Общественный строй и религия кельтов |
Касаясь общественного и политического строя позднего гальштата, мы могли предполагать там позднейшую политическую форму первобытной общины - военную демократию. Вслед затем в собственно Галлии на месте прежних союзов племен возникли и развились примитивные рабовладельческие республики1. Племенные цари были заменены ежегодно выбираемыми магистратами. Как и в республиканском Риме, regni petitio - стремление к царской власти - рассматривалось как преступление, каравшееся смертью. Совет старейшин стал над народным собранием и утратил характер первобытнодемократического института. Простой народ оказался зависимым от всаднической аристократии, ядра военной и политической мощи кельтов, и даже не допускался на совещания. Возникло полное подобие патроната и клиентелы. Во всех общинах (civitates) верхним слоем была всадническая аристократия, разбогатевшая уже на I этапе латена, В ее руках находились торговля, откупы, большое число рабов2. Такому раннеантичному этапу государства отвечают и большие торгово-ремесленные города, подобные греческим и италийским. Работорговля ускоряла этот процесс. Роскошные погребения всадников, как, например, курган эпохи Цезаря - Селль в Оверни, включают наряду с оружием всевозможные инструменты (две пилки, циркуль, скобель, долота, сверла, молотки, пуансоны, шилья, серпы). От погребенного воина, очевидно, зависели при жизни общинники, занимавшиеся столярничеством, кузнечным делом и хлебопашеством. Из рядов этого же всадничества, даже иногда из одной и той же семьи, выходили жрецы-друиды, знавшие наизусть тысячи священных стихов и учившие о переселении душ. Первичные, едва сложившиеся государства кельтов находились в постоянной вражде. Как пережиток от эпохи кровнородственных союзов племен до римского завоевания сохранились ежегодные собрания друидов (chartres) в земле карнутов, подобные межплеменным собраниям латинов и греческим амфиктиониям. Переход к государственным образованиям состоялся в основном около IV в. до н.э. Во всяком случае в течение II этапа латена этот процесс в Галлии совершился повсеместно. По-видимому, лишь восточные белги и кельты Британии еще сохранили первобытный родо-племенной строй, чему отвечают их сравнительно небольшие укрепленные деревни, хотя всадническая аристократия и у них уже сильно разбогатела. Постоянные войны, связанные с созданием и распадением союзов, первичных государств и образованием всаднического класса, привели к сложению жестокой и сопряженной с кровавыми жертвами религии3. Очень распространены в разных местах стелы с изображением голов молодых и взрослых бородатых мужчин. Они известны в Чехии, Германии, Ирландии и Франции. Кроме стел такие головы украшают предметы быта, конской сбруи и вооружения. Известны, например, части доспехов с подобными изображениями в погребении воина из Белгорода Днестровского4. На южном побережье Франции в департаменте Буш-де-Рон в урочище Антремон раскопано городище с каменными стенами. 100-метровая дорога, обнесенная по бокам стенами с изображениями голов, ведет к каменному храму на возвышении. В нем по стенам помещались ниши для человеческих черепов, прибитых большими железными гвоздями. Тут много обломков торсов и голов мужских статуй, разбитых римлянами при разрушении этого храма в 125 г. до н.э. Другой подобный же случай известен в том же департаменте Франции. На городище Рокепертус был открыт портик святилища с тремя колоннами, в котором также имелись ниши для человеческих черепов. Здесь же были найдены статуя двухголового Гермеса с клювом хищной птицы между головами и две фигуры каких-то сидящих божеств или героев. Опять-таки из того же департамента происходит статуя из известняка, представляющая зубастое фантастическое чудовище, не то льва, не то человека, опирающееся передними лапами на две мертвые бородатые головы. Это, может быть, - изображение бога смерти, хотя полностью такое чудовище понять теперь трудно. Вероятно, подобные же образы фигурируют на монетах, как, например, волк, несущий в пасти нижнюю часть человеческого тела. Кельтские монеты Таких храмов не находят в глубинных районах латенской культуры. Священные места лишь иногда отмечали оградой, рвом, деревом или столбом. Святилищами служили леса и холмы, где совершали богослужения и жертвоприношения, как сообщает Цезарь. Такое святилище известно между Кобленцем и Майном в Кобенер Вальде. Это круглая площадка диаметром более 200 м, окруженная земляным валом и внутренним рвом. В центре ее открыта яма от деревянного столба. Святилище относится ко времени перехода от гальштата к латену. Примеры подобного рода есть и в Чехословакии, например в Либеницах у Колина, где священное место имеет овальную форму; в восточной его части расположена каменная стела, а перед ней - каменное основание жертвенного стола. Здесь найдены латенские гривны IV-III вв. до н.э., вероятно, посвящения. По-своему стремились истолковать эти религиозные явления вдумчивые люди древности, вроде завоевателя кельтов. Он называет их главным богом Меркурия - бога дорог и торговли, а затем Аполлона, Марса, Юпитера и Минерву, функции которых близки якобы римским божествам. Галлы - потомки бога Дита. Поэт Лукан называет три кельтских имени богов: Тевтат, Эз и Таранис. Соответствие этих имен цезаревой номенклатуре не вполне ясно. Тевтат, может быть, бог войны, Эз - не то Меркурий, не то Марс, Таранис - скорее Юпитер, или Дит, - предок галлов. Появляются синкретические галло-римские боги: Меркурий с тремя лицами, Суцелл и Нантосуэльта с функциями Плутона и Прозерпины, Юпитер с молниями и солнечным символом-колесом. Изображения кельтских божеств Цезарь рассказывает о человеческих жертвах Марсу из военнопленных, о сожжении жертв внутри огромных чучел из хвороста, о посвящении богам всей военной добычи. Друиды - жрецы и пророки этих жестоких культов. Они учат своих будущих заместителей наизусть священным песнопениям, проповедуют бессмертие и переселение душ, учат религиозному познанию природы и т. д. Центр их учения Британия, особенно остров Мона. Значительное политическое влияние друидов заставляло римлян стремиться к их подавлению. Дольше всего этот институт прожил в Ирландии. Среди галлов, по-видимому, еще сохранились какие-то тотемические представления. Частые изображения кабанов, их специальные захоронения и положение с покойником частей от их туш говорят о тотемическом значении кабана у многих, может быть, у всех кельтских племен и о сохранении этого древнего культа. Бронзовая фигурка кабана Множество солярных изображений (трискелии, спирали, круги, колеса и т.п.) связано с культом Солнца. Религия кельтов до римского завоевания уже близка религиям рабовладельческих античных государств и народов.
ПРИМЕЧАНИЯ:1 А. В. Apциховский. Введение в археологию. М., 1947, стр. 107; Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 91 - 96. Назад к тексту 2 Юлий Цезарь. Галльская война, I, 4, 16; V, 4-6; VI, 13-15. Назад к тексту 3 Я. Филип. Кельтская цивилизация..., стр. 150-177. Назад к тексту 4 Отчет Исторического музея за 1908 г. М., 1909, стр. 14, табл. I. Назад к тексту
|
« Вопросы происхождения кельтов | Сельское хозяйство, ремесла, торговля » |
---|