолитического искусства, гиперболизации в передаче отдельных частей человеческого тела (удлиненное туловище, большая и округлая голова и т. п.) и наконец, к сокращенным изображениям или только символам предметов и живых существ. Схематические абстрактные рисунки считаются более поздними. Доказательством служит то, что они нанесены поверх реалистической живописи16. Несмотря на то, что наскальные изображения Восточной Испании в значительной части относятся к более поздним, чем мезолит, эпохам (сейчас их датируют V-III тысячелетиями до н. э.), мы, забегая вперед, скажем о них здесь, чтобы в дальнейшем к этому не возвращаться. Из росписей видно, чем занимались создавшие их люди. Есть сцены собирательства, например, собирающая мед женщина, взобравшаяся на дерево, и подобные другие фигуры на деревьях. Другая, наиболее распространенная тема - охота. Особенна жизненны и полны динамики сцены охоты на оленя и дикого кабана (мужчины вооружены луками и стрелами с поперечно срезанными наконечниками). Есть сцены войны - сражение двух групп стрелков из луков, и культовые сцены, например, группа женщин, танцующая вокруг маленькой фаллической фигурки. ПРИМЕЧАНИЯ:1. J. Dechelette. Manuel d'archeologie prehistorique, celtique et gallo-romaine, 1. Paris, 1908: M. et St. -Just. Pequart. Nouvelles fouilles au Mas d'Azil. - Prehistoire, t. VIII. 1941. Назад к тексту 2. Большая пещера Офнет - многослойный памятник, и обстоятельства находки не позволяют совершенно определенно отнести захоронения черепов к азильской культуре. Точнее следует сказать, что они найдены в верхнем мезолитическом азильско-тарденуазском слое. Назад к тексту 3. С. М. Escalon de Fonton, H. de Lumley. Quelques civilisations de la Mediterannee septentrionale et leurs intercurrences (Epipaleolithique, Leptolithique, Epileptolithique). - Bulletin de la Societe Prehistorique Francaise, 52, 1955; C. Malvasin-Farbe. LAsilien. - Там же, 51, 1954. Назад к тексту 4. В. И. Равдоникас. История первобытного общества, I. Л., 1939, стр. 274. Назад к тексту 5. H. Breuil et R. Lantier. Les hommes de la pierre ancienne. Paris, 1959, стр. 249-251. Назад к тексту 6. H. Obermaier. Fossil Man in Spain. New Haven, 1925 стр. 349-358. Назад к тексту 7. L. Caulonges. Le gisement prehistorique de Sauveterre la Lemance. - Archives de l'Institut de Paleontologie Humaine, 14. Paris, 1935. Назад к тексту 8. В развитии тарденуазской культуры Франции выделяют три этапа: тарденуазская культура I сменяет советеррскую, а тарденуазская культура III относится уже к раннему неолиту. В целом эпоху, соответствующую времени существования тарденуазской культуры, называют пренеолитом (С. М. Escalon de Fonton, H. de Lumley. Les industries a microlithes geometriques. - Bull. Soc. Prehistoire Francaise, 54, 1957). Назад к тексту 9. C. Barriere. Les Civilisations Tardenoisiennes en Europe Occidentale. Bordeaux - Paris, 1956. Назад к тексту 10. Острова Тевьек (Teviec) и Гёдик (Hoedic) находятся в заливе Морбиган вблизи знаменитого Карнака в Бретани. На обоих островах найдены мезолитические стоянки с тарденуазским инвентарем и погребения (в Гёдике 13 скелетов). См.: Teviec: Station - necropole mesolithique du Morbihan. - Archives de l'Institut de Paleontologie Humaine, 18 Paris, 1937; M. et S. -J. Pequart. Hoedic: Deuxieme station - necropole du mesolithique cotier Armoricain. Anvers, 1954. Назад к тексту 11. Г. Ф. Дебец, Т. А. Трофимова, H. H. Чебоксаров. Проблемы заселения Европы по антропологическим данным. - Труды Института этнографии АН СССР, н. с, т. XVI, 1951. Назад к тексту 12. Я. Я. Рогинский и М. Г. Левин. Антропология. М., 1963, стр. 405. Назад к тексту 13. H. Breuil et R. Lantier. Les hommes de la pierre ancienne, стр. 257. Назад к тексту 14. Наиболее знамениты местонахождения Cogul, Castellon-de-la-Plana, Alpera, Valltorta, Morella-la-Vieja, Cueva Saltadora, Teruel, Albarracin. Назад к тексту 15. Искусство и жизнь мезолитического населения Восточной Испании. - В кн.: Всемирная история, т. I. М., 1955, стр. 98-103. Назад к тексту 16. Н. G. Bandi, J. Maringer. L'art prehistorique. Paris, 1955. Назад к тексту |
« Общая характеристика мезолита | Мезолит в Северной Европе » |
---|
Источники: |