Общая характеристика гальштатской культуры |
Страница 3 из 3 Хорошо исследованы соляные копи, медные рудники, железоплавильные мастерские и кузницы. Благодаря консервирующим свойствам соли, в соляных копях сохранились различные предметы эпохи гальштата: топоры, долота, остатки одежд из кожи животных или из шерстяных материй, раскрашенных в разные цвета. Остатки большой гальштатской кузницы открыты в Моравии, в пещере Бычья Скала. Там найдены крицы, молоты, клещи, наковальни, каменные литейные формы. Позже пещера, в которой находилась кузница, была превращена в гробницу какого-то гальштатского князька. В медных рудниках породу проходили при помощи огня. В штольнях находят большое количество обугленного дерева, медные и бронзовые кирки, деревянные ведра и желоба, столбы, служившие подпорками, и другие предметы. Извлеченную из шахт руду размельчали на особых каменных плитах при помощи больших каменных молотов. Дальнейшая обработка велась в обжигательных и плавильных печах. Большинство памятников гальштатского искусства найдено при раскопках гробниц. В отличие от геометрического искусства бронзового века в гальштатском искусстве появляется тенденция к изображению живых существ. Искусство остается в основном прикладным и орнаментальным, но в него непрерывно проникают элементы изобразительного искусства - живописи, пластики. Самые формы металлических вещей приобретают, благодаря украшениям, сложный фантастический характер, далекий от первоначального образца и ненужный для практического их использования. Так, спирально загнутые антенны на рукоятках мечей становятся сильно изогнутыми, снабженными на концах кнопками, с тем, чтобы при дальнейшем развитии превратиться в антропоморфные фигуры; спинка фибулы расширяется, снабжается массой дополнительных украшений, гипертрофируются детали, и за всем этим едва узнается простой механизм булавки12. Эти тенденции в гальштатском искусстве явились результатом того, что многие произведения были предназначены для племенной знати, стремившейся подражать иноземным образцам и склонной роскошно украшать свои вещи. Обычай росписи сосудов возник, очевидно, под южноевропейским греко-италийским влиянием. Расписная урна гальштатского времени. Высота 22 см. Бурренгоф. Вюртемберг. Германия В северо-восточных районах распространения гальштатской культуры сосуды тонкостенные, сделаны из светлой глины и целиком покрыты желтой или красной краской. На этот фон нанесен орнамент. Если фон желтый, то орнамент красный, темно-коричневый или черный; если фон красный, то орнамент белый, коричневый или черный. Орнаментальные формы разнообразны: меандр, треугольники, ромбы, прямоугольники, круги, спирали и т.п. Кроме расписных сосудов, в гальштатских областях особенно часто встречаются покрытые врезным или штампованным орнаментом, полихромные, с инкрустацией белой пастой или с поверхностью, натертой графитом, что придает ей характерный черный блеск. Этот живописный стиль проявился также в металлических изделиях: в ажурных изделиях, в инкрустации янтарем, золотом, а позже кораллами. Монументальное гальштатское искусство известно по нескольким надгробным стелам, обломкам скульптур и архитектурным фрагментам с рисунками или рельефом, найденным на севере Германии и в Боснии. В рисунках представлены битвы на море и на суше, охота, всадники и женщины. В орнаменте важнейшую роль играет спираль. Эти находки нигде в других гальштатских областях не встречаются и, вероятно, представляют искусство иллирийского племени венетов. Гальштатская скульптура представлена главным образом мелкими статуэтками из глины или бронзы, изображающими всадников, пеших людей, коней, быков, птиц и т.д. В иллирийской области гальштатской культуры глиняные сосуды иногда украшены прилепленными к их стенкам фигурками людей и животных, ручки бронзовых сосудов часто сделаны в виде фигурок животных. Широко известны большие крашеные глиняные кувшины со скульптурными фигурками из Гемайнлебарна (Нижняя Австрия). Иногда гальштатские скульптуры связаны в композицию, как, например, на бронзовой культовой повозке из Штреттвега в Австрии. Посреди повозки находится большая женская фигура (по-видимому, богиня-мать), несущая над головой чашу. Сзади и перед ней изображено принесение в жертву оленя, которого держат две фигуры. За сценой с оленем стоят мужчины и женщины, а по бокам у них - всадники. Культовая повозка из Штреттвега, Австрия. Гальштатская культура. VI в. до н.э. Плоскостные изображения сохранились на глиняных сосудах и бронзовых ситулах, поясных бляхах и других предметах. Гравированные или тисненые изображения повторяют одни и те же сцены и образы: пиры, празднества с пением и игрой на струнных инструментах, земледельцы, конные и пешие воины, кулачный бой и охота, битвы, религиозные процессии, жертвоприношения, «шествие зверей». Образы человека и животных в раннее время сильно схематизируются, превращаясь иногда в элемент орнамента. Изображению отводится подчиненная роль - орнаментального заполнения плоскости. Чтобы достигнуть такого эффекта, изображения людей и животных располагают горизонтальными рядами наподобие фриза, состоящего из отдельных изолированных фигур. Одни и те же образные мотивы систематически повторяются в одном ряду и утрачивают свое индивидуальное значение, превращаясь в орнаментальную полосу. Иногда (в особенности на поясных бляхах) фигурные изображения механически чередуются с распространенными в гальштатском искусстве выпуклостями на плоскости и геометрическими мотивами. Позднее ситулы украшают более реалистическими многофигурными композициями, на которых представлены детали одежды, вооружения, быта. Людей и животных изображают в профиль, композиции расположены несколькими поясами, разделенными горизонтальными линиями. Ситулы с изображениями характерны только для юго-восточных областей гальштатской культуры и не встречаются на западе и на севере Европы. Кинжал с антенной. Длина 37 см. Людвигсбург, Вюртемберг, Германия В V в. до н.э. гальштатское искусство сменяется латенским кельтским искусством на западе и вытесняется этрусским искусством на юге. Стиль и традиции гальштатского искусства в его восточной (иллирийской) области сохраняются примерно до 400 г. до н.э. Этнические проблемы раннего железного века предстают особенно ярко, так как это время формирования этнических обществ, которые можно возводить к современным народам Европы. Это также время многочисленных миграций больших племенных групп, широкой экономической и культурной диффузии между северными и южными областями. Вследствие названных причин картина очень запутана, этническая карта Европы в раннем железном веке до сих пор содержит много белых пятен. В историографическом введении к книге (см.: «Археология Западной Европы. Каменный век») было уже сказано о причинах, мешающих археологам с достоверностью говорить об этнической принадлежности археологических культур раннего железного века. Поэтому в дальнейшем изложении я уделяю мало места обоснованию тех или иных мнений об этнической принадлежности отдельных областей гальштатской культуры, кроме наиболее крупных общностей. Окрестности Гальштата. Австрия
ПРИМЕЧАНИЯ:12 F. Adama van Scheltema. Das alteuropäische Kunstgewerbe der jüngeren Stein-Bronze- und vorrömischer Eisenzeit. - Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und Völker, Bd. I. Hrsg. von H. Th. Bossert. Berlin, 1928, стр. 54- 61. Назад к тексту |
« Начало железного века в Европе | Хронологические рамки и локальные группы гальштатской культуры » |
---|
Источники: |