У Макса Фрая есть эссе, посвященное смерти Туве Янсон.
Смысл его сводится к тому, что у каждого человека есть определенная группа людей, которая, так или иначе, повлияла на формирование сознания. Личностного «Я». И не всегда это именно родители. И образы этих людей, как незримые хранители, стоят за нашей спиной и принимают на себя леденящее душу дуновение пустоты бесконечности и безвременья.
Когда я, будучи ребенком, впервые посмотрел «Балладу о доблестном рыцаре Айвенго» (первый раз, наверное, из пятидесяти
), я немедленно потребовал от своего деда – на все руки мастера - настоящий лук.
Он, совершенно случайно, нашел на улице хорошо просохшую палку неизвестно какого, но очень пружинящего дерева, и выточил из нее требуемое. Покрасил оранжевой, коричневой и белой краской. Лук вышел на славу – не какая-нибудь ребяческая игрушка. Если тетиву натягивал взрослый человек, стрела летела шагов на двести.
И с этим луком я играл в Робин Гуда…
А на самом-то деле я играл в Бориса Хмельницкого.
И мечтал поскорее повзрослеть и отрастить такую же как у него бороду, быть похожим на него.
Краткий век у забав… (с)
И сейчас я реально ощущаю, что меня стало немного меньше(
Пусть я даже не так хорошо его и знал (Макс Фрай или кто там скрывается под этим псевдонимом, даже наверное и в глаза не видел Туве Янсон), состояние такое, будто ушел очень близкий и дорогой человек. Именно что – Хранитель.
Мир его праху.