Расселение кельтов в Европе. Кельтские завоевания |
На Пиренейском полуострове имеются явственные признаки пребывания кельтов. Языковеды пришли к заключению, что здесь было несколько волн кельтского продвижения: первая охватила племена индоевропейского происхождения (частично венедского, частично иллирийского, частично протокельтского); вторая состояла из говоривших на гойдельском языке древних кельтов и третья - из кельтов, говоривших на бриттском языке. Бош-Гимпера, который считает поля погребальных урн в Испании кельтскими, датирует появление здесь протокельтов 1000-900 гг. до н.э. Второе вторжение, которое по его теории состояло из трех волн, он относит к 650-500 гг. до н.э.1 Точку зрения Бош-Гимперы, поддержанную и X. М. де Наварро2, оспаривают другие археологи, которые считают поля погребальных урн не кельтскими, а лигурийскими (М. Альмагро)3 или иберскими. Бош-Гимпера пытается проследить путь вторжения кельтов в Испанию через горный проход Ронцесваль из Франции и по Рейну из бассейна Марны4. В более позднее время, по мнению Бош-Гимперы, походы кельтов - носителей латенской культуры в Испанию не могли уже значительно повлиять на иберов, у которых возникла собственная высокая культура. Контакты пришельцев и местного населения привели к возникновению смешанной кельто-иберской культуры. Не приходится говорить, что в свете современных исследований идентификация культуры полей погребений с кельтами как этносом весьма проблематична, тем более рискованна попытка проследить их путь через всю Францию до Кастилии и даже до Андалузии. Выше было сказано, что есть все основания видеть в населении, оставившем поля погребальных урн в Испании, протоиберов. Что же касается проникновения кельтов, с которым связано появление кельтских топонимов на Пиренейском полуострове, то оно относится только к VI в. до н.э. или, что более вероятно, к V в. до н.э. (см. об этом дальше, в разделе «Иберы»)5. Еще сложнее проблема кельтской миграции на Британские острова. Некоторые исследователи относят первое кельтское нашествие на острова еще к рубежу энеолита и бронзового века. Но такое утверждение не соответствует данным современного языкознания, которое отвергает возможность кельтского нашествия в столь раннее время. Выдающиеся английские археологи, в том числе Г. Чайлд, считают, что в позднем бронзовом веке (около 1100 г. до н.э.) на Британские острова проникли племена полей погребальных урн, в которых можно видеть протокельтов. Среди островных кельтских слов есть определенно индоевропейские, но не безусловно кельтские: они имеют р в начале, в то время как кельтские отличаются от остальных индоевропейских утратой этого р (ср. латинское «pater», немецкое «Vater», ирландское «athir»). Поэтому, если предположить, что племена полей погребальных урн, проникшие на острова, были индоевропейцами, принесшими слова на р, то, вероятно, среди них были протокельты и также вероятно, что это были гэлы (гойделы)6. Вторая волна кельтского вторжения в Англию (по датировке Ч. Хокса - 750 г. до н.э.)7 шла с голландского побережья; третья (более значительная) - из Франции через Ла-Манш. Можно предположить, что миграция из Европы на острова происходила под натиском воинственных южногерманских племен, а также вследствие изменения климата: повышенная влажность привела к подъему воды в озерах, и племена, жившие в свайных поселках Швейцарии и Австрии, через Северную Францию отправились в Англию. Здесь они достигли Кента и Суссекса, где основали свои поселения. Пришельцы из Франции принесли в Британию культуру гальштатского типа, которую английские археологи называют культурой британского железного века А. По мнению Пауэлла, носители культуры железного века А были уже кельтами, и по крайней мере часть их носила название «претаны» (претены)8 Все эти теории археологов о периодах колонизации кельтами Британских островов связаны с выводами языковедов, пока еще очень неточными и гипотетичными. Приемы сравнительного языкознания настолько еще ненадежны, что на них нельзя основывать выводы о распространении кельтов в «доисторические» времена. В кельтологии принято деление кельтских языков на две группы на основе определенного фонетического явления - закономерного соответствия звуков р и k. Первую группу составляют гэльские языки (ирландцы и шотландцы) и некоторые диалекты Галлии и Пиренейского полуострова, в которых индоевропейское qu~ (qu^) сохранялось, в то время как в галльском языке и в языке бриттов оно перешло в р. Когда это произошло, точно установить нельзя9. Поэтому утверждение, что переселенцы бронзового века были «q-кельтами», позже принесшими свой язык в Ирландию и Шотландию, не более чем догадка, в пользу которой, впрочем, свидетельствует проникновение сходных полей погребальных урн в гальштатское время и на Пиренейский полуостров, и в Британию (как и «q»-диалектов). Есть, однако, и другая точка зрения, согласно которой возможно, что гойдельское население Ирландии составляют потомки людей, вторгшихся в бронзовом веке, но неизвестно, были ли эти люди кельтами. В латенское время на острова проникают многие племена кельтов: думноны в Корнуэлле, дебуны на Верхней Темзе, ордовики в Уэльсе и другие группы бриттов в Ирландии и Шотландии. Вероятно, племена с латенской культурой вторглись в Британию в середине III в. до н.э. Культура этих племен в Британии обозначается как «железный век В»10. Только с этого времени в Британии ярко проявляется латенская культура и начинается самостоятельное развитие британского латенского искусства. Последняя фаза колонизации Британии кельтами до римского завоевания относится к I в. до н.э., когда наблюдается прилив племен белгов: кантии поселились юго-восточнее современного Лондона, в Кенте; катоувелауны - к северо-западу от них, на территории современных Кембриджшира и Бедфордшира. Они стремились распространить свое господство на местные кельтские племена и строили крепости. Для защиты от белгов местное население в свою очередь вынуждено было строить новые крепости или восстанавливать старые, такие, как Мейдн-Касл в Дорсете. Около 50 г. до н.э. пришли еще атребаты и дуробриги. Венетам, переселившимся в середине I в. до н.э., приписывают постройку укрепленных деревень на искусственных островах - например, Гластонбери в Сомерсете11. Ирландия очень бедна археологическими памятниками, свидетельствующими о кельтской колонизации. Во всяком случае в VI в. до н.э. здесь ярко проявляется наслоение на древнюю местную культуру бронзового века варианта гальштатской культуры, принесенного какими-то группами пришельцев. Металлические изделия латенского стиля относятся к I в. до н.э. Возможно, что они появились не в результате местного развития, а были принесены извне. Но местом их производства могла быть только Британия, а не континент, и на этом основании предполагают, что их мастера пришли из Британии. Бедность археологических данных в Ирландии резко контрастирует с сохранившейся здесь богатой языковой и литературной кельтской традицией12. Что касается континентальной Европы, то, пожалуй, самая смелая попытка связать определенные кельтские племена с определенными территориями принадлежит Бош-Гимпере. Считая окончательно решенным, что потомки племен полей погребальных урн, воспринявшие гальштатскую культуру, были кельтами, Бош-Гимпера переносит в VIII в. до н.э. сведения о племенах кельтов из сочинений Цезаря середины I в. до н.э. Он считает, что уже в VIII в. до н.э. были эдуи, жившие в Бургундии, секваны - в Франш-Конте, арверны - в Оверни, и т.д. Различные группы гальштатской культуры Бош-Гимпера пытается связать с происхождением исторических кельтов. Так, он считает, что гельветы были носителями коберштадской культуры на Рейне и т.п.13 Попытка Бош-Гимперы неосновательна с точки зрения исторического метода: перенося сведения о племенах на 750 лет в глубь истории, он не располагает никакими доказательствами не только соответствия отдельных культур историческим племенам, но даже того факта, что группы населения, известные позже под названием «племен», уже существовали в VIII в. до н.э. Ведь это были не мелкие отдельные племена, а союзы племен, в лучшем случае находившиеся в позднем бронзовом веке в стадии становления. Вряд ли такие объединения могли существовать неизменно сотни лет. Верхнедунайская и восточнофранцузская области кельтов, еще в VI в. до н.э. находившиеся в расцвете и отмеченные многочисленными памятниками племенной знати, к середине V в. до н.э. опустели. Можно предположить, что в связи с перенаселением из этого района стали уходить большие группы населения, сначала оседавшие в близких областях, а потом завоевавшие и более отдаленные земли. Вожди кельтских племен возглавили большие военные экспедиции, направлявшиеся в разные стороны. Они прошли на юг в долину Роны и через Альпы в Италию, а также на восток - в Чехию, Верхнюю Силезию, Венгрию и до Балканского полуострова. В конце V - начале IV в. до н.э. кельты появились в Северной Италии, в долине р. По и в Умбрии, в 390 (или 387) г. до н.э. дошли до Рима и сожгли его. Только спустя много времени римское войско смогло остановить натиск галлов. В 225 г. до н.э. в битве у Теламона (на этрусском побережье) кельты были разгромлены, после чего римляне начали постепенное завоевание Северной Италии, занятой племенами бойев и инсубров. В 192 г. до н.э. был взят опорный пункт галлов Бонония (Болонья), часть кельтов ушла на северо-восток, другие были оттеснены к подножию Альп. В 82 г. до н.э. Цизальпинская Галлия стала римской провинцией. Археологические материалы из Северной Италии показывают, как постепенно в среду полудиких воинов-кельтов проникла городская культура. Старейшие могильники в Марцаботто и Беначчи состоят из погребений воинов с оружием, но почти без всякого другого инвентаря. На рубеже IV-III вв. до н.э. возрастает оседлость кельтов, а вместе с ней и влияние этрусско-греческой культуры. Могильник сенонов в Монтефортино можно было бы принять за этрусский, если бы не некоторые черты, типичные для кельтов, в частности нагромождение золотых вещей. Некрополи в Филотрано и Осимо также представляют картину спокойного уравновешенного быта, установившегося, когда уже минули времена кочевий, переселений и завоеваний. На рубеже V-IV вв. до н.э. часть кельтов продвинулась в придунайские области и захватила богатые центры того времени в Северном Зальцбурге (Халлейн-Дюрренберг, Гальштат). Затем они продвинулись в Нижнюю Австрию и в Карпатскую котловину, свернули на юго-восток, к Балканскому полуострову, в III в. до н.э. проникли на территорию современной Болгарии, в 279 г. до н.э. опустошили Македонию, затем вторглись во Фракию и дошли до Средней Греции14. Эти походы привели кельтов в непосредственное соприкосновение с иллирийской и фракодакийской культурами. Кельты принесли и в эту область латенскую культуру. В последнем периоде латена культура области Карпаты - Тиса - Дунай была в основном кельтской, во всяком случае в том, что касается железных изделий и керамики. Даже после того как геты изгнали кельтов, здесь сохранился кельтский характер культуры. Влияние кельтов было так глубоко, что многие области, где находились их поселения, оставались кельтизированными после их ухода. Кельты легко смешивались с местными племенами - иллирийцами, фракийцами, лигурами, иберами и т.д. и легко поступали в качестве наемников на военную службу в разных странах. В конечном итоге они часто составляли меньшинство в тех областях, которые даже античные авторы называли кельтскими и в которых археологи видят яркие черты латенской культуры. Кельты не достигли какого-либо политического единства и не смогли создать устойчивые государства. С III в. до н.э. кельтская экспансия собственно прекратилась, и их дальнейшие переселения и завоевания - это поиски новых мест поселения народом, уже теснимым германцами и римлянами. Большое количество галатов (кельтов) поселилось в Малой Азии (около 270 г. до н.э.), в области близ современной Анкары. С тех пор эта область называлась Галатией. В Греции кельты не обосновались. Оттуда часть их отступила в междуречье Савы и Моравы. Здесь в конце III в. до н.э. возникло государство скордисков (кельтско-иллирийского племени) с центром Сингидун (Белград). Другая часть проникла в Боснию и во Фракию и основала кельтское царство, центрами которого были Ратиария и Дуростор-Силистра на Дунае, Новиодун в Добрудже. Хотя многие народы, соседившие с кельтами в дунайской области, сохранили свои позиции (рэты - в Альпах, иллирийцы - на Среднем Дунае и в Далмации, карпы - на Верхней Тисе, даки - в Семиградье), но все они подверглись сильному кельтскому влиянию.
Я. Филип показал в своем исследовании, что часть Чехии, особенно ее южная половина (область курганной культуры), была занята кельтами еще до V в. до н.э.15 В IV в. до н.э. начался новый приток кельтов, но он в общем не затронул южную часть Чехии. В IV-III вв. до н.э. в Средней и Северо-Западной Чехии и в Моравии появились кельты со своей латенской культурой. Могильники с большим количеством погребений воинов концентрируются (в IV-II вв. до н.э.) в среднечешских областях, под Рудными горами и по реке Огрже. Среди кельтских племен, живших на чешской территории, часто упоминаются бойи, по имени которых и страна была названа Богемией. Во II-I вв. до н.э. увеличивается густота кельтских поселений в Словакии. Можно предположить, что часть кельтов под давлением германских племен в конце II в. до н.э. ушла из Чехии. Э. Шимек считал, что носителем курганной культуры в Южной и Юго-Западной Чехии и в Северо-Восточной Баварии было племя бойев. Могильники же с трупоположениями в Средней Чехии, Моравии и Словакии он приписывал волькам-текстосагам16. На западе кельты вначале не занимали всей территории современной Франции. Лишь постепенно они распространились от бывшей области курганных погребений на запад и юго-запад. На юге Франции особое значение приобрел (с 600 г. до н.э.) город Массалия (Марсель), который был важным торговым центром и в то же время посредником между греческим миром и внутренними областями. Но истинное соприкосновение кельтов с этим миром относится только к III в. до н.э., а во II в. до н.э. римляне уже покорили племена на южнофранцузском побережье и основали здесь провинцию Нарбоннскую Галлию, которая послужила опорным пунктом дальнейшего наступления на галлов. Наиболее подробные сведения о галлах оставил Юлий Цезарь в записках о Галльской войне, которую он вел в 58-51 гг. до н.э. Он разделяет Галлию на три части, в одной из которых жили белги (к северу от Сены, южнее и западнее Арденн), в другой - аквитаны (от Пиренеев к холмам в бассейне Гаронны), в третьей - галлы. Наиболее значительными галльскими племенами были гельветы на территории современной Швейцарии, секваны в Франш-Конте, лингоны и эдулы в междуречье Сены и Луары, битуриги в поречье Луары, арверны в Оверни по р. Алье, аллоброги по р. Изер до Женевского озера, сеноны в поречье Сены, треверы по р. Мозель. Во время римского завоевания на Среднем Маасе жили племена, которые Цезарь называет германцами, но судя по названиям - эбурноны, сегнеры и др. - они были кельтами. Вообще в это время трудно провести этническую границу между кельтами и германцами, и Цезарь ее определял по своим политическим соображениям, а не по этнографическим данным17.
Цезарь покорил всю Трансальпинскую Галлию. Началась ее романизация. При Августе были завоеваны области по Верхнему Дунаю, Северная Испания, Галатия, а при Клавдии - значительная часть Британии. Британские острова были наименее романизированы, и они, а также Ирландия и Шотландия остались главным оплотом кельтской традиции. ПРИЛОЖЕНИЯ:
2 J. M. de Navarro. Were the Peoples of the Rhoneculture Celts? - Proceedings of the First International Congress of Prehistoric and Protohistoric Sciences, London, 1932. Oxford, 1934, стр. 227 cл.; Он же. A Survey of Research on an Early Phase of Celtic Culture. - Proceedings of the British Academy, XXII. London. 1936, стр. 297-341. Назад к тексту 3 M. Almagro. Manuel de historia universal. I. Prehistoria. Madrid, 1960. Назад к тексту 4 P. Bosch-Cimpera. Etnologia de la Peninsula Ibérica. Barcelona, 1932. Назад к тексту 5 E. Sangmeister. Die Kelten in Spanien. - Madriden Mitteilungen, I. Heidelberg, 1960, стр. 75-100. Назад к тексту 6 J. Moreau. Die Welt der Kelten. Stuttgart, 1958, стр. 18. Назад к тексту 7 С. F. С. Hawkes. The British Iron Age: Cultures, Chronology and Peoples. - Actas de las IV sesion Congreses Internacionales... Prehistoricas... Madrid, 1945. Zaragoza, 1956; Он же. The ABC of the British Iron Age. - Antiquity, XXXIII, № 133, 1959, стр. 170-182. Назад к тексту 8 Т. G. E. Powell. The Celts. London, 1963, стр. 56. Назад к тексту 9 J. Vendries. La position linguistique du celtique. - Rhys Lecture, Proceedings of the British Academy, XXIII. London, 1937, стр. 333-371. Назад к тексту 10 Племена железного века В в Британии иногда называются «Marnians», так как полагают, что их родиной была территория современного департамента Марны во Франции, откуда они пришли на восточное побережье Англии. См.: S. Piggott. British Prehistory. Oxford, 1949. Назад к тексту 11 A. Bulleid. The British Lake-village near Glastonbury. London, 1899; N. K. Chadwick. Celtic Britain. London, 1963. Назад к тексту 12 См.: S. P. O'Riordain. Antiquities of the Irish Countryside. London, 1953. Назад к тексту 13 P. Bosh-Gimpera. Migrations Celtiques. Essai de reconstruction. - Etudes celtiques, 5-6, 1950-1954. Назад к тексту 14 И. Тодорович предлагает различать два вида кельтской экспансии: расселение в соседних землях и дальние походы. Между 420 г. до н.э., когда начались походы кельтов из Рейнской области на восток, и до 279 г. до н.э., когда кельты вторглись в Грецию, можно насчитать пять больших походов: почти каждое новое поколение кельтов предпринимало переселенческий поход на восток (J. Todorovič. Kelti u Jugoistočnoj Evropi, стр. 5-10). Назад к тексту 15 J. Filip. Keltové ve Středni Evropě. Назад к тексту 16 E. Simek. Posledni Kellové na Morave. Brno, 1958. Критику концепции Шимека см. в книге: Я. Филип. Кельтская цивилизация и ее наследие. Прага, 1961, стр. 70-71. Назад к тексту
17 С. Walser. Cäsar und die Germanen. Wiesbaden, 1956; R. Hachmann, G. Kossack, H. Kühn. Völker zwischen Germanen und Kelten. Neumünster, 1962. Назад к тексту |
« Хронологические подразделения латенской культуры | Общая характеристика латенской культуры » |
---|
Источники: |