Северная и Средняя Европа в эпоху позднего неолита и энеолита |
Страница 4 из 5 Поселения почти неизвестны. Периодизация культуры одиночных погребений основана на последовательности погребений в одном и том же кургане. Древнейшие могилы (Undergrave, откуда и название этого периода) представляют собой погребения со скорченными костяками (мужчины - на правом боку головой на запад, женщины - на левом боку головой на восток) в вырытой в материке и облицованной деревом яме, иногда окруженной кольцеобразной канавой. Могильный инвентарь состоит из боевых топоров и сосудов, украшенных вокруг шейки шнуровым орнаментом. В женских погребениях встречаются бусы из янтаря. Второй период (Bundgrave) представлен погребениями со скорченными и вытянутыми костяками на горизонте (на древней поверхности земли). Сосуды украшены нарезным елочным орнаментом. Третий период (Overgravе) - погребения в насыпи кургана в каменных ящиках или больших камерах со входом. Инвентарь этих погребений включает баночные горшки со штампованным зигзаговым орнаментом, кубки и миски, деградирующие формы топоров и кремневые кинжалы35. На Датские острова памятники культуры боевых топоров проникают поздно, в третьем (Overgrave). периоде. Представлены они здесь преимущественно впускными погребениями в поздних гробницах с ходом и только изредка настоящими одиночными погребениями под курганами и трапециевидными каменными цистами. В Швеции и Южной Норвегии распространены одиночные погребения со скорченными костяками, без курганной насыпи, с инвентарем, включающим ладьевидные топоры, долота из кремня или диорита, сосуды со шнуровым орнаментом, янтарные украшения и др. Иногда над могильной ямой делалась выкладка из камней. В более позднем периоде появляются сосуды со штампованным орнаментом36. Очень близкие по типу погребения с такими же ладьевидными топорами встречаются в Финляндии37 и, как было сказано, в Юго-Восточной Прибалтике. Культура племен шнуровой керамики в бассейне Днепра известна в археологической литературе под наименованием среднеднепровской, в Поволжье - фатьяновской и балановской. Они сходны в общих чертах с другими культурами этого типа, но отличаются в некоторых отношениях. Так, среднеднепровские племена на ранних этапах развития их культуры хоронили покойников в вытянутом положении под курганами, позже появились скорченные погребения и трупосожжения38. В фатьяновской культуре обряд трупосожжения почти неизвестен. Для нее характерны глиняная посуда шаровидных форм, сверленые боевые топоры, шлифованные кремневые клиновидные топоры, наконечники стрел и ножи из кремня, костяные орудия и украшения. Изредка встречаются медные проволочные подвески и вислообушные топоры39. Обнаружено уже несколько десятков поселений среднеднепровской культуры, а бесспорные фатьяновские поселения почти неизвестны. Балановская культура отличается богатством металла, большими размерами могильников и некоторыми другими своеобразными чертами40. Я ограничиваюсь лишь самым кратким упоминанием об этих культурах, так как они находятся вне территории, описываемой в моей книге, и лишь связаны с большой культурной областью, известной в Западной Европе. На значительной части территории расселения племен шнуровой керамики они были чужды предшествовавшим им в этих местах археологическим культурам. Поэтому среди археологов возникло убеждение, что это была экспансия какого-то многочисленного народа, охватившая огромное пространство41. Спор шел лишь о том, откуда эти племена начали свое движение: одни называли север территории ГДР и ФРГ и Скандинавию, другие - Польшу, большинство же называет южнорусские степи. Решению этого спора мешают отсутствие точных датировок, слабая изученность поселений и невозможность решить в ряде случаев вопрос, на чем основано сходство элементов культуры - на межплеменных контактах или генетическом родстве42. В 30-х годах Е.Ю. Кричевский пытался доказать, что культуры боевых топоров возникли в результате внутреннего социального развития земледельческих культур придунайских областей и черноземной полосы43. Г.Чайлд, принимая концепцию Кричевского о возникновении культур боевых топоров в результате культурной мутации, связанной с обособлением пастушеского хозяйства, считал, однако, что эта мутация произошла в среде не земледельческих, а охотничье-рыболовческих общин44. Чайлд указывал, что это развитие не могло произойти без участия внешних стимулов. Источник таких внешних стимулов следует искать на юго-востоке Европы. Однако удивительное сходство элементов культуры в далеко отстоящих друг от друга частях культурной области боевых топоров нельзя объяснить только стадиальным развитием и культурной диффузией. Вероятно, возникновение этой области может быть объяснено комплексом явлений: в одних случаях переселением народа - носителя культуры, в других - культурными влияниями, межплеменными связями. Вопрос о происхождении культур боевых топоров нельзя считать решенным. Хотя большинство археологов считают в настоящее время, что область происхождения этих культур следует искать в южнорусских степях45, полностью не опровергнуты взгляды их противников, высказывающих предположение о происхождении данных культур от саксо-тюрингской культуры шнуровой керамики46. Точно так же остается недоказанным предположение о том, что племена шнуровой керамики были предками балтов, славян и германцев. Пожалуй, наиболее аргументированы с археологической точки зрения доказательства тех ученых, которые основывают свои выводы на том, что на территории Юго-Восточной Прибалтики со времени существования племен шнуровой керамики до времени исторических балтов не наблюдалось существенных передвижений населения, которые нарушили бы преемственность развития культуры47). Для других областей шнуровой керамики таких доказательств нет. К концу энеолита и началу эпохи бронзы (2000-1800/1700 гг. до н.э.) относится распространение в Западной и Центральной Европе культуры колоколовидных кубков48. Здесь мы, очевидно, имеем дело с такой же значительной миграцией, какой в более восточных областях была миграция племен шнуровой керамики. Однако если племена шнуровой керамики представляли единый массив, вторгшийся в среду чуждых культур, то на большинстве мест поселений памятники культуры колоколовидных кубков перемешаны с памятниками других культур.
Карта - Памятники культуры колоколовидных кубков Название культура колоколовидных кубков49 получила по характерному для нее небольшому глиняному сосуду в виде опрокинутого колокола. Вот как описывает Г.Чайлд эти сосуды: «Классический кубок, сделанный из сравнительно высококачественной глины с примесью песчаника, с лощеным ангобом, который легко отслаивается, имеет на фоне различных оттенков - от кирпично-красного до черного - орнамент в виде полос со штампованной штриховкой (или насечкой), чередующихся с полосами, лишенными орнамента... Практически получается сплошная цепь из круглых или чаще четырехугольных точек, разделенных узенькими перегородками. У основания сосудов горизонтальные полосы иногда сочетаются с радиальным орнаментом»50. Культура колоколовидных кубков. Кубок и чаша на ножках. Высота 10, 5 и 11 см В различных районах распространения этой культуры выделены местные стили посуды (чаши, кувшины, миски на четырех или пяти ножках), но колоколовидный кубок, описанный выше, встречается везде. Типичными орудиями были небольшие листовидные черешковые медные (или кремневые) кинжалы (так называемые западноевропейские), кремневые черешковые с зазубринами наконечники стрел, каменные, конические костяные и янтарные пуговицы с V-образными отверстиями, каменные или костяные, очень редко золотые вогнутые пластинки с отверстиями во всех четырех углах, которые лучники носили для предохранения запястья при отдаче тетивы. Обряд погребения очень разнообразен: в Северной Италии и в Центральной Европе это сильно скорченные трупоположения в простых ямах на небольших кладбищах, встречаются и трупосожжения; на Пиренейском полуострове и в некоторых других местах встречаются погребения в дольменах, искусственных и естественных пещерах, каменных ящиках, простых ямах, причем иногда эти погребения бывают вторичными в погребальных памятниках других культур. В связи с этим существует в значительной степени оправданная гипотеза о склонности племен колоколовидных кубков к ассимиляции, приспособлению к чуждой культурной среде. У племен колоколовидных кубков, так же, как иногда и у племен шнуровой керамики, мы встречаемся с обычаем трепанации черепов. Вероятно, эти сложные операции проводились для того, чтобы освободить от головного давления, выпустить «злых духов». Места поселений культуры колоколовидных кубков разнообразны. Они встречаются и в пещерах, и на открытых местах. Жилища плохо изучены. В Средней Европе это прямоугольные столбовые хижины и полуземлянки. ПРИМЕЧАНИЯ35. J. Bronsted. Nordische Vorzeit. Bd. I. Steinzeit in Danemark. Neumunster, 1961; K. W. Struve. Die Einzelgrabkultur in Schleswig-Holstein und ihre kontinentalen Beziehungen. Neumunster, 1955. Назад к тексту 36. J. E. Forssander. Die schwedische Bootaxtkultur und ihre kontinentaleuropaischen Voraussetzungen. Lund, 1933; A. Oldeberg. Studien uber die schwedische Bootaxtkultur. Stockholm, 1952; ?. ?. Malmer. Jungneolitische Studien. Bonn - Lund, 1962. Назад к тексту 37. E. Kivikoski. Finland. London, 1967. Назад к тексту 38. И.И.Артеменко. Племена Верхнего и Среднего Поднепровья в эпоху бронзы. М., 1967. Назад к тексту 39. Д.А.Крайнов. Памятники фатьяновской культуры. М., 1963; 1964. Назад к тексту 40. О.Н.Бадер. Балановская культура. - Советская археология, 1961, № 4. Назад к тексту 41. А.Я.Брюсов. Об экспансии «культур с боевыми топорами» в конце III тысячелетия до н.э. - Советская археология, 1961, №3. Назад к тексту 42. Наиболее полный обзор новейшей литературы по этому вопросу см.: М. Buchvaldek. Die Schnurkeramik in Mitteleuropa. Автор этой статьи полагает, что несколько примитивное, но однородное явление, каким представляются культуры шнуровой керамики во всей Европе, существование устойчивых форм ритуала и общественной организации свидетельствуют о единстве человеческих обществ, создавших эту культуру и что, возможно, это было этническое единство. Назад к тексту 43. Е. Ю. Кричевский. Индо-германский вопрос, археологически разрешенный. - Известия ГАИМК, 100, 1933. Эту точку зрения разделяли в то время и другие советские ученые. Назад к тексту 44. Г. Чайлд. У истоков европейской цивилизации, стр. 243-244. Назад к тексту 45 Литературу по данному вопросу см.: М. Gimbutas. The Prehistory of Eastern Europe, стр. 138-169; Третьяков. Финно-угры, балты и славяне на Днепре и Волге. М. - Л., 1966, стр. 69-73. Назад к тексту 46. С. Mildenberger. Studien zum mitteldeutschen Neolithikum. Leipzig, 1953, стр. 99-100; ?. Ayrapaa. Uber die Streitaxtkulturen in Russland. - Eurasia Septentrionalis Antiqua, t. VIII. Helsinki, 1933, стр. 149-150; G. Meinander. Die Kjukaiskultur. Helsinki, 1954, стр. 149. Назад к тексту 47. Вопросы сложения эстонского народа и некоторых соседних народов в свете данных археологии. - Вопросы этнической истории эстонского народа. Таллин, 1956; Он же. О древней территории расселения балтийских племен. - Советская археология, 1963, № 2; М. Gimbutas. The Prehistory of Eastern Europe. Назад к тексту 48. Радиокарбонная дата памятников с колоколовидными кубками в Нидерландах 2300-2000 гг. до н.э. Если верно предположение, что кубки происходят из Испании и Португалии, то их появление в Иберии должно относиться по крайней мере ко времени, несколько более раннему, чем 2300 г. до н.э. Назад к тексту 49. В немецкой литературе - Glockenbecherkultur, во французской - les vases campaniformes, в английской - bell beakers, в чешской - zvoncovite pohary, в польской - puchary dzwonowate. Назад к тексту 50. Г. Чайлд. У истоков европейской цивилизации, стр. 299-300. Назад к тексту |
« Неолит и энеолит западной (приатлантической) части Европы. Мегалитические сооружения |
---|
Источники: |