Sarmat писал(а):Латенский меч из некрополя Неаполя Скифского (недалеко от Симферополя), скорее всего, галатский импорт. Там ещё был явно поздне-латенский шлем типа "Ново Место", и другие кельтские артефакты. Но самО захоронение явно поздне-скифское по всем признакам - в этом практически все археологи сходятся во мнении.
Шлем из Бойко-Понуры тоже был из некельтской, а сиракской могилы, естественно.
Вот это уже похоже на правду.
Ну не указывает никто из античников на вторжения галатов в Северное Причерноморье. Бастарны - другое дело, но это не галаты...
Кубанский археолог Марченко, крупный авторитет по ранним сарматам (сиракам), уверенно датирует этот шлем 2-м веком до н.э., а вероятнее всего, даже более ранним временем, т.к. сам комплекс Бойко-Понура датируется серединой 2-го века до н.э. - временем деяний сарматского (сиракского?) "царя" Гатала. В это время савроматы-сираки принимали активное участие в разборках мелких эллинистических царьков в Малой Азии, где, несомненно, сталкивались с галатами. И именно оттуда, скорее всего, и происходит этот шлем. Что интересно, этому типу шлема нет ТОЧНЫХ аналогий! Он некоторыми элементами декора походит на поздне-латенские, балканские по месту находок, кельтские шлемы типа "Ново Место", которые обычно связывают с таврисками или скордисками, иногда даже бастарнами.
Со стороны напомнило галльский "имперский" шлем, но покрупнее бы посмотреть.
По поводу же датировки - смущает наличие ребра жесткости и странный назатыльник... Если вязать с галлами - то это I - максимум, рубеж II и I вв. до н.э.
У галатов эпохи эллинизма я вообще такого не встречал.
К сожалению, артефактов, которые бесспорно можно связать с галатами, практически нет. Почти всё, что мы сейчас можем назвать "галатским оружием" - это рельефы из храма Афины Никефоры в Пергаме. А скорее всего именно в Галатии и должны были бы, по логике вещей, появиться самобытные предметы, и даже НОВЫЕ стили, в вооружении - там, с одной стороны, сохранялись тесные и постоянные связи различного характера с кельто-латенским миром Балканских племён, с другой - влияние окружавшего галатов мира эллинистической культуры, и, наконец, с третей стороны, "ветер с Востока" - Парфянское царство.
Все же, эллинистический стиль должен был воздоминировать - ибо связь с латенизированными Балканами довольно скоро пресеклась.
Парфяне же заявили о себе позже "изоляции" галатов соседями, научившимися с ними бороться - да и потом, еще живы были Селевкиды, чтобы не допустить парнов к распространению влияния в Малой Азии...
Насчёт покроя кольчуг. Вы, надо полагать, имеете ввиду кольчуги с "пелеринами", которые застёгивались верхними углами на груди?
Личноя придерживаюсь мнения, что это полная ерунда. Появление такого покроя целиком отношу на счёт фантазёров-художников-реконструкторов. Представьте себе такую кольчугу в рукопашном бою - том виде боевых действий, который как раз и использовали все кельты. Эта пелерина будет просто мешать своему "носителю", не предлагая никакой, в сущности, защиты. Скорее всего, покрой был как у линоторакса - ровная безрукавка и клапан на спине, с заходящими на грудь двумя "лопастями", которые там же, на груди, и застёгивались. Именно такой крой кольчуги и изображён на рельефах из Пергама, на статуе из авиньонского музея, ещё кое-где. А вот изображений кольчуг с пелеринками Вы НИГДЕ не найдёте.
А по идее, могли быть запросто и просто безрукавки, и рубашки с короткими рукавами - как в раннем Средневековье. Пуркуа бы и не па?
Учитывая то, что ударные-то галльские отряды не использовали кольчуг вообще - общему ходу сражения это ИМХО никак не мешало.
"Пелерина" например, немного надежнее защищает вождя (или еще какого представителя аристократии) именно от рубящего удара сверху.
Естественно, авиньонская скульптура "повторяет" покрой поздних греческих льняных кирас, но и относится к более позднему времени.
Изображение "пелерины":