Хиршланденский “воин” |
Страница 1 из 2 Эта загадочная статуя была обнаружена в 1962 году при раскопках в Хиршландене (в окрестностях Людвигсбурга), примерно в пяти километрах к югу от Хохдорфа. Выполненная в полный рост человеческая фигура находилась за пределами древнего могильника (около 20 м в диаметре), окруженного двухметровой каменной стеной. Эрозия почв и сельскохозяйственная деятельность уничтожили часть некрополя, однако археологам удалось раскопать 16 захоронений, датируемых концом VI - началом V в. до н.э. (поздний Гальштат D). После того, как результаты раскопок были тщательно изучены (Pauli, 1972) и опубликованы (Zurn, 1975), всеобщее внимание сфокусировалось на статуе “воина” (Eibner, 1982; Beeser, 1983). Хиршланденский “воин”, Археологический Музей Штутгарда Фигура, высеченная из серого песчаника, была частично повреждена – фрагменты ног обнаружены отдельно, ступни и основание, придававшее скульптуре устойчивость, не сохранились. Таким образом, высота экспонированной статуи составляет около 1,5 метров. Обращает на себя внимание непропорциональность фигуры – стройный, подтянутый торс, узкие плечи и маленькая голова странно сочетаются с мощными бедрами и подчеркнуто мускулистыми икрами “воина”. Голова Хиршланденского “воина”, Археологический Музей Штутгарда
Статуя "воина" на месте раскопок Первоначально конический головной убор статуи был трактован как шлем – пока при раскопках захоронений в Хохдорфе не была обнаружена шляпа аналогичной формы. Запястья “воина” украшены браслетами, на шее – обруч-“торк”. Надгробные или вотивные каменные изваяния были довольно широко распространены в Европе эпохи Железного века. Подобная традиция прослеживается на севере Италии, где обнаружены антропоморфные каменные фигуры. Наиболее яркий пример – стела из Филетто, северная Тоскана, датируемая VI-м веком до н.э. Она представляет собой стилизованную фигуру вооруженного человека, верхняя часть тела которого отделена от нижней рельефным изображением пояса. Ноги фигуры также рельефно высечены в профиль. На поясе, справа, изображен кинжал гальштатского типа с “антенным” навершием рукояти. Каменная фигура из Филетто
Каменная фигура из Линделя. Штутгард Каменная фигура из Штаммхейма. Штутгард
Стела с головой Януса из Хольцгерлингена Фигура из Линделя внешне напоминает стелу “с головой Януса” из Хольцгерлингена; последняя была найдена в поврежденном виде (в частности, “рога” статуи отсутствовали) и восстановлена лишь в музее. Сравнение данных фигур со стелами из Фальцфельда и Глауберга подтверждает, что большинство статуй эпохи раннего Латена представлено в подобном необычном виде. Нижняя часть статуи из Хольцгерлингена тщательно обработана, края ее сглажены – в противоположность подчеркнутой анатомии хиршланденского “воина”. Многие кельтские стелы обнаружены либо в черте, либо в непосредственной близости от захоронений; предполагается, что первоначально они располагались на вершинах погребальных насыпей. По мнению некоторых ученых, обычай увенчания курганов каменными “портретами” погребенных происходит из греческого мира. Связь подобного кельтского феномена с греческим влиянием основана на теории проникновения элементов культуры цивилизаций Средиземноморья (в частности, Эллады) в менее развитые, северные регионы Европы. Впрочем, здесь возникает ряд сомнений - во-первых, древние греки описываемого периода не возводили погребальных насыпей и не практиковали подкурганных захоронений; во-вторых, так называемые греческие “аналоги” кельтским каменным фигурам – это в основном мраморные куросы (kouroi), использовавшиеся не столько в качестве надгробных или памятных статуй, сколько в качестве вотивных изваяний.
ПРИМЕЧАНИЯ:1. Курос (греч. Юноша) – принятое в археологии обозначение архаического скульптурного изображения человеческой фигуры, которое достигло уровня монументальной скульптуры в VII-VI веках до н.э. (по образцу вост. типов). Курос – мужское соответствие Коре и, подобно Коре, является вотивной или погребальной статуей; прежде К. трактовался главным образом как статуя Аполлона, в настоящее время – преимущественно как изображение юноши, однако, скорее всего, представляет собой изображение мужской фигуры вообще. /Словарь Античности, М., 1989/ Назад к тексту |
« Галерея скульптуры и барельефов |
---|