Маленький зелёный Синус » Сб ноя 04, 2006 10:46 am
(c)Игорь Лавриненко, печатается в сокращении.
ИРЛАНДСКИЙ ДНЕВНИК
или “Drang nach Westen”
или “The Pilgrimage of Grace-II” ( Прим.Crow "Благословенное Паломничество" (англ.)- название анти-протестантского восстания 1536 года на севере Англии).
Вместо предисловия
( Прим.Crow Весь текст отражает ЛИЧНЫЕ взгляды автора,которые он, на мой взгляд, имеет право высказать здесь).
Сие повествование не научный труд, не сказка в жанре “фэнтези” и не исторический роман. Если бы не боязнь впасть в гордыню, я бы назвал эти записки экзистенциально-трансцедентальной поэмой. Но на самом деле это всего лишь мои мысли, которые приходили ко мне во время моего паломничества в Англию, Ирландию и Шотландию. Для лучшего их понимания в него включены также отрывки из более ранних моих произведений. Это сделано также ещё и потому, что старые мысли приходили ко мне там вместе с новыми и отделить одни от других не представляется возможным.
Мои записки оказались разделены на четыре части совершенно случайно. А вовсе не потому, что Борхес сказал, что “историй всего четыре”. На самом деле история всего одна. И она о Любви. О Любви Бога к человеку. К сожалению, эта истина слишком банальна, чтобы нравиться людям. Вот Честертон любил такие банальные вещи. Борхес нет. Хотя и любил Честертона. Здесь парадокс. Человек редко следует словам того, кто ему нравится. Он всегда предпочитает нечто более изощрённое, чем просто истина. Простые, хорошие вещи, такие как, кружка пива в кругу друзей, объятия жены, первый лепет ребёнка и евхаристия, предпочитают всем другим вещам только простые, хорошие люди.
Но самое удивительное, что Борхес прав. О Любви Бога написано как раз четыре истории. Четыре Евангелия. И все истории на свете лишь повторяют Их. Даже те, что написаны раньше. Но эти Четыре Истории - единая История.
Это История о поиске. Люди ищут Бога. А Бог ищет людей и Самого Себя в людях.
Это История о возвращении. О возвращении домой, к Богу. Человек возвращается к Своему Творцу, а Творец - к человеку, заново творя его.
Это История о защите своего дома, о защите последней цитадели, Царства Божиего. Сначала в душах людей, потом и на земле. И победить в ней можно, лишь погибнув в бою.
Это История о самоубийстве Бога...
А вот это уже неправда. Творец Жизни не может убить Себя. “Бог смерти не сотворил.” (Прем. I, 13). Самоубийство совершают от одиночества. А Бог никогда не бывает одинок. Он - триедин. Одиноким бывает только человек. Однако Бог смирен сердцем. Он стал Человеком. И потому должен был пройти путём человека. Самым трудным путём. Путём страдания и одиночества.
Но Его самоубийство не было самоубийством. Этим занимались порождения ехиднины. Остальные умывали руки. Кто-то более тщательно. Кто-то - менее. Кто дольше мыл, у того хуже отмывалось. Но постепенно это начинало нравиться. Занимаясь собой, можно было забыть о долге.
А Евангелие - это История о долге. И о том, как Вечность стала Историей. И как История становится Вечностью.
И потому не только я, но каждый из нас, должен исполнить свой долг и написать свою историю. Своё Евангелие. Но этим Евангелием должна стать наша жизнь.
Однако, мой Дневник - не вся моя жизнь, а лишь её кусочек. Точнее, как я уже сказал, просто мои мысли, возникшие от моих впечатлений во время проживания кусочка моей жизни. И их не следует воспринимать более серьёзно, чем разговор за кружкой пива, учитывая также тот факт, что многие из них зародились именно при занятии этим благородным делом.
С другой стороны, я всё-таки предлагаю учесть возможность того, что некие зёрна истины могут находиться и в моих записках. Иначе я не осмелился бы посвящать их столь высокому собранию лиц, прославивших Старую Добрую Англию, Прекрасную Ирландию и Гордую Шотландию - те страны, которые я искренне люблю и считаю лучшими на свете после Палестины и Святой Руси.
С уважением и любовью, Ваш брат во Христе Игорь Лавриненко.
ИРЛАНДИЯ (ОЛЬСТЕР)
(29.XI.-2.XII.2000г. от Р.Хр.)
На следующий день я уже летел в Ирландию в славный город Белфаст, старательно пытаясь разглядеть с высоты птичьего полёта Уэльс. (Я сидел как раз у окна по левому борту.) Но из-за высокой облачности мне это долгое время не удавалось и я мог лишь мистически прозревать древнюю страну кимвров. По преданию где-то здесь, в одной из пещер, спит король Артур и рыцари Круглого Стола, в ожидании того часа, когда Небесное Воинство Христово, соединившись с Христовым Воинством Земным, выступит в Самой Последней “Камланнской” Битве против антихриста. Кое-кто считает, что пещера короля Артура находится в холмах, отделяющих Шотландию от Англии. Возможно. Их я тоже пересёк спустя восемь дней.
И всё же примерно к середине полёта в разрывах облаков я увидел один крупный остров. Тогда мне показалось, что это был остров Мэн. Но позже, разбирая авиамаршруты по карте, я понял, что это всё-таки был валлийский Англси.
Что же касается Ирландии, то, хотя я давно знал, что Ирландия - Изумрудный Остров, когда я его увидел, то и вправду удивился - он действительно был изумрудным. Хотя и поделённым на такие же лоскутки как и в Англии. Но они были только зелёные.
Прибытие в Белфаст заставило трепетать моё русское сердце. И теперь каждый раз при упоминании Белфаста в моей душе всё начинает дрожать как при воспоминании о чём-то близком и дорогом. За время моего пребывания на Британских островах мне не раз доводилось поднимать бокалы. Но только в Ирландии я и мои спутники пили “За прекрасный город Белфаст”. И только в Белфасте мне довелось в пабе петь русские народные песни. Разумеется, в ответ на ирландские песни местных обитателей. Если быть точным, то это было в Кэррикфергюсе - небольшом городке севернее Белфаста. Впрочем в Белфасте я пел просто на улицах, возвращаясь в гостиницу глубоко за полночь после очередного посещения прекрасных ирландских пабов.
Передать как пели мои ирландские друзья невозможно. Это было нечто удивительно бодрое, весёлое, дерзкое. Ни одной тоскливой ноты. Музыка, слова и лица исполнителей излучали неугасимый оптимизм. Что ж, имея за своими спинами Ирландскую Республиканскую Армию можно быть оптимистом. Хотя верно и обратное утверждение - не имея столь переливающегося через край оптимизма, нельзя было создать Ирландскую Республиканскую Армию.
Что такое оптимизм? Это - вера. Вера в то, что ты стоишь за правое дело. Вера, что тебе хватит сил это правое дело отстоять. Вера, что Господь никогда не оставит тебя и в трудную минуту всегда придёт на помощь. Только в Ирландии я понял, что мы, Русские, сможем возродить Россию только, если будем иметь такую же несокрушимую веру.
В Ирландии, да и вообще на Британских островах, мне довелось увидеть много разных людей.
В один из вечеров, проведённых мною в белфастских пабах, ко мне и моему спутнику подсел русский моряк из Калининграда. Его звали Николай. Он узнал в нас русских по жестикуляции. Любопытно. Я и не знал, что у русских особая жестикуляция. Точнее, я знал, что она иная, чем, скажем, у французов или испанцев, но не предполагал, что только по ней одной можно определить принадлежность к русской нации.
Этот парень ехал в Корк. По его словам, только оттуда ходят суда в тот польский город, откуда он может добраться домой.
Он ходил на немецком судне 10 месяцев. Сказал, что это многовато. Оптимально 3 месяца - в море, 3 - дома. Но ему и после 10-ми никто отдыхать 3 месяца не даст. Месяца полтора-два. А потом снова в море. Здесь же в Белфасте он оказался впервые. А потому он спрашивал у нас, где тут можно “снять” девочек. В этом мы, конечно, помочь ему не могли, но несколько раз угостили друг друга виски. После 11.00., когда все дневные пабы закрылись, мы прокатились с ним на такси в какой-то ночной паб, где он надеялся получить информацию. Мы же лишь хотели промочить ещё раз горло Гиннессом или виски.
Узнав в ночном пабе старую истину, что все тёмные дела вершатся, разумеется, в центре города, мы поехали обратно. Пожав друг другу руки и пожелав удачи, мы расстались с нашим соплеменником и вернулись в гостиницу, где тоже всю ночь работал паб. Там к нам вскоре присоединился один ольстерский шотландец-оранжист, по совместительству работавший на британские спецслужбы. Именно тогда у нас с ним состоялся достаточно откровенный разговор, после которого я не удивлюсь, если мне в будущем откажут в британской визе. Впрочем, я не думаю, что у меня будет даже возможность просить о ней.
Ещё одна встреча заставила меня задуматься. Одного и того же человека я встретил трижды за один день. Это был ирландский нищий, маленький и небритый, с красным носом, из которого постоянно текла вода. Первый раз я встретил его у паба, затем у собора и, наконец, у странноприимного дома. Я поразился удивительному совпадению. Меня, после того, как я выпью (паб), всегда тянет в церковь (собор), а после службы мне хочется творить дела милосердия (странноприимный дом). Иногда Господь даёт нам возможность увидеть себя как бы со стороны. Может быть это был как раз именно такой случай? В такие мгновения я уже не Я, ибо Я стоял передо мной. А я представлял собой тот самый мiр, который никак не может понять меня, как я никак не мог понять ирландский инглиш этого нищего. Да что там мiр! Самые близкие люди часто не понимают меня и смотрят как на юродивого. Впрочем, для спасения души не требуется, чтобы тебя понимали люди. Не люди, а Бог взвешивает сердца.
† † †
Сейчас стало модным мнение, о том, что христиане не должны придерживаться каких-либо политических взглядов, что Церковь должна скользить над мiром, не вмешиваясь в политические баталии, и даже более того, что современный, секуляризованный мiр - это очень хорошо, ибо он даёт христианам дополнительные возможности для распространения Слова Божия, для дальнейшей евангелизации...
О каких дополнительных возможностях дальнейшей евангелизации может идти речь, если эта самая секуляризация опустошила наши храмы почище чумной эпидемии? Чума была даже лучше, ибо она давала шанс наполнить небеса. Секуляризация же наполняет ад.
Да и кого собираются евангелизировать эти псевдо-христиане? Несколько сотен африканских негров? Что толку ехать на край света и учить дикарей катехизису, а на родную Европу махнуть рукой? Дикарь - он и есть дикарь. И спрос с него будет как с дикаря. А вот со шведов и норвежцев Господь спросит по полной программе. Впрочем, надо было и это делать и того не оставлять.
Почему мы, христиане, примирились с тем, что пол-Европы ушло в ересь? Где Крестовые Походы против еретиков? Где Святая Инквизиция? Где Религиозные войны? На целую Европу только один вялотекущий конфликт в Северной Ирландии между католической Ирландской Республиканской Армией и протестантским орденом оранжистов. И то он ведётся не за обращение протестантов в истинную веру, а за независимость Ольстера от англичан. А какой в этом толк, если в самой Ирландии между католиками и протестантами мир, что даже отмечено на государственном флаге: белая вертикальная полоса между зелёной (католики) и оранжевой (протестанты) олицетворяет мир между ними? А ведь не мир пришёл принести на землю Иисус, а меч (Ср. Мф. X, 34).
Добрым ирландским католикам должно быть стыдно за такой позорный флаг. Особенно учитывая, что оранжевый цвет в европейской геральдике всегда был цветом позора.
Кроме того, Ирландия - республика, а это уже само по себе огромный минус. Республика есть отход от идеального христианского государства. Подлинное христианское государство может быть только монархией. Введение республиканской формы правления означает, что государство тяжело больно. Исцелить его может или сам монарх, или вождь, приуготовляющий восстановление монархии.
Ведь на Небесах мы не будем выбирать себе Господа. Он Один во веки веков. Кто нам Бог, если не Христос? А Царь на земле, есть образ Христа, подобие Бога. Как можно выбирать его?
В Средние века к этому подходили иначе. Считалось, что всякая вещь имеет своё место под солнцем. Именно своё, а не чужое. И на любом другом она находиться не должна. И всякой вещи следует стремиться занять именно это, своё место, потому что только так можно исполнить волю Божию.
Что из себя представляет республиканская форма правления, скажем, на примере выборов? На одну единственную должность главы государства претендуют сразу несколько кандидатов. В конце концов неизбежно президентом становится кто-то один. Но это означает, что все остальные претенденты впали в гордыню, поскольку будучи недостойными претендовали на тот пост, который должен был занять другой, единственно достойный. Таким образом, сама избирательная система оказывается внутренне порочной, поскольку предполагает обязательное участие в ней человеческой гордыни.
Она ещё более оболживливается, если мы предположим, что на пост президента могут избрать вовсе не самого достойного (что вполне вероятно), или, что результаты выборов будут подтасованы (что ещё более вероятно), или, что головы избирателей будут так прозомбированы средствами массовой информации, что и никакой подтасовки не нужно, и так выберут кого надо (а это уже не просто вероятно, а так и есть).
Короче, уходя от понятия монархии, от естественной иерархии, мы всё более удаляемся от того Царства Небесного, которое начинается в наших душах и отражением которого должна быть каждая христианская держава на земле.
Что касается конституционной или парламентарной монархии (как, например, в Англии), то она есть ни что иное как прямой обман. Такую монархию следует называть не конституционной, а кастрированной. Да и о какой конституционности (т.е. постоянстве) может идти речь, если как раз постоянства она и не имеет. Но трудно ждать постоянства от наследников непостоянного Генриха VIII. В Притчах царя Соломона сказано: “От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем, глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей”. (Прит. XXX, 21-23). Сначала место госпожи королевы Екатерины Арагонской занимает её фрейлина Анна Болейн. Потом место королевы-фрейлины занимает уже её фрейлина... Так английская монархия теряла свою конституционность, своё постоянство. Теперь от неё осталось только название.
Впрочем, проблема Англии не только в валлийцах Тюдорах-Тьюдирах. Они лишь дополнили меру Плантагенетов. Мистическое падение английской монархии состоялось ещё в лице Генриха II. Но чтобы понять это для начала необходимо совершить небольшой экскурс в геральдическую историю Англии. Как известно, древним символом английской монархии всегда являлся лев. Точнее золотой лев на червлёном (красном) поле. (Сразу хочется подчеркнуть, что символ шотландской монархии изначально был противоположен английскому - красный лев на золотом).
Лев в геральдике является символом благородства, великодушия. Но благородной паре “лев-львица” противостоит подлая пара “пардус-пантера” (они чёрного цвета). Помесь пардуса (самца пантеры) и львицы (самки льва) дают бастарда-ублюдка - леопарда.
Так вот. Претензии Генриха Плантагенета на английский престол столь долго и столь последовательно не признавались Церковью, что Генрих бросил Ей вызов, поместив на своём щите леопардов вместо льва. С тех пор не благородный лев, а ублюдок-леопард сел на английский трон.
Именно со времён Плантагенетов Англию стали метко называть “задницей Европы”. Судя по потенции, “членом Европы” является Ирландия, а Ольстер - его “головкой”. Что ж, в таком случае, само собой напрашивается сравнение Шотландии и Уэльса с “яйцами Европы”. Шотландия - с правым, а Уэльс - с левым.
(Надеюсь читатели простят мне мои невинные шутки.)
И всё же невольно хочется продолжить: Испания - “правая рука Европы”, Россия - “левая”; Италия - “правая нога Европы” (она даже обута в сапог), Греция - левая (дырявый сандалет). Франция - это “лёгкие Европы”. Правда, уже довольно закопчёные. Со времён Французской революции всей Европе дышится очень тяжело. Германия, разумеется, “голова”, а Рим (Ватикан) - сердце. Впрочем, время от времени они оспаривают эти звания друг у друга. То Германия стремится стать “сердцем Европы”, то Рим - её “головой”. Австрия, видимо, шея.
Мальта и Кипр - правая и левая “пятки Европы”. Португалия и Польша - “локти”. Скандинавия - “плечи”. Швейцарии придётся считаться “мочевым пузырём”, а Балканам - “кишечником Европы”. Впрочем, думаю, что Хорватия и Сербия - это её “почки” (опять же - “правая” и “левая”), Венгрия - “селезёнка”. Чехия, Словакия и т.д., оказываются “желудком”. Когда-то он был подвешен к “шее-Австрии” в виде “зоба”. Аппендикс (до сих пор недовырезанный) - это, конечно, басурманская Албания. А басурманская Босния - просто язва. Печенью Европы всегда была греческая Византия. Вот только сейчас у неё разлитие “желчи”-турок.
Но шутки в сторону. “Кровью Европы”, конечно, является Церковь Христова.
* * *
Возвращаясь к теме Плантагенетов, должен сказать, что ради их легитимизации Святому Томасу Беккету Пресвятая Дева Мария даже передала елей, которым следовало помазать на царство первого Плантагенета Генриха II. Но бастард-леопард остался леопардом и убил Св. Томаса Беккета. Так Генрих II стал зловещим предтечей другого Генриха - Генриха VIII, убившего другого святого Томаса - Томаса Мора.
Есть и ещё одна паралель между этими двумя Генрихами. Пытаясь навязать своему сыну Ричарду (будущему Святому Ричарду Львиное Сердце) некую мадемуазель Алису Вексенскую, сестру короля Франции, Генрих II сам настолько увлёкся ею, что решил немного попользоваться. От этой связи даже родился очередной бастард. Разумеется, Ричард наотрез отказался брать её в жёны. А Генрих II лишь дополнил этим образец для подражания Генриху VIII. Кстати, именно Генрих II первым начал завоевание моей любимой Ирландии.
Не зря Плантагенетов (Анжуйскую династию) называли “чёртовым семенем”. Всё началось с того, что дед Генриха II граф Фулько Анжуйский женился на некой Эремберге, которая была всем хороша, кроме одной странности (если не сказать больше): она не любили ходить в церковь. А если и заходила, то старалась побыстрее её покинуть. Графу Фулько это не нравилось и он приказал четырём своим рыцарям во чтобы то ни стало задержать её в церкви. Правда, исполнено это было только одним из них. В тот момент, когда графиня пыталась покинуть церковь, один из рыцарей наступил ей на шлейф. И она была вынуждена остаться. Однако, когда начался кульминационный момент Святой Мессы - пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову - Эремберга, схватив двух своих детей с криком выбросилась из окна. Одним из этих детей был Готфрид Великолепный, отец Генриха II. Это был тот самый Готфрид, из-за любви которого украшать свой шлем веткой дрока, все это колено Анжуйской династии стало называться Плантагенетами.
В то время многие посчитали жену Фулько дочерью сатаны Мелузиной, но, не впадая в катарскую ересь, подобные утверждения признать истинными нельзя. Сатана не может ни творить, ни иметь детей. Воплощение - привилегия Одного только Господа Бога. Лично я полагаю, что Эремберга была обыкновенной ведьмой, нуждающейся в сожжении на костре.
Примечательно, что её внук Генрих II запретил в Англии сожжение еретиков на кострах Святой Инквизиции. Зато свой и без того суровый Лесной кодекс он дополнил ещё более страшными статьями. Не удивительно, что после этого в Англии стали появляться “лесные братья” из Зелёного Леса, а в конце концов и сам знаменитый Робин Гуд.
Да о чём говорить, если даже его жена Элеонора подняла восстание против своего мужа, в котором приняли участие все три сына Генриха II. По одному этому факту можно было понять, что династия Плантагенетов закончит свой исторический путь кровнородственной бойней.
Единственным приличным Плантагенетом был Святой Ричард Львиное Сердце. Но из 10 лет своего царствования он в общей сложности находился на английской земле не больше полугода. Да и правление его было словно не от мiра сего. Всю свою жизнь он искупал грехи рода, воюя в Крестовом Походе за пределами Англии в Святой Земле. Да и похоронен он был не в английской земле, а во французской, в Фонтенбло.
Собственно говоря, он даже не должен был править. Ричарда провозгласили наследником после смерти его старшего брата Генриха, хотя у того уже родился сын Артур. А после смерти Св.Ричарда стал править один из худших Плантагенетов - Иоанн Безземельный.
У этого Плантагенета были прозвища и похуже - “Одержимый” и “Сведённый с ума колдовством”. Именно он додумался кастрировать и ослепить своего племянника, того самого Артура Бретонского. И именно он в мае 1215 года согласился подписать пресловутую Хартию Вольностей, которая со временем превратилась в знамя масонской революции. Для несведующих хочется сказать, что легитимным документом эта Хартия считаться не может, ибо в то время Иоанн Безземельный официально считался вассалом Папы Римского Иннокентия III, который отверг этот псевдо-правовой акт.
Кстати, и последующие Эдуарды Плантагенеты периодически пытались ориентироваться на Британию времён Короля Артура, чувствуя свою неполноценность.
Последним королем из династии Плантагенетов был Ричард II, настолько любивший своего дедушку-гомосека Эдуарда II, что настойчиво требовал у Церкви причисления его к лику святых. Когда это ему не удалось, он уморил себя голодом в 34 года. А его сын Артур (последний Плантагенет по прямой линии, которому так и не удалось поправить Англией), умер от радости, узнав, что его выпускают из Тауэра.
Закончилась династия Плантагенетов, как и предполагалось, кровнородственной бойней - войной между Плантагенетами-Ланкастерами и Плантагенетами-Йорками, Алой и Белой Розами.
Пришедшие на их место Тюдоры, лишь дополнили Чашу гнева Божиего, отколов Англию от Рима. (Уважения достойна только Мария Тюдор - дочь испанской принцессы Екатерины Арагонской - первой и единственной законной жены Генриха VIII-го). Востановить законность английской монархии могли только шотландские львы Стюарты. Но их уничтожили. И Британия окончательно осиротела.
† † †
Террористических актов в Ольстере я не совершал. (Если, конечно, не считать терроризмом уничтожение запасов Гиннесса в Белфасте и окрестностях, а также на морских судах, приписанных к ольстерским портам). Однако, в североирландской тюрьме мне посидеть всё-таки удалось. Это была средневековая тюрьма города Даунпатрика. При входе в тюремный коридор срабатывали фотоэлементы и загробный голос магнитофонной плёнки громогласно объявлял: “Вы признаны виновным в заговоре против короля Англии.” Думаю, что в отношении меня это утверждение было достаточно правдивым. С одной только поправкой - “так называемого, короля Англии”, ибо нисколько не считаю законным королём (или королевой) Англии представителя протестантской Виндзорско-Сакс-Кобург-Готско-Ганноверской династии.
Жаль, что в Британии больше нет того Меча в Камне, который мог вытащить только Истинный Король. А Король Артур всё ещё спит в своей пещере. Впрочем, для Ирландии было бы достаточно одного только Камня - Лиа Фаль, который по легенде вскрикивал, когда на него наступал настоящий ирландский король.
Тюрьму же я покинул не раньше, чем напугал других посетителей пенитенциарного заведения. Дело в том, что в камерах были установлены манекены, изображающие заключённых и стражников. Оказавшись в одной их таких камер, я посидел на соломенном матраце, а затем на корточках стал исследовать каменные стены и пол. Неожиданно выпрямившись, я услышал крик ужаса. Один из посетителей принял меня за оживший манекен.
Впрочем, думаю, что и это не слишком далеко от истины. Не первый и не последний раз я оказывался на Британских островах в роли представителя Средневековья. Возможно даже более средневекового, чем все подкрашенные реставрацией, как старая кокетка, замки Великобритании.
† † †
Начало зимы я встретил в Северной Ирландии. Кроме Белфаста, Ларна, Ньютаунабби и Кэррикфергюса я побывал ещё и в Даунпатрике, где расположены Северо-Ирландское Правительство и Северо-Ирландская Ассамблея. Оказавшись в зале, в котором заседает североирландский парламент, я первым делом выяснил, где сидит Джерри Адамс - лидер Шинн Фейн (и, разумеется, Ирландской Республиканской Армии), и немедленно сел в его кресло на глазах у приставленного к нам от британских спецслужб протестанта-оранжиста.
Не из желания эпатировать. У меня просто не было выбора. Мы могли покинуть этот зал в любую минуту. Помолившись за вождя североирландских католиков, я широко перекрестился и пожелал ему удачи.
Ольстер, или точнее Ульстер, - всегда был родиной воинов. В этом состоит его призвание. А призвание отменить нельзя. Его можно только исполнить. Верю, что Ульстер добьётся воссоединения с Ирландией. Надеюсь, что в Ирландии Ульстер продолжит свою борьбу против еретиков-протестантов. А затем восстановит для ирландского народа, который я искренне люблю, святую ирландскую католическую монархию.
И если этот пример даст той части неожидовлённых англичан, которых едва ли наберётся 10%, мудрость вернуть на английский престол католических Стюартов, я первым восславлю возрождённую Старую Добрую Англию. Но пока её нет, у меня добрых слов для неё найтись не может.
Откровенно говоря, лучшие представители англосаксов тоже находятся в Северной Ирландии. Только в стане врагов - среди оранжистов. Они действительно очень мужественные (хотя и глупые) ребята. Но и они уйдут в прошлое, как ушли “железнобокие” Кромвеля. А их наследники, окончательно разъеденные ядом протестантизма, впустят к себе цветную азиатско-африканскую орду разрушительных варваров, неспособных стать преемниками рухнувшей Британской империи.
Беседуя с одним из таких представителей оранжистов, я сказал ему: “В Северной Ирландии пока мало цветных. Они не любят ехать туда, где стреляют, предпочитая английскую глубинку. Например, в Бирмингеме каждый третий - негр или азиат. Но Бирмингем - сегодня, это Белфаст - завтра.”
И тогда этот ольстерский шотландец ответил мне: “Наш клан живёт здесь 400 лет. И мы хорошо стреляем.”
В тот миг я понял, что война в Северной Ирландии - это шанс для всей Белой Европы. Это школа белых воинов. И эта война не должна прекратиться!
Война в Северной Ирландии воспитывает мужчин. Она воспитывает жён и матерей. Она хранит древнюю европейскую традицию войны!
Пока в Северной Ирландии идёт война, там нет места презренной теплохладности и американоидной сытости!
Пока в Северной Ирландии идёт война, женщины рожают детей, а не делают аборты!
Пока в Северной Ирландии идёт война, там нет места развращённым афро-азиатам!
А потому, да простит меня Джерри Адамс, пусть эта война продолжается до прихода антихриста. В Последней Битве с ним нам понадобятся настоящие воины!
† † †
Как известно, могила Св. Патрика находится, там же, где расположена Северо-Ирландская Ассамблея и Северо-Ирландское Правительство - в Даунпатрике. Мне довелось побывать в нём дважды. Но в первый раз, дабы я осознал свою греховность, Господь не допустил меня до того святого места, где покоится покровитель Ирландии.
Так же было и с крестоносцами в I-й Крестовый Поход, когда они в четверг, после первого штурма Иерусалима не смогли войти в него и, возвращаясь вечером в лагерь, горько сетовали на свои грехи, не позволившие им в тот день вступить в Святой град. Но Господь милосерд. И как крестоносцы после долгого боя с басурманами смогли на следующий день 15 июля 1099 года, в пятницу, в тот самый третий час пополудни, в час смерти Господа нашего Иисуса Христа, вступить в Иерусалим, так и мне, недостойному, Господь по милосердию своему позволил также в пятницу и также в третий час пополудни 1 декабря 2000 года приблизиться к святому месту захоронения Св. Патрика.
Упав на колени перед огромным камнем с латинской надписью PATRICK, я закрыл лицо руками и рыдания сотрясли меня. Они шли откуда-то из самой глубины моего сердца и я не мог их остановить. Я не знаю, что было в них больше - благоговения перед святым местом или сожаления о своих грехах, благодарности за получение такого щедрого дара - поклониться Св. Патрику на святой Ирландской земле - или осознания своей недостойности этого.
Оросив святое место своими слезами, безудержно тёкшими из моих глаз, я поцеловал камень на могиле Св. Патрика и, сняв с себя мой золотой нательный крестик, положил его прямо на крест, вырезанный на камне над именем святого. Вспоминая своё крещение, я помолился и, перекрестившись, вновь надел его на себя.
Этот крестик почти семь лет назад мне привезла из Святой Земли, из Палестины моя мама, которая освятила его для меня в Храме Гроба Господня. Мой же нательный крестик, который я носил до этого, тот, который подарила мне моя бабушка Наталья и который надели на меня в день моего крещения 19 марта 1991 года, совпавшим с днём моего рождения, моя сестра в Великий Пост 1994 года по моей просьбе оставила в Храме Гроба Господня, на том самом месте, куда положили снятого с Креста Иисуса. С этого времени я знаю, что мой крест тоже на Голгофе.
Разумеется, на такое действие я перед этим взял особое благословение у одного францисканского монаха.
Однако, прежде чем подойти к могиле Святого Патрика, я дождался пока вся наша группа, в составе которой я был, удалилась к Собору Св. Патрика, расположенного рядом. А потому мне довелось помолиться в этом святом месте практически одному. Ко мне подошёл было один человек из нашей группы. (Это был единственный, кто, хотя и не сразу, но так же как и я, открыто назвал себя христианином. Только в отличии от меня, католика, он был протестантом.) И тут я оказался свидетелем чуда поклонения Святому Патрику. Встав прямо перед камнем, этот протестант принялся снимать могилу Св. Патрика на камеру и в тот же миг был буквально брошен на колени перед ней, причём с такой силой, что ударился грудью о металлическую надпись возле неё. И всё это абсолютно на ровном месте.
Смирению и благочестию хотел научить Св. Патрик этого человека, называвшего себя христианином. Нельзя начинать посещение такого места с кинокамеры. Сначала надо поклониться святому, к которому ты пришёл. Впрочем, трудно ждать от протестантов правильного отношения к святым, поскольку они отрицают необходимость поклонение им. И пример отношения к Святому Патрику американских протестантов скрыть теперь невозможно. Вместо светлых воспоминаний о посещении этого святого места американские солдаты, квартировавшие здесь во время Второй Мiровой, забирали с собой на память в Америку кощунственно отколотые ими куски от того камня, который лежит на могиле Св. Патрика. На месте последних букв святого имени теперь зияет уродливая выбоина.
Нет способа больше удалиться от Святого Патрика, чем взять с собой осколок, собственноручно отколотый от могильного камня на месте его упокоения.
† † †
Много раз меня спрашивали: “Почему я католик?”. Спрашивали и русские, и иностранцы. Спрашивали и верующие, и неверующие. Их можно понять - в России русскому человеку быть католиком достаточно необычно. Поэтому под вопросом: “Почему я католик?”, обычно подразумевается подвопрос: “Почему я не православный?”. Наверное, именно сейчас я должен ответить на этот сложносоставленный вопрос. Заранее хочу предупредить, что мои слова не следует расценивать как хитрый прозелитский ход. Я лишь перечислю те аргументы, которые послужили для меня решающими при моём воцерковлении. Специально следует отметить, что моё воцерковление в Святой Католической Церкви совпало с обретением той веры, которую по Своему неизреченному милосердию даровал мне Господь.
Предварительно, должен сказать, что у меня есть друзья-католики, которые говорят, что они католики потому, что их дедушка или бабушка были итальянцами, поляками, немцами и т.д. (Кстати, подобное я часто слышал и от православных. Они, мол, православные потому, что они русские.) Однако, подобная логика ведёт к утверждению, что потомок католиков должен быть католиком, потомок православных - православным, потомок мусульман - мусульманином, буддистов - буддистом и т.д. Если бы так рассуждали апостолы, то христиан не было бы вообще. Потому что и греки, и римляне должны были бы оставаться язычниками. Как и кельты, и германцы, и славяне, в том числе и русские.
Кстати, и иудеи также должны были оставаться теми иудеями, какими они стали к приходу Христа, неблагодарными виноградарями.
Мы христиане потому, что верим в Истину. А Истина эта - Иисус Христос. Всё остальное - сор.
Итак. I. Одним из критериев, который представляет (и продолжает представлять) для меня некую само собой разумееющуюся аксиому, был тезис - “всякий раскол - от сатаны”.
И здесь вряд ли можно оспорить тот факт, что во всём мiре не найти такой цельной, “как нешвеный хитон Господа” структуры, какой является Святая Католическая Церковь. Я не буду говорить о протестантизме, погрязшем в безконечных дроблениях. Но и Православная Церковь в этом вопросе далека от совершенства. Строго говоря, нельзя даже говорить о Православной Церкви как о единой Церкви. Я бы скорее предпочёл применять множественное число - Православные Церкви. Множатся они, разумеется, не с такой скоростью как протестантские деноминации. Однако, даже медленное дробление, изначально вызывало у меня законный вопрос: “Почему?”.
Почему первые четыре православные церкви - Константинопольская, Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская - продолжили дробление и довели своё число до 15 автокефальных церквей? Почему любое маломальски самостоятельное государство, имеющее православные традиции, стремится немедленно создать свою собственную православную церковь - Болгарскую, Сербскую, Румынскую, Польскую, Чехословацкую, Кипрскую... а ныне Украинскую, Эстонскую и т.д...? Почему вообще наличие государства является основанием для создания новой православной церкви?
Должна ли после отделения Чехии от Словакии, а Словакии от Чехии разделяться и Чехословацкая Православная Церковь на две автокефальные или нет? Как быть с тем, что на территории одной только Украины имеется уже целых три православных церкви? Как быть с Русской Зарубежной или Русской Катакомбной Церквями? А старостильники и новостильники? А старообрядцы всех толков и согласий? Лично у меня нет ответа на вопрос, чем РПЦ лучше, например, Старообрядческой архиепископии Московской и всея Руси (Белокриницкой иерархии). Если уж православие, то тогда древнее, ортодоксальное. А если предпочитать так называемую “официальную церковь” так называемым “раскольникам”, то тогда уж лучше Святая Католическая Церковь - самая официальная и самая нераскольная Церковь, включающая в себя все обряды: и латинский, и византийский, и маронитский, и халдейский, и сирийский, и армянский, и коптский. Истории известны также и другие обряды, например, мозарабский или ирландский.
Может быть того единства, о котором я говорю, и не должно было быть изначально. И православные церкви представляют именно то единство, которое и должно быть в Церкви Христовой. Но я так не думаю.
Разумеется, история Католической Церкви также знает несколько периодов расколов. Особенно известна Великая Схизма (1378-1417), когда на одном папском престоле сидело сразу два, а то и три папы. Однако, эти расколы (которые также, безусловно, есть следствие воздействия сатаны на умы людей) имеют как минимум два принципиальных отличия от расколов в Православии.
Во-первых, католические расколы временны. А, во-вторых, все католики и во время схизмы, и после неё всегда знали, что настоящий Папа только один - все остальные антипапы.
В Православии же раскол, как правило, завершается признанием новой автокефалии, а также появлением ещё одного главы церкви, патриарха или митрополита.
Расколы же (а точнее отколы) старокатоликов или крайних традиционалистов просто превращают их в религиозных маргиналов.
Таким образом, на мой взгляд, только Католическая Церковь в полной степени подпадает под ту часть Символа Веры, который исповедуют и православные: “Верую во Единую... Церковь”. “Единая” (или “Едина” на церковнославянском языке) означает ничто иное как “Одна”. Точный перевод на современный русский язык звучит как “Верую в Одну... Церковь”, а не в 15, 17, 19... автокефальных.
Разумеется, сюда же я бы добавил и необходимость наличия единого (одного) главы Церкви. Конечно, видимого. Ибо невидимый Глава Церкви - Христос. И мне всегда несколько провокационно хотелось спросить православных: “Если есть епископ, то зачем нужен патриарх? А если патриарх всё-таки нужен, то почему тогда не нужен Папа?”.
И раз уж затронулся вопрос о главе церкви, то не могу не отметить того факта, что на протяжении Синодального периода (1700-1918) Русскую Православную Церковь фактически четыре раза возглавляли женщины: Екатерина I, Анна, Елизаветта и Екатерина II. У меня эти протестантствующие факты русской истории вдохновения никогда не вызывали.
Разумеется, мне известна легенда о “папэссе Иоанне”. Но, во-первых, это действительно всего лишь легенда, появившаяся после длительного периода сильного влияния на пап различных женщин - матерей и любовниц.
Согласен, что это неправильно. Но это не противоестественно. А, во-вторых, даже в легенде, т.н. “папэсса” скрывает свою женскую сущность, а российские императрицы её не скрывали. (Это существенное различие, даже если бы эта легенда была правдой. И вообще, (да простит меня А.П.Победоносцев) я думаю, что неожиданно появившиеся на российском престоле (и во главе церкви) четыре женщины попущены Господом только для того, чтобы показать абсурдность той псевдо-симфонии духовной и светской власти, которая была выдумана Петром I.
II. Второй тезис в некотом смысле связан в первым. Речь идёт о вселенскости Церкви Христовой. На мой взгляд, говорить о вселенскости каждой из православных церквей не слишком убедительно. Православие в целом, конечно, могло бы претендовать на некую вселенскость, но я не уверен, что 15 (17...) православных церквей действительно составляют Единую Православную Церковь. Вселенскость же Католической Церкви как-то вообще не вызывает возражений. (Поэтому обычно православные упирают на наличие латинской ереси, но вселенскость сомнению не подвергается. Но об этом позже.)
По поводу вселенскости у меня также возникают вопросы к Русской Православной Церкви. Достаточно ли чётко православные, принадлежащие к РПЦ, осознают, что термин “kaqolikos” - кафолическая (греч.) или “catholicam” - католическая (лат.) переведён в Символе Веры на церковнославянский язык как “Соборная”? Ведь, если мы хотим передать точный смысл первоначального греческого или латинского слова на современный русский язык, то под понятием “Соборная” мы должны понимать “Вселенская”. Но мне кажется, что именно этого понимания у православных нет и, следовательно, никто и не пытается оценить Православную Церковь в качестве Церкви Вселенской.
Ещё раз хочу повторить, что не пытаюсь давать оценку всему Православию, а лишь печисляю те доводы, которые убеждали лично меня во время моего воцерковления и продолжают убеждать сейчас. Разумеется, я понимаю, что на одной вселенскости далеко не уедешь. Церковь антихриста также будет вселенской. Но сатана есть “обезьяна Бога”, он будет лишь копировать Церковь Христа. Однако, чтобы скопировать нечто, надо, чтобы оригинал имел это качество.
III. Третий довод касается сложного вопроса развития Церковного учения. Мне всегда была непонятна позиция Православной Церкви. Почему до 787 года Церковь могла развиваться, а после него нет? Что такого произошло в 787 году, что вдруг сразу закончились и Вселенские Соборы и определение новых догматов? Да, в этом году состоялся VII-й Вселенский (II-й Никейский) Собор, осудивший иконоборчество и утвердивший определение о почитании икон и креста. Но разве позже Церкви Христовой не было нужды в созыве Вселенских Соборов? Разве прекратилось появление ересей? Разве отпала необходимость определять Истину?
Разумеется, определение новых догматов - не самоцель. До тех пор пока никто не спорил о том, является Дева Мария Богородицей или нет, не было нужды провозглашать соответствующий догмат (см. III-й Вселенский Собор). До тех пор пока никто не спорил каким образом соединены в Иисусе Христе Божественное и Человеческое начала, в данном догмате не было необходимости (см. IV-й Вселенский Собор). Но как только начинались споры и разногласия, а, следовательно, и реальная возможность для части христиан впасть в ересь и погубить свою безсмертную душу, Церковь собиралась на Собор, определяла, что есть Истина и провозглашала её в качестве догмата - обязательного для спасения души положения вероучения. Почему же прекратилась эта первохристианская практика в Православных Церквях? Католическая же продолжала её, осуждая ереси и провозглашая догматы. Видимо, потому что боятся потерять то, что имеют, как потеряли протестанты.
Обличая “латинян” в том, что они посмели прибавить нечто к Никео-Константинопольскому Символу Веры вопреки соборному запрету что-либо прибавлять к нему, обычно забывается, что подобный запрет существовал и по отношению к предыдущему Никейскому Символу Веры. Однако Никейский запрет был с успехом преодолён на последующем Соборе. Т.е. спорить следует не о запретах, а о том соответствует ли это т.н. “прибавление” Истине или нет. Иначе мы отметём всё Священное Предание и в том числе все решения Соборов, поскольку все они “прибавляют” нечто к Священному Писанию. Собственно какие книги следует включать в состав Ветхого и Нового Завета тоже решалось на Соборах.
Иногда православные возражают, говоря, что Вселенский Собор действительно может определять новые догматы, (в том числе дополнять Символ Веры), но вот Папа Римский такой власти не имеет.
Однако, с этим согласиться никак нельзя. Папа - есть преемник Апостола Петра, а Апостол Пётр безо всякого Собора устанавливал новые догматы. Например: о необходимости апостольского преемства (Деян. I, 15-22), о призвании язычников быть членами Церкви Христовой (Деян. X, XI, 1-18), о необязательности для христан соблюдения обрядовых правил Ветхого Завета (Деян. XV, 7-14) и т.д.
А то, что Папы Римские есть преемники Петра вряд ли кто будет оспаривать. (Хотя находились и такие.) Ведь и на Вселенских Соборах, например, о Папе Римском Св. Льве Великом провозглашали: “Анафема тому, кто не так верует! Петр через Льва так вещал.”.
Мне могут сказать: “О, если бы все Папы были такие как Апостол Пётр или Святой Лев Великий!” Что ж, я и сам бы хотел сказать тоже самое: “О, если бы...”. Вот только те Папы, которые не были на них похожи, Провидением Божиим, никаких догматов и не провозглашали.
Кроме того, хочу напомнить, что наша вера покоится не на Папах Римских, а на Господе нашем Иисусе Христе. А Господь просто доверил Папе пасти агнцев своих на земле, дав обетование наставлять братьев своих в вере.
Некоторая критика Православия, которую можно обнаружить на этих страницах, вызвана, как говорится, “требованием жанра” или, точнее, требованием того вопроса, который я пытался осветить. А именно - необходимостью изложить причины моего воцерковления именно в Святой Католической Церкви. Однако никакого осуждения Православия я ни в коей мере делать не собираюсь, ибо любое осуждение Православия как такового есть самоосуждение.
Для меня любая Православная Церковь, есть та же Католическая Церковь, но только до 879 года, когда состоялся, так называемый, V-й Константинопольский Собор, якобы отменивший решения VIII-го Вселенского (IV-го Константинопольского) Собора. Но разве не было спасительным вероучение Церкви до принятия тех догматов, которые ныне вроде бы нас разделяют? Первым христианам вообще было достаточно веровать лишь в три догмата: Боговоплощение, Боговоскресение и Богоискупление. Христианам IV-го или VII-го веков определялось веровать в немного более сложное (хотя и не новое, а лишь более подробно развитое) учение. И так далее.
Того, во что веруют православные, вполне достаточно для спасения. Имеются в Православных Церквях и необходимые 7 таинств, а также апостольская преемственность. Но лично для меня покинуть Святую Католическую Церковь и придти, например, в Русскую Православную означает истоптать жемчуг и бисер подобно свинье из евангельской притчи. То, что некоторые православные называют “новшествами” и “прибавлениями” для меня есть “Сокровища Веры”. Кто, имея нечто ценное, выбросит его на попрание или начнёт попирать сам?
Для меня отказаться от “Filioque”, означает то же самое, что для православного отказаться от “Patre”. Посмеет ли какой православный сказать, что Дух Святой от Отца не исходит? Нет. Для него это Сокровище Веры. Сокровище это и для меня. Но таким же Сокровищем Веры является догмат об исхождении Духа Святого “и от Сына”.
Догмат не есть абстрактная истина, он обязательно имеет реальное, живое проявление в повседневной жизни. Догматы - есть свет, помогающий нам идти по жизни, исполняя Божественное призвание. И как бы мне не была дорога прелесть утреннего рассвета Православия, я не променяю на него блеск солнечного полдня Католицизма. Поэтому я католик.
И всё же, когда на меня начинают “наезжать” православные, а я не имею особого желания спорить, то обычно отвечаю гораздо проще. Например:
“Моё католичество - это моё личное православное юродство Христа ради”.
И всё.
Однако, пожалуй, стоит закончить мой короткий “Drang nah Osten” и вернутся на крайний Запад Европы.
† † †
В Северной Ирландии меня постоянно преследовало желание съездить в Ирландскую Республику. Каких-нибудь полтора-два часа и я в Монагане. Границы между Ирландией и Великобританией практически нет. Да и какие могут быть границы, если любой гражданин Ирландской Республики, даже не приобретая подданство британской короны, имеет право служить в британской полиции в Ольстере. Впрочем, ирландцы не спешат воспользоваться этим правом. До настоящего времени не было ещё ни одного подобного случая. Оно и понятно: ирландцу-католику служить в британской полиции равнозначно измене, а потому британская полиция сплошь протестантская. Католики-англичане встречаются только в Британской армии. А война продолжается независимо от тех договорённостей, на которые время от времени идут обе стороны. Последнее соглашение Доброй Пятницы (The Good Friday) 1999-го года привело только к повышению уровня насилия в семье, о чём мне поведали в Центре конфликтологии.
Я был в том зале, где подписывали это историческое соглашение и задал представителю британских спецслужб только один вопрос:
“Кого больше всего не устраивает мир в Северной Ирландии?”
Потупившись, этот офицер полиции признал, что против Соглашения Доброй Пятницы наиболее активно возражают протестанты-оранжисты. А ведь до этого он в основном описывал кровожадность ирландцев-католиков.
Разумеется, я понимал причину такого неприятия протестантами Соглашения Доброй Пятницы. Предлагаемая Соглашением схема взаимоотношений предполагает, не только создание собственных органов государственной власти в Ольстере, но и, в последующем, через референдум, допускает возможность соединения Северной Ирландии с Ирландской Республикой.
Протестанты расценивают такую возможность как предательство. Ибо то обстоятельство, что количество детей в католических семьях, как правило, превышает количество детей в семьях протестантов, очень скоро может сделать католическое меньшинство католическим большинством. (Кстати, в Германии, как я слышал, этот перевес католиков над протестантами только за счёт демографии уже достигнут.)
Откровенно говоря, ольстерских ирландцев-католиков Соглашение Доброй Пятницы тоже устраивает лишь постольку, поскольку оно считается одним из этапов обретения независимости.
Меня могуть упрекнуть в излишней воинственности. Но это неправда. Наоборот, я чересчур миролюбив. Обвиняя, например, католиков в резне учинённой ими во время Варфоломеевской ночи, современные гуманисты, сильно бы удивились, если бы побеседовали с одним из “бедных” гугенотов. И католики, и протестанты защищали то, во что они верили. И те, и другие были готовы пролить не только кровь друг друга, но и свою собственную. А потому у католиков и протестантов эпохи Религиозных войн гораздо больше общего между собой, чем с теплохладными, гнусными, ни во что не верящими и ни за что не готовыми отдать свои никчёмные жизни, современными гуманистами.
Цель и смысл жизни - Бог. И всякий отвергающий это, всякий, ставящий на место Бога человека, всякий ставящий на место Творца тварь, впадает в грех идолопоклонства.
Что такое гуманизм? Это превращение человека в меру всех вещей, скатывание на животный уровень. В этой связи, неслучайно появление теории происхождения человека от обезьяны. В этом коренное отличие христиан от гуманистов. Христиане - сыны Бога, гуманисты - помёт обезьяны.
Известно, что ересь гуманизма возникла в Эпоху Возрождения. Известно также, что Эпоха Возрождения есть Эпоха Возрождения язычества. Но она не закончилась. Это был лишь её первый этап. Второй этап начался во время Великой (своими злодеяниями) французской революции 1789-1794 годов. Он привёл к возрождению языческих культов, колдовства и сатанизма. Ныне идёт уже третий этап. Идол гуманизма требует человеческих жертв! Красное Колесо жидо-коммунистов и безконечные бомбардировки мирных жителей жидо-демократами во имя человеколюбия и есть те кровавые жертвоприношения, которые требует себе Молох.
Так гуманизм становится сатанизмом. Это главный вывод Второго тысячелетия.
† † †
Попасть в Ирландскую Республику я так и не смог, но немного поездить по Северной Ирландии самостоятельно мне всё-таки удалось. В первую очередь к Ирландскому морю. Раньше, мне казалось, что Белфаст находится на берегу моря. На самом деле до моря надо было ещё ехать и ехать. На автобусе. И я поехал. В городок Ньютаунабби. По карте это был ближайший город к северу от Белфаста, который стоял на берегу моря. Но это опять же только по карте. На самом деле он как и Белфаст был расположен достаточно далеко от моря. По крайней мере от автобусной остановки, как мне объяснили, до него добраться было нельзя.
Переговорив с водителем автобуса на моём трезвом, а потому ломаном английском, я понял, что в Ньютаунабби моря нет. Собственно уже это было подвигом, поскольку местный ирландский диалект английского не всегда понимали даже переводчики. Когда же водитель узнал, что мне нужно, он начал долго объяснять, что я должен сделать, чтобы оказаться у моря. И первое - это вернуться в Белфаст только уже на другой автовокзал.
Возможно в какой-нибудь другой стране этим дело и ограничилось бы. Но только не в Ирландии. Мой водитель-ирландец связался по рации с другим водителем, чтобы тот не уезжал, не дождавшись меня; и сделав крюк, довёз меня до нужного места. Я, поблагодарив водителя, пересел на другой автобус и он доставил меня в Белфаст, не взяв при этом с меня ни пенни. Там я сел на третий автобус и он благополучно привёз меня в Кэррикфергюс, где, собственно, я был накануне (но по другому поводу), и к морю подойти тогда не мог. Часы в это время показывали 21.00. по Гринвичу.
Ирландское море было прекрасным. Чёрная мерцающая вода с шумом накатывалась на пологий песчанно-каменистый берег. Ударяясь об острые чёрный скалы, торчавшие то тут, то там, волны вспенивались и откатывались назад. Дул северо-восточный пронизывающий ветер. Шёл первый день зимы. Я опустил руки в накатившую волну благословенного Ирландского моря. Поцеловав солёную воду, я словно причастился той вечности, которую олицетворяет океан.
Вечности. Но какой? Вечности блаженства или вечности страдания? Когда море стало солёным? Неужели Господь сотворил его таковым изначально? Не верю. Оно стало солёным после Всемiрного потопа. От слёз, крови и пота утонувших в нём людей и зверей. Но были ли то слёзы покаяния? Была ли то кровь искупления? Был ли то пот послушания?
Для кого-то да, а для кого-то нет. Но шанс был у каждого. А потому океан, как и почти всё под безучастной луной, есть смесь благословения и проклятия. Но для чистого, всё чисто. Нечистое же выходит вон.
И я стоял и смотрел прямо в разверстый зев слившихся воедино чёрного моря и чёрного неба. Острые скалы торчали из воды словно клыки неведомого морского чудовища. Но если Бог с нами, кто против нас? И чудовище развеялось солёным ветром атлантических брызг. Так же развеется море и После Страшного Суда, на новой земле под новыми небесами.
Я повернулся направо. Прямо передо мной высилась громада замка Кэррикфергюс. Воздвигнутый на чёрной скале, он молча пронизывал своим древним взглядом ночную мглу. Когда-то с этого места началось завоевание Ирландии. Верю, что отсюда начнётся и её Реконкиста.
Я поднял изъеденный морем камень, зная, что на рассвете, как это описано в древних ирландских сагах, он превратится в серебрянный самородок. Так и произошло. Этот камень стал частью моего Рождественнского вертепа, в котором две тысячи лет назад родилось Солнце Правды. И, достав из кармана бутылочку северо-ирландского виски Bushmills, я отхлебнул из неё за возвращение истинного короля Ирландии.
Ворота замка были закрыты. Однако, та крутая дорога, которая поднималась к ним была в моём распоряжении и я медленно поднялся по ней. В ту первую зимнюю ночь последнего года второго тысячелетия я чувствовал себя гонцом, доставляющим первым рыцарям древней Европы некое послание. Но как и настоящий гонец, я не был ознакомлен с его содержанием. Впрочем самое сокровенное я должен был передать на словах:
“Ѕeo libh canaig amhran na bhFiann.” (Прим. Crow "Давайте вместе споём песню воинов" (гэльск.)- строка Ирландского гимна)
- Cén t-ainm atá ort?
- Beag glas Sinus is ainm atá orm.