Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита |
Страница 3 из 5 Вопрос о происхождении культуры шаровидных амфор спорный. Одни связывают ее с южными восточноевропейскими культурами, другие ищут ее начало на территории ГДР. В последнее время все большее количество исследователей склоняется к предположению, высказанному X. Шуманом еще в 1904 г., что культура шаровидных амфор явилась следующим этапом в развитии восточной группы памятников культуры воронковидных кубков. По абсолютной датировке начало ее развития относится ко второй половине III тысячелетия до н. э. Культура шаровидных амфор в ряде районов сменилась культурой шнуровой керамики, в некоторых группах которой наблюдаются элементы переходного времени (культура злоты и др.). Хотя нет несомненных доказательств, но высказывается предположение, что племена культуры шаровидных амфор уже знали плужное земледелие и что возросшая производительность труда послужила основой развития частной собственности и повела к возникновению патриархальной семьи с «семейным рабством» женщин и детей, полностью подчиненных власти главы семьи. Возможно, что коллективные погребения представляют погребения главы семьи, сопровождавшиеся ритуальным убийством других погребенных вместе с ним лиц. Пожалуй, ни одна из европейских археологических культур не вызывала такого интереса и не порождала такого потока литературы, как так называемая культура боевых топоров25. Среди других причин, вызвавших этот интерес, важнейшую роль играло убеждение в том, что носители этой культуры были индоевропейцами и что с их расселением в Европе начался процесс смены древнего этноса новым. Немалую роль играли споры между националистически настроенными германскими учеными, пытавшимися на экспансии «культуры боевых топоров» строить рассуждения об особой роли германцев в истории Европы, и их оппонентами. Несмотря на большой интерес к ним, до сих пор остаются нерешенными многие вопросы, связанные с племенами «культуры боевых топоров», и прежде всего вопрос об их происхождении и причинах экспансии в конце III тысячелетия до н.э.26. Спорным остается предположение о некоем этническом единстве этих племен, ибо нет «культуры боевых топоров», а есть много культур боевых топоров или, как их называют по-другому, «культур шнуровой керамики» (Schnurkeramickkultur). Все эти культуры имеют много общих черт, но много и различий. Общим признаком является наличие в них сосудов, орнаментированных отпечатками веревочки, «шнура» или же имитирующими шнур насечками и оттисками штампов, а также каменных полированных и сверленых ладьевидных боевых топоров. Самое название «боевых» ставится под сомнение. Существует предположение об их культовом назначении27, о том, что они служили символами власти. Во всяком случае они не могли быть орудиями труда.
Боевые топоры Повсеместно за редкими исключениями культуры боевых топоров представлены погребениями и отдельными находками. Поселения мало изучены.Эти культуры занимали громадную территорию от Волги до Рейна и от Финляндии и Южной Скандинавии до Швейцарии. Назовем важнейшие из культур, изученных археологами: 1) саксо-тюрингская культура шнуровой керамики и ряд родственных ей культур в Средней Европе; 2) культура злоты в Польше28; 3) культура шнуровой керамики Юго-Восточной Прибалтики; 4) культура одиночных погребений в Дании, ФРГ и Нидерландах; 5) шведско-финская культура ладьевидных топоров; 6) фатьяновская и ряд родственных ей культур на территории России. Культуры шнуровой керамики Для всех этих культур характерны курганные, иногда (в группах 3 и 5) плоские могильники со скорченными трупоположениями или трупосожжения, сопровождаемые каменными орудиями - боевыми сверлеными И рабочими клиновидными топорами, крупными кремневыми ножевидными пластинами, стрелами. В могилах встречаются ожерелья из просверленных зубов диких животных, украшения из янтаря и изредка из меди и глиняные сосуды со шнуровым или штампованным геометрическим орнаментом. В могилах находят кости диких и домашних животных, что позволяет сделать вывод о развитии у этих племен пастушеского скотоводства. Отпечатки зерен на глиняной посуде и находки зернотерок и мотыг свидетельствуют о занятиях земледелием. Неисследованность поселений и сравнительная бедность погребального инвентаря не дают возможности составить подробное представление о хозяйстве племен шнуровой керамики. Все же их считают скотоводческими и притом оседлыми пастушескими племенами. Саксо-тюрингскую культуру шнуровой керамики Г.Чайлд называет «классической». Она была распространена в бассейне Заале, к юго-востоку от Центральной Чехии и к западу от Рейнской области и Центральной Швейцарии29. Видна зависимость этой культуры от культуры шаровидных амфор: керамика в начальной фазе развития очень близка по типу. Доминирующим орнаментальным мотивом являются горизонтальные отпечатки шнура и «висящие» треугольники на плечиках амфор и на шейках кубков. Позднее амфоры и кубки остаются без орнамента или украшаются штампованным елочным узором. Характерным признаком культуры служит боевой топор с фасетками, вероятно, подражающими металлическим формам. В могилах найдены медные и изредка серебряные спирали иногда в сочетании с янтарными бусами. Погребения совершены в простых ямах, иногда облицованных деревом, камнями и глиной, и в мегалитических цистах, чаще всего с курганными насыпями. Кубки культуры шнуровой керамики. Высота 16,5 и 20,5 см. Начало культуры датируется 2200-2100 гг. до н.э., исчезновение - 1900-1800 гг. до н. э. и, вероятно, связано с появлением унетицкой культуры бронзового века, одним из компонентов которой могли стать племена культуры шнуровой керамики. Культура злота (названа по могильнику у местечка Злота близ Сандомира в Южной Польше) распространена в лёссовых областях Польши (район большой излучины р. Вислы). Представлена обширными, обычно грунтовыми могильниками со скорченными костяками (иногда в катакомбах). Погребения индивидуальные, но в редких случаях бывают и коллективные (до восьми людей в одной могиле), с большим количеством посуды, близкой к шаровидным амфорам, кремневыми топорами, янтарными бусинами и т.д. Многочисленные остатки жертвенных животных - коров, свиней, лошадей, овец, коз, собак, найденные на кострищах над погребениями, а также ритуальные захоронения домашних животных свидетельствуют о развитом скотоводстве30. Жилища представлены овальными полуземлянками (7 м длины и до 2, 5 м глубины)31. Культура злоты датируется 2200-1700 гг. до н.э. Она отличается некоторым своеобразием от других групп шнуровой керамики, представленных в Польше. Это объясняется воздействием на нее культуры шаровидных амфор и южной группы культуры воронковидных кубков. Самая большая из всех групп шнуровой керамики, представленных в Польше, великопольско-мазовецкая. Поселения ее, расположенные у рек и озер, состоят из наземных жилищ, стенки которых обмазаны глиной. Могильники грунтовые, с захоронениями в неглубоких ямах или, иногда, в небольших каменных ящиках. Покойники лежат на боку в скорченном положении. Инвентарь малочисленный - глиняные сосуды (кувшины и кубки, орнаментированные зонными или поясными отпечатками шнура), каменные сверленые топоры, бронзовые клиновидные топоры, кремневые острия и наконечники стрел, различные украшения. Своеобразная культура шнуровой керамики существовала в Юго-Восточной Прибалтике, ее называли Haffkustenkultur в ГДР или культурой Жуцево (Rzucewo) в Польше (по поселению в дельте Вислы). X. А. Моора называет эту культуру висло-неманской.
Среди ученых нет единого мнения об ареале этой культуры. Одни исследователи считают, что в Восточной Прибалтике жили племена культуры боевых топоров, не связанные с висло-неманской группой, другие считают висло-неманскую (жуцевскую) культуру и культуры боевых топоров на территории Литвы, Латвии, Эстонии и Финляндии лишь разными ответвлениями одной и той же культуры. М.Гимбутас конструирует так называемую балтийскую культуру бронзового века, в которую включает область Юго-Восточной Прибалтики, Восточной Польши, Северной Волыни, Белоруссии и западной части России. Она считает период шнуровой керамики (по ее датировке - начало II тысячелетия - 1700/1600 гг. до н.э.) первой фазой развития этой культуры32. В юго-восточной части Прибалтики найдено несколько десятков поселений. Поселения состояли из прямоугольных жилищ столбовой конструкции и были укреплены палисадами. Население, кроме скотоводства и земледелия, занималось в широкой мере охотой и рыболовством. Открыто много могильников. Погребенные лежали в скорченном положении на боку в каменных ящиках под курганными насыпями, окруженными камнями. Инвентарь состоит из боевых топоров, ожерелий из янтарных бус или просверленных зубов животных, янтарных блях, костяных шильев и т.п.33 Керамика представлена шаровидными амфорами (нередко с ушками около шейки или по бокам) и кубками с геометрическим орнаментом из отпечатков шнура. На территории Латвии и Эстонии могильники не имели курганных насыпей. Известны и остатки поселений34. В Восточной Прибалтике племена боевых топоров проникли не во все области, занятые охотничье-рыболовческими племенами. Как и в других областях Восточной Европы, те и другие обитали в смежных, но разных районах. Кроме того, в пределах Эстонии и Финляндии племена боевых топоров не сумели сохранить свои культурные традиции и к концу II тысячелетия до н.э. растворились среди местного населения. В Юго-Восточной же Прибалтике охотничье-рыболовческая культура полностью исчезла с появлением племен шнуровой керамики. В Дании культура боевых топоров появляется около 2000 г. до н.э., как полагают, с юга и распространяется по всей Ютландии в форме одиночных погребений (Einzelgraber) под высокими (до 2 м) курганами, расположенными группами. ПРИМЕЧАНИЯ25. В английской литературе - Battle-Axe Culture, в немецкой - Streitaxtkultur, во французской - civilisation des haches de combat и т. д. Следует заметить, что так называемые боевые топоры характерны не только для культур, по ним названных, а встречаются в III - начале II тысячелетия до н.э. и на памятниках других культур. Назад к тексту 26. Радиокарбонные даты появления культур с боевыми топорами на севере Европы 2485 ± 320 и 2245 ± 120 гг. до н. э. См.: R. Pittioni. Die Bedeutung der Radiokarbondaten fur Urgeschichte. - Anzeiger der philos. -hist. Klasse der Osterreichischen Akademie der Wissenschaften, № 16. Wien, 1957, стр. 246-247. Назад к тексту 27. M. Gimbutas. Battle axe or Cult axe? - Man, VIII, № 73, 1953, стр. 51-54. Предположение, что каменные «боевые» топоры были символами власти или служили культовым целям как оружие бога неба, грома и молнии высказывается многими учеными. См.: М. Zapotocky. Streitaxte und Streitaxtkulturen. - Pamatky archeologicke, LXII, 1, 1966, стр. 172-209. Назад к тексту 28. В позднем периоде неолита на всей территории Польши были распространены памятники культуры шнуровой керамики. Кроме злоты, польские археологи насчитывают еще девять групп. См.: Ю. В. Кухаренко. Археология Польши. М., 1969, стр.49-58. Назад к тексту 29. Теперь «классическими» культурами шнуровой керамики называют несколько групп, ранее относившихся к саксо-тюрингской: собственно саксо-тюрингскую, верхнелужицкую, богемскую, моравскую, южногерманскую, западно- и северошвейцарскую. Назад к тексту 30. L. Kozlowski. Mlodsza epoka kamienna w Polsce. Lwow, 1924; K. Tymieniecki. Ziemie Polskie w starozytnosti. Poznan, 1951; Z. Krzak. Materialy do zhajomosci kultury Zlockijej. Wroclaw-Warszawa-Krakow, 1961. Назад к тексту 31. W. Antoniewicz. Eneolithyczne groby szkieletowe i ziemianki mieszkalne w Nowym Darominie. - Obzor Prahistoricky, IV, 1925, стр. 243-274. Назад к тексту 32. M. Gimbutas. Bronze Age Cultures in Central and Eastern Europe. The Hague, 1965, стр. 389-402. Назад к тексту 33. L. Kilian. Haffkustenkultur und Ursprung der Balten. Bonn, 1955. Назад к тексту 34. X. А. Моора. Памятники позднего неолита и ранней эпохи металла в Прибалтике. - Краткие сообщения Института истории материальной культуры, XLVIII, 1952; Л. Ю. Янитс. Поселения эпохи неолита и раннего металла в приустье р. Эмайыги. Таллин, 1959. Назад к тексту |
« Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы. Мегалитические сооружения |
---|
Источники: |