Что такое Самайн
Добавлено: Вт окт 30, 2012 5:53 pm
Самайн – что это такое
Начнем с самого слова.
В современном ирландском оно пишется Samhain, читается - "саунь". Замечательное слово «Самхейн» - это как «тхе тэйбл» - от безграмотности. Но советская кельтология – это такая особая среда с особыми правилами, и в ней сложилось собственное произношение этого слова «Самайн», принятое официально. Возникло оно от древнего написания этого слова Samain, хотя читалось оно «савань».
Не думайте, что это от безграмотности самих советских кельтологов. Советская кельтология – лучшая кельтология в мире, и это как ни странно так. У нас больше всего специалистов было и филологов. А преподаватели МГУ получали свое образование за границей. В частности мой преподаватель, господин Зотов О.А. учился в ирландском университете и много лет работал в Ирландии и Британии.
Само слово samain обозначает «собрание», «сход».
Когда празднуется Самайн
Традиционно, он празднуется в ночь на 1 ноября. Но у самих древних кельтов правила празднования были различны. Кто-то праздновал в ночь 1-го ноября, кто-то в ближайшее к 1-му ноября новолунию, кто-то в день возвращения скота с пастбища и т.д.
В Древней Ирландии праздновался Самайн семь дней, начиная за три дня до 1-го ноября.
Что же такое Самайн
Прежде, чем рассказывать, хочу обратить ваше внимание, что Самайн – Самайну рознь. Поэтому надо Самайны классифицировать.
1. Самайн – праздник древних кельтов и других индо-европейских народов.
2. Самайн – викканский праздник (и именно в этом смысле он так популярен).
3. Самайн – современный праздник Хеллоуин, но с более продвинутым названием.
В этих трех смыслах Самайн несет совершенно разный смысл. Начнем по порядку.
1. Что такое Самайн у древних народов
Самайн – один из главных праздников у древних кельтов, знаменует начало «Темной половины года». У многих кельтских племен 1 ноября – еще и начало нового года. Т.е. Новый год.
Бытовой смысл праздника
Поскольку основы Самайна были заложены в скотоводческий период, то он в бытовом плане связан окончанием пастбищного сезона. В конце октября стада, пасущиеся по различным зеленым лужайкам, собирали в одно большое стадо и возвращали поближе к теплым людским жилищам. А с ними возвращались и пастухи, которые в то время были хорошо вооруженными воинами.
На Самайн короли, вожди и весь народ собирались в одном месте, например, в легендарной Таре. Король давал пышные пиры для всех людей. Как и у нас, нажраться и напиться на Новый год, было обязательным. Люди верили, что чем больше съешь, тем изобильнее будет год.
На Самайн проводились всяческие игры и соревнования, а так же выяснение прежних ссор с помощью поединков и прилюдного мордобития.
На Самайн королю было принято приносить дары. А так же это был срок уплаты долгов.
К Самайну непременно тщательно убирали дом, чистили очаг. Для умерших оставляли еду и питье.
Отдельно хочется сказать о известных отрубленных головах, слава которых перешла позднее к тыкве.
На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, но отнюдь не с целью испугать умерших. Кельты считали, что умершие предки хранят и защищают их.
Головы убитых врагов должны были отпугивать нечисть – всяких страшных сущностей, которых было в избытке в кельтской мифологии, и которая, конечно, отовсюду выползала в эту ночь.
По этой же причине в Самайн был запрещен секс, так как вместо человеческой души может подселиться какая-нибудь демоническая гадость. И людей, рожденных девять месяцев спустя – 1 августа, опасались.
Кстати, и роды в Самайн тоже не одобрялись. И по двум причинам. Во-первых, по вышеприведенной причине, в момент родов мало ли кто заберется в тело младенца. Во-вторых, рожденные 1-го ноября считались зачатыми 1-го февраля, а это день Богини Бригиты, богини-девы, день чистоты и непорочности, когда нельзя опять же заниматься сексом.
Идейный смысл Самайна
Само понятие Самайн обозначает некое священное время - время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. Это праздник верховного божества, представляющего Тьму и Свет.
Первоначальная суть Самайна - в общении людей с богами и другими существами из Иного Мира. Самайн - день поклонения богам. О том, кому именно поклонялись и приносились жертвы в эти дни, у кельтологов существуют разные версии, но все они сводятся в той или иной мере к богам.
Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Имеется в виду, что не выяснена историками, поскольку современные нео-друиды намедитировали целые тома.
Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. В ночь повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами.
Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Шествие с факелами вокруг домов, вокруг пастбищ и т.д. очищало и защищало. Дома окуривались дымом, больных подносили к кострам, чтобы на них попал дым, животных проводили между двумя кострами. Золу от священных костров растворяли в воде, и такая вода считалась целебной. Головешки из костров считались оберегами.
На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусочек. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.
2. Самайн – викканский праздник
И не только викканский, но и вообще праздник, популярный во многих современных магических традициях и языческих верованиях.
А поскольку их довольно много, то можно вынести только некоторые общие черты.
В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, вырываются на свободу силы хаоса и мощная магическая энергия. Облегчается доступ к различным информационным полям и сущностям, от богов до демонов.
Общие черты Самайна: ритуальный огонь, ритуальный пирог, некий религиозно-магический ритуал, ритуальный пир.
Например, друиды (вернее, нео-друиды) стараются следовать древним кельтским традициям. Но поскольку многие современные нео-друиды плохо образованы и ничего не знают о кельтских традициях, то, хм, там такого маразма можно встретить, что у кельтологов волосы дыбом становятся. Оговорюсь, что это не про всех нео-друидов. Про многих
По сути для многих магических традиций Самайн – это День Силы, и в этот день проводят различные ритуалы. Для язычества – это день более легкого контакта с их богами и духами.
Обращу так же ваше внимание, что для многих людей Самайн – это важный религиозный праздник, и все это мракобесие с тыквами и костюмами их коробит примерно так же, как если бы высмеивалось православное Рождество.
Многие, кто будет копать в этом направлении глубже, встретят еще упоминание ритуала вызова Дикой Охоты и всяких жертвоприношений. И то и другое весьма распространено, но не буду в эту тему углубляться, так как думаю, здесь это мало кому интересно.
Я весьма упростила описание этого праздника, потому что эта статья пишется не для какого-нибудь эзотерического сайта, и здесь важно просто обозначить смысл праздника, не вникая в его особенности.
3. Самайн в христианский период. Современный Самайн
Как и большинство языческих праздников Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows' Day), который отмечается 1-го ноября.
Заметьте, что Хеллоуин - Halloween – это канун Дня Всех Святых, вечер 31 октября, и церковным праздником не является.
Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Сначала он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.
В более поздние времена, когда в сознании людей языческие боги и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками.
В итоге смысл Самайн вывернули наизнанку.
В ночь Самайн не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хеллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла. Так же среди тех, кого добрые христиане опасались в Самайн, были и духи кельтов-язычников, вернувшиеся в наш мир, видимо, с какими-то коварными целями.
Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку привезены из Америки.
Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками.
Дети, наряжаясь ряженными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги.
Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания из Иного Мира.
В итоге Самайн превратился в Хеллоуин, а с упадком веры, как старой веры предков, так и христианской веры, этот день превратился в то, что мы видим в московских кабаках. Впрочем, скажу в защиту москвичей, что в большинстве своем, они не католики, и потому это мракобесие для них никак не связано с верой, а просто повод хорошо повеселиться.
Начнем с самого слова.
В современном ирландском оно пишется Samhain, читается - "саунь". Замечательное слово «Самхейн» - это как «тхе тэйбл» - от безграмотности. Но советская кельтология – это такая особая среда с особыми правилами, и в ней сложилось собственное произношение этого слова «Самайн», принятое официально. Возникло оно от древнего написания этого слова Samain, хотя читалось оно «савань».
Не думайте, что это от безграмотности самих советских кельтологов. Советская кельтология – лучшая кельтология в мире, и это как ни странно так. У нас больше всего специалистов было и филологов. А преподаватели МГУ получали свое образование за границей. В частности мой преподаватель, господин Зотов О.А. учился в ирландском университете и много лет работал в Ирландии и Британии.
Само слово samain обозначает «собрание», «сход».
Когда празднуется Самайн
Традиционно, он празднуется в ночь на 1 ноября. Но у самих древних кельтов правила празднования были различны. Кто-то праздновал в ночь 1-го ноября, кто-то в ближайшее к 1-му ноября новолунию, кто-то в день возвращения скота с пастбища и т.д.
В Древней Ирландии праздновался Самайн семь дней, начиная за три дня до 1-го ноября.
Что же такое Самайн
Прежде, чем рассказывать, хочу обратить ваше внимание, что Самайн – Самайну рознь. Поэтому надо Самайны классифицировать.
1. Самайн – праздник древних кельтов и других индо-европейских народов.
2. Самайн – викканский праздник (и именно в этом смысле он так популярен).
3. Самайн – современный праздник Хеллоуин, но с более продвинутым названием.
В этих трех смыслах Самайн несет совершенно разный смысл. Начнем по порядку.
1. Что такое Самайн у древних народов
Самайн – один из главных праздников у древних кельтов, знаменует начало «Темной половины года». У многих кельтских племен 1 ноября – еще и начало нового года. Т.е. Новый год.
Бытовой смысл праздника
Поскольку основы Самайна были заложены в скотоводческий период, то он в бытовом плане связан окончанием пастбищного сезона. В конце октября стада, пасущиеся по различным зеленым лужайкам, собирали в одно большое стадо и возвращали поближе к теплым людским жилищам. А с ними возвращались и пастухи, которые в то время были хорошо вооруженными воинами.
На Самайн короли, вожди и весь народ собирались в одном месте, например, в легендарной Таре. Король давал пышные пиры для всех людей. Как и у нас, нажраться и напиться на Новый год, было обязательным. Люди верили, что чем больше съешь, тем изобильнее будет год.
На Самайн проводились всяческие игры и соревнования, а так же выяснение прежних ссор с помощью поединков и прилюдного мордобития.
На Самайн королю было принято приносить дары. А так же это был срок уплаты долгов.
К Самайну непременно тщательно убирали дом, чистили очаг. Для умерших оставляли еду и питье.
Отдельно хочется сказать о известных отрубленных головах, слава которых перешла позднее к тыкве.
На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, но отнюдь не с целью испугать умерших. Кельты считали, что умершие предки хранят и защищают их.
Головы убитых врагов должны были отпугивать нечисть – всяких страшных сущностей, которых было в избытке в кельтской мифологии, и которая, конечно, отовсюду выползала в эту ночь.
По этой же причине в Самайн был запрещен секс, так как вместо человеческой души может подселиться какая-нибудь демоническая гадость. И людей, рожденных девять месяцев спустя – 1 августа, опасались.
Кстати, и роды в Самайн тоже не одобрялись. И по двум причинам. Во-первых, по вышеприведенной причине, в момент родов мало ли кто заберется в тело младенца. Во-вторых, рожденные 1-го ноября считались зачатыми 1-го февраля, а это день Богини Бригиты, богини-девы, день чистоты и непорочности, когда нельзя опять же заниматься сексом.
Идейный смысл Самайна
Само понятие Самайн обозначает некое священное время - время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. Это праздник верховного божества, представляющего Тьму и Свет.
Первоначальная суть Самайна - в общении людей с богами и другими существами из Иного Мира. Самайн - день поклонения богам. О том, кому именно поклонялись и приносились жертвы в эти дни, у кельтологов существуют разные версии, но все они сводятся в той или иной мере к богам.
Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Имеется в виду, что не выяснена историками, поскольку современные нео-друиды намедитировали целые тома.
Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. В ночь повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами.
Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.
Шествие с факелами вокруг домов, вокруг пастбищ и т.д. очищало и защищало. Дома окуривались дымом, больных подносили к кострам, чтобы на них попал дым, животных проводили между двумя кострами. Золу от священных костров растворяли в воде, и такая вода считалась целебной. Головешки из костров считались оберегами.
На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусочек. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.
2. Самайн – викканский праздник
И не только викканский, но и вообще праздник, популярный во многих современных магических традициях и языческих верованиях.
А поскольку их довольно много, то можно вынести только некоторые общие черты.
В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, вырываются на свободу силы хаоса и мощная магическая энергия. Облегчается доступ к различным информационным полям и сущностям, от богов до демонов.
Общие черты Самайна: ритуальный огонь, ритуальный пирог, некий религиозно-магический ритуал, ритуальный пир.
Например, друиды (вернее, нео-друиды) стараются следовать древним кельтским традициям. Но поскольку многие современные нео-друиды плохо образованы и ничего не знают о кельтских традициях, то, хм, там такого маразма можно встретить, что у кельтологов волосы дыбом становятся. Оговорюсь, что это не про всех нео-друидов. Про многих
По сути для многих магических традиций Самайн – это День Силы, и в этот день проводят различные ритуалы. Для язычества – это день более легкого контакта с их богами и духами.
Обращу так же ваше внимание, что для многих людей Самайн – это важный религиозный праздник, и все это мракобесие с тыквами и костюмами их коробит примерно так же, как если бы высмеивалось православное Рождество.
Многие, кто будет копать в этом направлении глубже, встретят еще упоминание ритуала вызова Дикой Охоты и всяких жертвоприношений. И то и другое весьма распространено, но не буду в эту тему углубляться, так как думаю, здесь это мало кому интересно.
Я весьма упростила описание этого праздника, потому что эта статья пишется не для какого-нибудь эзотерического сайта, и здесь важно просто обозначить смысл праздника, не вникая в его особенности.
3. Самайн в христианский период. Современный Самайн
Как и большинство языческих праздников Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows' Day), который отмечается 1-го ноября.
Заметьте, что Хеллоуин - Halloween – это канун Дня Всех Святых, вечер 31 октября, и церковным праздником не является.
Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Сначала он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.
В более поздние времена, когда в сознании людей языческие боги и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками.
В итоге смысл Самайн вывернули наизнанку.
В ночь Самайн не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хеллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла. Так же среди тех, кого добрые христиане опасались в Самайн, были и духи кельтов-язычников, вернувшиеся в наш мир, видимо, с какими-то коварными целями.
Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку привезены из Америки.
Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками.
Дети, наряжаясь ряженными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги.
Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания из Иного Мира.
В итоге Самайн превратился в Хеллоуин, а с упадком веры, как старой веры предков, так и христианской веры, этот день превратился в то, что мы видим в московских кабаках. Впрочем, скажу в защиту москвичей, что в большинстве своем, они не католики, и потому это мракобесие для них никак не связано с верой, а просто повод хорошо повеселиться.