Ранняя история Британских островов
Первым населением Британских островов было неиндоевропейское племя иберийцев, по уровню материальной культуры относящееся к неолиту (позднему каменному веку). Следующими поселенцами были кельты – индоевропейские племена, поселившиеся в Британии в VII в. до н. э. – бритты и гаэлы.
Кельтские языки делятся на две основные группы – галло-бретонскую и гаэльскую. На галльском языке говорило население Галлии (территория современной Франции); британские языки подразделяются на а) бретонский, сохранившийся до нашего времени в Бретани (север Франции); б) корнский, вымерший к началу 19 в., – язык населения Корнуолла; в) валлийский, на котором говорят жители Уэльса – валлийцы. В гаэльскую группу входят а) язык горной Шотландии (Erse), б) ирландский и в) мэнкский (Manx), на котором говорили на острове Мэн в Ирландском море до 1970-х гг. [В настоящее время националистические организации Корнуолла и острова Мэн возродили традицию общения на корнском и мэнкском языках].
У бриттов и гаэлов существовал родовой строй, но намечался уже переход к королевской власти. Письменности у кельтов этого периода не было. Кельтами были построены первые города Британии, являвшиеся, в сущности, огороженными деревушками.
Римляне знали о британских кельтах из рассказа Питеаса. Первое непосредственное соприкосновение с ними относится к I в. до н. э.
В 55 г. до н. э. Юлий Цезарь, завоевавший к этому времени Галлию, предпринял поход на Британские острова. Этот первый поход не увенчался успехом, но в следующем – 54 г. до н. э. – ему удалось добиться успехов, обложить кельтов данью и взять заложников. Начиная с этого времени и до 80 гг. I в. н. э. римляне все глубже проникали внутрь страны. Границы римского владычества проходили вдоль римского вала, построенного южнее горной Шотландии; Уэльс также оставался вне римского управления. Римляне построили в стране дороги; римские военные поселения впоследствии стали городами. Это – все те города, которые содержат в своем названии второй элемент, происходящий от латинского castra «военный лагерь»: Lancaster (Ланкастер), Manchester (Манчестер), Chester (Честер), Rochester (Рочестер), Leicester (Лайкастер) и др.
В это время были также заимствованы слова street «дорога» из лат. via strata «мощёная дорога» и weall «стена» из лат. vallum «вал».
Городское население было, видимо, в значительной степени романизировано; вряд ли романизация охватила сельское население.
Наиболее серьезное известной нам попыткой сопротивления со стороны кельтов было восстание, поднятое королевой Боадицеей в 60 г. н. э. и закончившееся разгромом кельтов.
Римское владычество в Британии продолжалось до начала V в. н. э. В начале V в. Рим оказался под угрозой нападения германских племен – готов, возглавляемых Аларихом; внутренние экономические и политические противоречия, сопровождавшие распад рабовладельческого строя, подтачивали его изнутри. Рим оказался не в состоянии управлять своими дальними колониями. В 408 г. римские легионы ушли из Британии, а в 410 г. Рим пал под натиском германских варварских племен.
Завоевание Британии германцами
После ухода римских легионов, несших военную охрану Британии, бритты остались фактически незащищенными от внешних врагов. Этих врагов было много: пикты, скотты (жившие в непокоренной части островов и в Ирландии и говорившие на одном из кельтских наречий), а также северогерманские ингвеонские племена. Именно захват Британии этими германскими племенами – англами, саксами, фризами и ютами – оказался решающим для ее дальнейшей судьбы.
Согласно преданию, завоевание Британии германцами началось в середине V в. Подробности этого завоевания нам неизвестны. Никаких письменных свидетельств от этого времени не сохранилось: римско-кельтская культура была разгромлена, а завоеватели-германцы находились на значительно более низкой ступени культурного развития. Не совсем ясна и судьба самих бриттов; предполагается, что часть их ушла в горы Уэльса, а другая часть – на полуостров Арморика (на континенте), который стал называться Бретанью.
К концу VI в. германцы окончательно осели на всей территории Британии за исключением горных районов: Шотландии, Уэльса и Корнуолла. Германские племена расселились следующим образом: англы заняли наибольшую часть территории – от границы Шотландии до долины Темзы; саксы расселились по долине Темзы и к югу от нее; юты осели в юго-восточной части острова, которая с тех пор и до нашего времени носит название Кента. Неясна судьба фризов, несомненно, участвовавших в нашествии на Британию. Лингвистические данные указывают на наличие в древнеанглийском фризских элементов, однако фризы не образовали отдельного государства. Вернее всего, они смешались с саксами и ютами.
Германцы образовали семь королевств; это были (считая с севера на юг): Нортумбрия, состоявшая из двух частей – Берникии и Дейры, в центральной части – Мерсия и к востоку от неё – Восточная Англия, к югу – Эссекс, Суссекс и Уэссекс и на юго-востоке – Кент. Эти семь государств в дальнейшем объединились в четыре основных королевства – Нортумбрию, Мерсию, Уэссекс и Кент, в границах которых образовались четыре диалекта: нортумбрийский, мерсийский, уэссекский и кентский. Таким образом, мы видим, что племенной принцип был нарушен после переселения германцев в Британию: одно племя – англы – образовало два государства – Нортумбрию и Мерсию; соответственно, нортумбрийский и мерсийский диалекты представляли собою продолжение и разветвление племенного диалекта англов в новых условиях территориально ограниченных варварских королевств. С другой стороны, фризы как племя совершенно исчезли, не образовав особого государства, и, соответственно, среди древнеанглийских диалектов мы не находим фризского. Иначе говоря, дальнейшее развитие диалектов происходит в территориальных рамках; племенной принцип заменяется территориальным; развитие диалекта определяется границами государства, в котором на нём говорят.
Кельтские диалекты того времени не оказали существенного влияния на язык победителей.