ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Главная >> Археология >> Гальштат >> Характеристика ведущих форм предметов гальштатской культуры
24.11.2024 г.

Характеристика ведущих форм предметов гальштатской культуры

Оглавление
Характеристика ведущих форм предметов гальштатской культуры
Страница 2
Страница 3
Страница 4

Обычным украшением были браслеты. Их носили не только на руках, но и на ногах. Как правило, это незамкнутая пластинка или стержень с вертикальными и косыми насечками. Встречаются браслеты, украшенные полушарными кругами или пирамидальными выпуклостями.

Украшения эпохи Гальштата

Украшения эпохи Гальштата

Бронзовые и железные бритвы имели одно лезвие при сегментовидных очертаниях. При двух лезвиях они замыкались в круг, иногда прорезной, с боковой ручкой. В конце гальштатской эпохи появились пинцеты для выдергивания волос, ложечки-копоушки, острия для чистки ногтей - все то, что стало достаточно изобильно в следующее, латенское время. Эти туалетные принадлежности пришли из Средиземноморья.

Фрагменты золотого обруча из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата   Фрагменты золотого обруча из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата   Фрагменты золотого обруча из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата

Фрагменты золотого обруча из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата

Мы уже упоминали, как быстро шагнула вперед в начале гальштатской эпохи черная металлургия. То же следует сказать и относительно бронзолитейного дела. Наряду с литьем большой размах получило также изготовление предметов, особенно украшений, из тонких бронзовых пластин и проволоки. Пластины прокатывали в раскаленном состоянии под молотом. Искусство получения полос тонкой бронзы привело к очень широкому распространению утвари из склепанных полос и к изготовлению небольших сосудов, выбивавшихся из одного листа, чаш и мисок. Эти предметы изготовляли иногда из золота. Все эти приемы, впрочем, восходят еще к бронзовому веку, где они не имели столь широкого распространения.

Кратер из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата     Фрагмент кратера из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата

Кратер и его фрагмент из захоронения в Виксе, эпоха Гальштата

Бронза никогда не была дешевым металлом. Поэтому вполне естественно, что изготовление тонких и легких предметов утвари и доспехов продолжало жить и развиваться в ущерб методу литья по восковой модели. Последний способ не исчез, но понемногу отступал на задний план. Бронзовое литье массивных форм проникало к племенам гальштатской культуры с юга, от рабовладельческих народов Средиземноморья. В целом для гальштатской металлургии характерны клепаные изделия, что отличает ее от областей распространения скифо-меотского металла. У скифо-меотских племен клепаные изделия малочисленнее, а со второй половины VII в. до н.э. получает очень значительное распространение отливка массивных предметов, вроде огромных котлов.

Бронзовая утварь из Гальштатского могильника

Бронзовая утварь из Гальштатского могильника

Гальштатская металлическая утварь была преимущественно бронзовая. Это - котлы, низкие, с уплощенным или острым дном, без шейки. По бокам у края - ручки-кольца, которые приварены путем отливки в приставной форме, тогда как сам сосуд выбит из листа. Корпус ведер - ситул и цист - делали из согнутого листа бронзы, сведенные края которого образовывали вертикальный, соединенный заклепками шов. Иногда корпус составлялся из двух-трех горизонтально склепанных полос. Ведра имели крышку, а одна или две подвижные ручки-дужки располагались сверху, как у наших ведер. Корпус имел снизу приклепанное плоское дно. Орнамент чаще всего состоит из нескольких опоясывающих рельефных валиков. Известно около десятка ситул с рельефными изображениями.

Ситула из Чертовского могильника у Болоньи

Ситула из Чертовского могильника у Болоньи

На них сцены ритуального, военного и бытового характера расположены в один-три горизонтальных пояса. Здесь представлены сцены пира, едущие верхом и в колесницах воины, женщины, несущие на голове сосуды с водой, пахарь, возвращающийся с поля, и т.п. На этих же поясах и на крышках встречаются процессии крылатых зверей. Котлы, ситулы и цисты частью делали на месте. Однако родиной их являются Этрурия и Северная Италия. Многие из них, особенно с богатыми рельефными сценами, несомненно, импортированы оттуда. Встречаются миски с низкой шейкой и с раздутыми боками. Полусферические чаши, круглодонные или с уплощенным дном, известны повсеместно от Швейцарии до Балтийского и Северного морей. Такие чаши или вовсе без ручек, или с петельчатой ручкой, поднимающейся над краем. Они бывают золотыми. Их покрывают по всему телу чеканные опоясывающие круги из выпуклых точек, иногда из полушариков, выпуклых поясков и т.п. Известны клады таких чаш, особенно на Балтийском побережье Германии. Эти сосуды датируются по большей части VII - V вв. до н.э. Глиняные сосуды сделаны без гончарного круга.

Посуда эпохи Гальштата

Посуда эпохи Гальштата

Наиболее известны урны, служившие для захоронения пепла, а в ежедневном быту для хранения продуктов. Это - грушевидно расширенные книзу или острореберные сосуды, достигающие до 1 м и более высоты. Они отличаются очень узким дном и высокой шейкой, сужающейся к устью. Устье завершается бортиком, иногда очень широким и своеобразно профилированным. Горшки имеют узкое дно. Для одних характерны выпуклые плечи и шейка раструбом, для других - раздутые бока и цилиндрическая низкая шейка. Миски и чаши похожи по форме на бронзовые. Есть своеобразные плоские тарелки с несколькими выпуклыми концентрическими кругами по дну. Лучшие из сосудов, особенно урны и миски, покрывали черным или бурым лощением.

Бронзовый котел эпохи Гальштата

Бронзовый котел эпохи Гальштата

В Австрии, Чехии и Баварии многие из этих сосудов богато раскрашены черной, белой и красной красками. Плечики, а то и весь корпус окружены сложным геометрическим орнаментом, состоящим из вписанных друг в друга или шахматно заштрихованных квадратов, чередующихся вверх и вниз вершинами треугольников, многоколенных сложных меандров и т.п. Треугольники обычно заштрихованы линиями или косыми клетками. Клейма орнамента крупные. Особенно славится расписной посудой Гемейнлебарнский могильник в Северной Австрии. Плечики сосудов иногда дополнительно украшали статуэтками женщин и всадников. Встречается такой же резной орнамент.

Керамика из Гальштатского могильника

Керамика из Гальштатского могильника
1, 2, 3, 4 - миски, 5 - грушевидный сосуд, 6, 7, 8, 9 - горшки

Обычны конические налепы и прямые или косые каннелюры на плечиках сосудов. Мода на клепаную бронзовую утварь лишь ненадолго проникла в Северное Причерноморье. Зато глиняные сосуды в виде урн, близкие по форме и лощению, появились там еще в чернолесское время и по Суле, Ворскле и Донцу достигли меотских племен Северного Кавказа. Проник туда тем же самым путем и богатый резной геометрический орнамент. Но гальштатские элементы в лесостепной Скифии ограничились несколькими модными формами посуды и то на довольно короткий срок.



 
« Хронологические рамки и локальные группы гальштатской культуры   Хозяйство, общественные отношения, этническая принадлежность, культурные связи племен гальштата »

Источники:
"Археология Западной Европы. Каменный век" Монгайт А.Л.

"В поисках исчезнувших цивилизаций", Амальрик А.С., Монгайт А.Л.

Кельтские символы
Celtic Design
Фолк-музыка
Кельтский танец
Кельтская кухня
Учебные курсы
Кельтская фэнтези
Творчество
Новости портала
Книги
Фильмы о кельтах
Художники
Сайт Кельтика в Контакте
Книжные новинки
Шотландия: Путешествие по Британии
Опросы

Что вас привлекает в "кельтике"

Как вы попали на сайт?

ГлавнаяНовостиСтатьиКартыГалереиСхемы и таблицыБиблиотекаСсылкиКонтактыФорум
Наверх!

Rambler's Top100  

Warning: fopen(/home/u149779/м-андрианова.рф/www/cache/optimizetables.flag) [function.fopen]: failed to open stream: No such file or directory in /home/u149779/Рј-андрианова.СЂС„/www/includes/joomla.php on line 6102

Warning: fclose(): supplied argument is not a valid stream resource in /home/u149779/м-андрианова.рф/www/includes/joomla.php on line 6104