Общая характеристика латенской культуры |
Развитие латенской культуры относится к эпохе, хорошо известной по письменным источникам. Варварский мир вошел в тесное соприкосновение с античными государствами, и в трудах греческих и римских историографов содержится много сведений о народах Европы последних веков до нашей эры. Поэтому в отличие от других древних эпох в истории Европы, мы уже можем говорить не о случайно названных археологических культурах, а о связи их с известными из письменных источников племенами и народами. Кельтское общество в период наибольшей экспансии кельтов оказало сильное влияние на жизнь других народов Европы. Мастерские кельтов, их торговля и завоевания способствовали распространению общего художественного стиля, моды на различные явления материальной культуры. Латенская культура все же не представляет единства всех форм бытовых вещей на всем пространстве Западной Европы. Сохраняются и местные формы. Однако развитие крупных производственных центров и торговли нивелирует материальную культуру Западной Европы, и к концу эпохи латена возникает поразительное сходство многих явлений. Поэтому одинаково важно рассматривать латенскую культуру и как европейское явление и как элемент истории собственно кельтов. Западноевропейская керамика латенского времени. Англия, Бретань, Центральная Франция Хотя гальштат - это уже время появления железных орудий, однако по-настоящему они вытесняют бронзу и содействуют решительной интенсификации всего хозяйства только в латенское время. «Второй железный век» стал уже подлинно железным веком. Единство форм железных изделий в значительной мере содействовало культурной нивелирование европейских народов. Латенский стиль, отразившийся в первую очередь на изделиях художественного ремесла, возник из гальштатского стиля под сильным влиянием греческих и этрусских ремесленных мастерских. Несмотря на многочисленные новые схемы периодизации латена, мы будем придерживаться ставшего классическим подразделения на три периода, так как оно наилучшим образом отражает общий ход развития материальной культуры в то время, хотя и не учитывает многие местные особенности. Ранний латен Период латен I (или А - В) датируется 500-300 гг. до н.э. Для этого периода характерны короткие мечи без перекрестия с железными ножнами, завершающимися чаще всего простой кнопкой, иногда ажурными наконечниками. Шлемы редки, они бронзовые остроконечные италийского происхождения. Распространены разнообразные шейные гривны (торквесы)1, фибулы, браслеты. Фибулы обычно с короткой ножкой, с гладкой или украшенной антропоморфными или зооморфными изображениями спинкой. Южнее Альп были распространены (и долго там удерживались) различные варианты чертозской фибулы (с вытянутой, асимметрично согнутой спинкой, односторонней спиралью и небольшой наклонно-поднятой ножкой, оканчивающейся кнопкой или линзой). На территории от Восточной Франции до Чехии и Западной Австрии в конце V в. до н.э. предпочитали фибулу с маской, развившуюся из фибулы с украшенной ножкой позднегальштатского периода. Раннелатенские типы представлены также фибулами с изображением птичьей головы и проволочными фибулами (так называемый Марцаботтотип). В период В (Райнеке) характерна фибула «раннелатенской схемы» со свободной, косопоставленной ножкой, достигающей верха спинки (Schlüs-stück), так называемого духцовского (чешское - Duchcov, немецкое - Dux) типа. Одновременна и конструктивно родственна духцовской фибула с дисковидной завершающей частью ножки (мюнцингская). Диск бывает украшен кораллами или эмалью. Шейные гривны (торквесы) появляются во второй половине V в. до н.э. Чаще всего они сделаны из массивного полого стержня с концами, завершающимися круглыми («печатевидными») расширениями. В конце V и IV в. до н.э. кельтские мастерские изготовляли такие гривны из золота. Они бывают богато украшены (особенно на концах) рельефными растительными и масковидными изображениями. Распространены также пальметты и S-видный орнамент, восходящий к греческим и этрусским образцам. В начале этого периода господствует «ранний стиль», который сменяется «вальдальгесгеймским» (латен В1) и пластическим стилями (латен В2) (см. ниже). Торквесы настолько типичны для кельтского костюма, что по ним можно определять этническую принадлежность их владельца. Богатство этих украшений и их сравнительная редкость заставляют предположить, что их носили знатные люди и они служили знаком общественного положения. Кроме того, кельты носили ожерелья из синих стеклянных бус или янтаря, гладкие стеклянные браслеты, бронзовые гривны со вставками из кораллов. Латенская керамика представлена сосудами местного производства - в большинстве лепными, иногда сделанными на гончарном круге и орнаментированными с помощью простого штампа, - и импортными греко-италийскими или сделанными под непосредственным влиянием греко-италийских мастерских. К началу периода относится много бронзовых сосудов, привезенных из Греции и Италии: кратеров, ведер, кувшинов с клювовидным носиком и т.п. Погребения совершены преимущественно в грунтовых могильниках. В некоторых областях встречаются еще курганы с трупосожжениями и трупоположениями. Средний латен Период латен II (или С) датируется 300-100 гг. до н.э. Это время наибольшей экспансии кельтов, значительных миграций народов Европы, а потому и более широкого распространения латенской культуры. Для этого периода характерны длинные мечи (около 80 см) с округлым концом и изогнутым перекрестием, с богато орнаментированными ножнами. Мечи носили на бронзовых (реже железных) поясных цепочках или на кожаных поясах, края которых соединялись богато украшенными крючками с рельефным или эмалевым орнаментом. Щиты были деревянными с эллиптическим железным умбоном. Оружием, кроме мечей, служили копья, стрелы, кинжалы, характерные кривые ножи («cultri inflexi»). Торквесы распространены шире, чем в предыдущем периоде. Они встречаются в погребениях воинов и богатых женщин. Появляются торквесы из бронзы, более простые, чем золотые и серебряные, с печатеобразными или шаровидными концами. Примерно во II в. до н.э. гривны исчезают из погребального инвентаря, хотя их изображения появляются на монетах и на скульптурах. Наряду с металлическими браслетами начинают изготовлять стеклянные, перстни украшают цветными камнями. Женщины носят поясные цепочки из бронзы или железа, украшенные тонкими орнаментами. Фибулы предыдущего периода в латене II сохраняются; духцовская фибула представлена многочисленными позднейшими вариантами. Появляются (II-I вв. до н.э.) фибулы «среднелатенской схемы», у которых ножка не стоит свободно, а укреплена скобой (зажимом) или иначе связана со спинкой. Наряду с ними распространены фибулы с большой шаровидной ножкой, на которой иногда бывает рельефный орнамент. Вообще фибулы периода латен II украшены скромнее, чем в предшествующее время, и, как правило, сделаны из бронзы. Возникает множество гончарных мастерских, производящих высококачественную керамику, в том числе чернолощеную, которую вывозят в отдаленные области. Среди распространенных типов керамики следует отметить высокие горшки с серебристой поверхностью. Серебристый блеск придают им, обильно прибавляя в керамическое тесто графит.
Керамика среднелатенского времени. Высота сосудов 29,5 и 33 см Кроме трупоположения в грунтовых могильниках, в III в. до н.э. распространяется и обычай трупосожжения, особенно в среднеевропейских областях. Для кельтов этот обычай нетипичен и появляется у них под влиянием местного населения. В некоторых могильниках конца II - начала I в. до н.э. трупосожжения преобладают. Во II в. до н.э., главным образом с середины века, в могильном инвентаре появляются кельтские монеты. Реже встречаются вещи, привезенные с юга, за исключением средиземноморской области, где в могилах и на оппидумах часты кампанийские чернолаковые вазы из красной глины. Поздний латен Период латен III (D1 и D2) датируется 100 г. до н.э. - рубежом нашей эры. Характерны очень длинные (1 м и длиннее) мечи с округлым концом и без перекрестия, обоюдоострые, с ножнами, имеющими ряд поперечных ободков из бронзы. Кинжалы - с антропоморфной рукояткой. Щиты - с эллиптическими или круглыми умбонами. Шлемы - бронзовые конические островерхие. Шпоры - железные или бронзовые. К позднелатенским типам принадлежат фибулы с ромбовидной (трапециевидной) ножкой (иглодержателем). Они бронзовые, ножка и спинка отлиты как одно целое. Спинка менее изогнута, чем в предшествующем периоде, и, кроме одной небольшой кнопки или расширения, не имеет никаких других украшений. В галльском костюме часты ожерелья из стеклянных бус и перстни с полихромной стеклянной пастой. У ворота носили металлические подвески и амулеты в виде фигурок животных: коня, свиньи, коровы. В позднелатенское время начинается массовое производство железных плугов. Появляются железные замки и ключи, которые от кельтов распространяются среди других варварских народов. Типичны глиняные и железные таганки. Много бронзовых печатей. Керамика сделана большей частью на гончарном круге. Грубая посуда красноватая, реже черная. Это широкогорлые горшки с отполированной внутренней поверхностью и наружным гребенчатым орнаментом. Тонкая посуда серая или черная, из хорошего теста и хорошо обожженная. Расписная посуда представлена главным образом черными сосудами, поверхность которых поделена на зоны, поочередно окрашенные в белый и красный цвета.
Керамика позднелатенского времени Распространяются металлические, чаще всего бронзовые сосуды. Трупосожжения иногда погребены в биконических урнах с узким дном и верхним отверстием, окрашенных в красный цвет с чередующимися белыми зонами. Инвентарь очень беден. В Британии выделяют еще период латен IV, длившийся до римского завоевания. Английские археологи называют период, соответствующий континентальному латену, «железным веком В». В то время как искусство кельтов на континенте под влиянием римского завоевания восприняло классические формы (впрочем, не утратив целиком свою оригинальность), британские и ирландские мастера бронзового литья сохранили традиции и технику латенского художественного ремесла. ПРИМЕЧАНИЯ:
|
« Расселение кельтов в Европе. Кельтские завоевания | Вопросы происхождения кельтов » |
---|