Страница 1 из 2

внешний облик кельтов

СообщениеДобавлено: Пн ноя 07, 2005 3:53 pm
Dis
Хотелось бы общими усилиями выяснить: были кельты в массе своей блондинами или брюнетами, или и то, и другое встречалось.

Я располагаю следующей информацией:
Широкова Н.С.:
Вид кельтов согласно свидетельств греческих и римских авторов - рослый человек с белой кожей, золотистыми волосами, одетый в пестрое нарядное одеяние с золотыми украшениями.
Вергилий «Энеида»: «У них золотые пышные кудри и золотая одежда, они сверкают полосатыми плащами; молочные шеи обвиты золотом».
По мнению Ф. Ло, хрестоматийное описание кельта как белокурого голубоглазого северянина, представляет точную копию его врага - германца и не подтверждается ничем, кроме античных авторов.
Древние знали, что не все кельты относятся к белокурому северному типу, есть и смуглые люди с курчавыми волосами (некоторые жители Британии).

Теренс Пауэлл «Кельты»:
Внешний облик кельтов
… греки уже во времена Геродота без труда узнавали кельтов среди других варваров по разнообразным национальным чертам… Доминировавший у кельтов физический тип стал предметом комментариев античных авторов после эпохи великой кельтской экспансии, охватившей и Северную Италию. Во 2 в. до н.э. Полибий, использовавший, возможно, ранние источники, упоминает об устрашающем облике могучих галльских воинов, более подробное их описание можно найти в трудах, созданных немного позже, в том числе у Страбона, Диодора Сицилийского и Плиния.
Жители Средиземноморья узнавали кельтов по высокому росту, светлой коже, развитой мускулатуре, голубым глазам и белокурым волосам. Следует отметить, что люди с подобными физическими характеристиками встречались и среди самих средиземноморцев, а в случае с кельтами описания такого типа внешности относились не столько ко всему населению, сколько к наиболее приметным его сословиям – вождям и свободным воинам . Внешность кельтов, обрисованная античными авторами, вполне соответствует стандартам красоты, принятым у островной кельтской знати и воспетым в древнеирландской литературе, так что оставим в стороне современные представления о том, как должны выглядеть истинные кельты, например в Уэльсе или на Гебридских островах, и обратим внимание на эволюцию высокого, светлокожего и светловолосого генетического типа.
… концепция возможности существования чистых рас, демонстрирующих перманентные признаки в телосложении и пигментации их представителей, давно опровергнута с позиций науки. Однако в наиболее четко выраженных популяционных группах все же присутствует некая общность физических характеристик. Даже неподготовленный сторонний наблюдатель, встретившись с людьми, принадлежащими к такой популяционной группе, заметит совокупность незнакомых ему черт, но каждый человек при этом будет носителем лишь части общих признаков.
Помимо древней литературы, источником сведений о физическом типе кельтов служат изобразительное искусство античных и кельтских мастеров, а также останки из кельтских погребений, число которых сравнительно невелико.
Изобразительное искусство в вопросе изучения внешнего облика кельтов дополняет анатомический материал, и хотя исконно кельтской латенской культуре свойственна предельная стилизация в изображении людей и человеческих лиц, вследствие чего невозможно сделать выводы о форме голов, определенные черты – обвисшие усы и зачесанные назад буйные шевелюры, - которыми наделены многие скульптурные портреты и фигурки божеств, дают представление об идеале красоты, принятом у кельтов.
Античные скульптурные изображения кельтских воинов, принадлежащие в основном к пергамской школе и созданные в память о победе над галатами в Малой Азии, подтверждают встречающиеся в литературе описания рослых людей с гибкими мускулистыми телами, круглыми или овальными головами и волнистыми или кудрявыми волосами. Скульптурные портреты служат прекрасной иллюстрацией тому, что кельты следили за своим внешним видом.
Захватывающий рассказ Полибия о решающей битве при Теламоне, которая состоялась между римлянами и галльскими захватчиками в 225 году до н.э., содержит первые в истории сведения о внешности и одежде кельтов. По-видимому, историк опирался на свидетельства очевидцев или участников этого события, и его отчету можно доверять. Он пишет о том, что инсубры и бойи - племена, осевшие к тому времени в Северной Италии, - носили штаны (brасае) и легкие плащи. Гезаты, воины, пришедшие из заальпийских районов, выступали в авангарде галльского войска обнаженными - их тела украшали лишь золотые шейные обручи, или гривны, и браслеты. Пожалуй, одно из лучших описаний кельтских воинов принадлежит Диодору Сицилийскому - весьма вероятно, что и он тоже использовал в своей работе более древние отчеты из первых уст. По его словам, знатные кельты отпускали усы до невероятной длины - у некоторых они даже закрывали рот - либо, напротив, были тщательно выбриты, подтверждением чему служат работы бронзовых дел мастеров и скульпторов, в том числе знаменитый "Умирающий галл" и скульптурная группа "Ludovisi" - портрет поверженного воина, который сводит счеты с жизнью, убив перед этим свою жену. Оба эти произведения имеют пергамские прототипы, а значит, изображают галатов, завоевавших в свое время Малую Азию.
Диодор утверждает, что некоторые кельты - принадлежавшие, вероятно, опять-таки к воинскому сословию - носили короткие бороды, но самые интересные сведения он приводит об их прическах. Диодор пишет, что кельты смачивали волосы известняковым раствором и странным образом зачесывали их со лба назад - на манер лошадиной гривы. Похоже, этому есть лишь одно материальное свидетельство в греческой скульптуре - плохо сохранившаяся голова из Гизы, которая сейчас находится в Каирском музее. Выполнена она, вероятно, в более древнем, чем пергамский, и отличном от него художественном стиле. Что касается подобных изображений в кельтском искусстве, маски и скульптурные портреты уже упоминались; похожий стиль в прическах можно заметить также на изображениях людей на галльских и бриттских монетах, отчеканенных на исходе эпохи кельтской независимости.
В древнеирландских текстах нет ни одного упоминания об использовании для мытья волос известнякового раствора, однако, похоже, что эта или подобная практика у кельтов существовала. Известны описания людей с такими жесткими волосами, что на них можно было накалывать яблоки. Одно из описаний относится к Кухулину, о его же волосах говорится, что они были трехцветными - темными у корней, светлыми на концах и переходного цвета посередине. Все это вполне может быть результатом использования известнякового раствора, о том же свидетельствует и смена цвета волос, продолжавших расти после смерти у людей, чьи останки обнаружены в кельтских погребениях.

СообщениеДобавлено: Пн ноя 07, 2005 6:14 pm
Morag
Светлые волосы вообще могли быть результатом применения известняковых растворов. А темноволосые британцы - результат смешения кельтов с пиктским населением. :?

СообщениеДобавлено: Вт ноя 08, 2005 11:44 am
Змей
Ну можно еще раз разобрать :D
Когда древнии авторы говорят о голубоглазых блондинах так это скорее всего речь идет о германском племени. Галлы в большей своей части были рыжими или с золотистыми волосами. Ирландцы вообще каштанового цвета или брюнеты.Бритты были черноволосы. А на счет высокого роста у меня большие сомнения,в те времена были совершенно другие понятия о росте,у меня нет данных о кельтах, но есть о викингах (7-9 века) о которых тоже говорят что они были высокого роста, так вот их рост составлял 176-178 см. очень редко встречались 185 см.
Может в те времена 178 и был высоким, но в наше это чуть выше среднего,который на данный момент составляет 172 см.

СообщениеДобавлено: Вт ноя 08, 2005 2:58 pm
Dis
Галлы в большей своей части были рыжими или с золотистыми волосами. Ирландцы вообще каштанового цвета или брюнеты.Бритты были черноволосы


откуда такая информация.

Хотелось бы отойти от базарного диалога и вести его более конструктивно. Если другой человек спросит, почему вы думаете, что бритты были брюнетами. Что мы ему скажем?

СообщениеДобавлено: Вт ноя 08, 2005 10:34 pm
Змей
Итак, еще инфа по внешнему облику.
"Захоронения кельтских воинов, то есть представителей ведущего общественного слоя, найденные в Средней Европе, свидетельствуют о том, что в росте мужчин была большая разница. Так, например, на кельтском могильнике в Брно-Маломержицах наряду с вооруженными мужчинами довольно маленького роста (длина тела около 150 см) были похоронены и воины среднего и высокого роста (в могиле №42 лежал мужчина ростом около 195 см). То же наблюдается и в словацких могильниках. В Горни Ятове-Трновце на Ваге погребения мужчин и женщин ростом в среднем 150—160 см — обычное явление, рост около 180 см встречается реже; в могильнике в Дворах на Житаве рост погребенных 160—170 см — частое явление."
Старые и новые исследования костяков в Чехословакии и других среднеевропейских областях подтверждают, что в этногеническом отношении культы не были однородны.

Большой разницы между внешним видом кельтов и германцев не было. В своей "Географии", написанной еще при Августе и Тиберии, это подчеркивает и Страбон, который наделяет германцев лишь более высоким ростом и более диким нравом. По внешнему виду иногда было чрезвычайно трудно отличить кельтов от германцев. Когда императору Калигуле нужны были при триумфе в 37 г. статисты, которые представляли бы пленных германцев, он заменил их кельтами из Галлии.

Русые волосы также нельзя считать общим признаком, так, как нам известно, из различных источников, что кельты часто изменяли цвет волос искусственными средствами, различными растворами, мылом и красками. Кроме того, они красились, и в Риме поэт Пропорций упрекает свою возлюбленную в том, что она красится, как кельт. И мужчины мазали себе волосы каким-то известковым раствором, чтобы прическа лучше держалась, а затем зачесывали их назад, что делало их похожими на сатиров. Поэтому-то мы находим в древности упоминания о длинных жестких волосах кельтов. Как указывает Диодор, некоторые мужчины брились, другие носили бороды. Знатные брили щеки, но оставляли такие длинные усы, что они закрывали им рот.

СообщениеДобавлено: Ср ноя 09, 2005 12:05 pm
Змей
Dis писал(а):И еще раз назойливо попрошу указать источник цитирования.
Кроме того, меня больше интересовал источник информации по цвету волос, распространенному у галлов, ирландцев, бриттов.

Если ты имеешь в виду конкретные имена археологов которые проводили раскопки то я не знаю,есть в инете такой текст называется "Этногенез кельтов" поиши. А насчет цвета волос я указал источник.

СообщениеДобавлено: Ср ноя 09, 2005 1:54 pm
Змей
Dis писал(а):То есть приводимые тобой данные взяты из Инета?

Боюсь что ни тебе ни мне, не достать специализированную литературу по антропологии и отчеты археологов,поэто приходится пользоваться либо не точными переводами, либо брать непроверенные данные из инета.Если ты немного понимаешь по английски, то в англоязычной сети на сайтах археологов можно поискать эти отчеты или задать напрямую вопрос археологу.


Dis писал(а):А с цветом волос (естественным, а не крашеным) какой источник? Диодор? Его вообще переводили на русский язык? Где-то достать можно?
А с цветом волос это надо смотреть труды по антропологии,я свои сведенья брал из книги "Религия древних кельтов"

СообщениеДобавлено: Вт ноя 22, 2005 2:21 am
Змей
Внешний вид кельтов по:
Аммиан Марцеллин-рослый человек с белой кожей, золотистыми волосами, одетый в пестрое нарядное одеяние с золотыми украшениями.

Вергилий-"У них золотые пышные кудри и золотая одежда, они сверкают полосатыми плащами; молочные шеи обвиты золотом"

По мнению Ф. Ло, хрестоматийное описание кельта как белокурого голубоглазого северянина, представляет точную копию его врага - германца и не подтверждается ничем, кроме античных авторов.

СообщениеДобавлено: Ср ноя 23, 2005 4:51 pm
Helding
У Пауэлла, по крайней мере в описании кельтов-европейцев, а не островных, есть указания на то, что присутствоавли как брахицефалы (результат смешения с местными, более древними племенами) так и долихоцефалы, т.е. типичные индоевропейцы. Но воины, в большинстве своём, были БЕЛЫМИ ДОЛИХОЦЕФАЛАМИ...
Вот.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 24, 2005 10:09 am
Dis
У Пауэлла, по крайней мере в описании кельтов-европейцев, а не островных, есть указания на то, что присутствоавли как брахицефалы (результат смешения с местными, более древними племенами) так и долихоцефалы, т.е. типичные индоевропейцы. Но воины, в большинстве своём, были БЕЛЫМИ ДОЛИХОЦЕФАЛАМИ...

Это частное мнение Теренса Пауэлла, который, по-моему, не слишком трудился, чтобы его обосновать. Вот если еще хоть пара специалистов его аргументированно поддержит. А пока это версия.
А вот мнение, имеющее значительно более наукообразный вид:
====================
Бpахикефалия [или брахицефалия] (коpоткоголовость), в антропологии такое соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет более 0,81 длины.
Долихокефалия [или долихоцефалия] (длинноголовость), такое соотношение длины и ширины головы, при котором ширина составляет менее 0,75 длины.
====================

А теперь сама Широкова (отрывок из главы "Севеpный вариант кельтской прародины"):

====================
<...>
Как известно, для выяснения происхождения народа важный момент представляет определение его расовой принадлежности. Расовyю принадлежность кельтов пытались выяснить на основании данных античной традиции и данных антропологии. Классический портрет кельта, который можно реконструировать, основываясь на свидетельствах греческих и римских писателей (Diodor., V, 28; Liv., V, 48; XX, 55; XXVIII, 17, 21; Plin. N. H., IV, 31; Amm. Marc., XV, 12, 1), представляет нам рослого человека с белой кожей, с золотистыми волосами, одетого в пестрое нарядное одеяние, к которому добавлены золотые украшения. Этот портрет особенно ярко создается поэтическим описанием кельтов в "Энеиде" Вергилия (Vergil., VIII, 658-660): "У них золотые пышные кудри и золотая одежда; они сверкают полосатыми плащами; молочные шеи обвиты золотом".
Основываясь на подобного рода свидетельствах античных авторов, ряд современных исследователей считает, что кельты были народом нордического происхождения, что галлы, обрушившиеся на Италию и Грецию, вели свое происхождение от высоких белокурых долихоцефалов, уроженцев европейского Севеpа(1).
У этой точки зрения имеются противники, которые, отрицая нордическое происхождение кельтов, в качестве доказательства приводят случай, описываемый Светонием в биографии Калигулы. Светоний (Cal., 62) рассказывает, что Калигула, желая отпраздновать в Риме триумф по поводу воображаемой победы, якобы одержанной им в Германии, вместо пленных германцев, которые должны были идти перед его триумфальной колесницей, приказал отобрать самых высоких галлов, отпустить им длинные волосы и выкрасить их в рыжий цвет. Отсюда делают вывод, что необходимость делать отбор и прибегать к описанным ухищрениям указывает на то, что галлы и германцы не обладали идентичной внешностью(2). Однако надо признать, что этот пример не является убедительным доказательством. Пpедставляя частный случай, он ничего не дает для общего вывода об этнической принадлежности кельтов, не выстаивая против целого хора античных авторов, описывающих нордическую внешность кельтов. Более ценным представляется наблюдение Тацита в биографии Агpиколы, являющееся этнографической зарисовкой с натуры, что среди кельтов имелись смуглые люди с курчавыми волосами - некоторые жители Бpитании (Tac., Agr., XI).
Данные антропологии показывают, что о каком-то ярко выраженном этническом типе кельтов говорить нельзя. В чешских могильниках часто встречается долихоцефальный тип(3). Кельтов центральной Франции относят к типу темноволосых брахицефалов. Белгам приписывают тип светловолосых брахицефалов. Полагают, что среди кельтов часто встречался смешанный тип нордических долихоцефалов и альпийских брахицефалов, так называемый тип кельто-славян, который широко распространен в Европе от Англии до России. По мнению А. Юбеpа, именно этот тип представляют статуи галатов из Пергама, такие как галл из Капитолийского музея или галл из музея Теpм. Он полагал, что эти круглые головы с удлиненными лицами, с прямыми лбами, подчеркнутыми аркадами бровей, носами, вдавленными у основания, с густой шевелюрой и непокорными прядями скопированы с натуры и скопированы очень точно, поскольку представляют часто встречающийся европейский тип. И в то же время это типичный, высокий, светловолосый и белокожий галл античных авторов, но не долихоцефал(4). Таким образом, кельты не являлись единой расой, но нордический элемент был представлен среди них значительным образом, хотя иногда и в смешанном виде.
<...>
__________________________
(1) Neckel G. Germanen und Kelten. Heidelberg, 1929. S. 30; Krause
W. Die Kelten und ihre geistige Haltung. Konigsberg, 1936. S. 13.
(2) Lot F. La Gaule: Les fondements ethniques, sociaux et politiques
de la nation francaise. Paris, 1947. P. 23-25.
(3) Филип Я. Кельтская цивилизация и ее наследие. Пpага, 1961. C. 83.
(4) Hubert H. Les Celtes et l'expansion celtique... P. 35-36.

________________________________________
Цитиpyется по изданию:
H.С. Широкова. Кyльтypа кельтов и нордическая традиция античности -
СПб.: Евразия, 2000. - 352 с. ISBN 5-8071-0046-8
(с) Широкова H.С., 2000
(с) Издательство "Евразия", 2000
====================

Какая я молодец! Сама задала вопрос, сама на него ответила (ходит вдоль и поперек раздела История, высоко задрав нос)

СообщениеДобавлено: Чт ноя 24, 2005 1:56 pm
Helding
Дис :appl:
Серьёзно.
Но, подтверждение Пауэллу всё ж таки есть. В основном нормальные долихоцефалы, которые, по всей видимости, принадлежали к правящей аристократии или свободному воинству...
Так?
А всякий метисный крестьянский сброд меня не интересует :hmm: :bla-bla:

СообщениеДобавлено: Чт ноя 24, 2005 3:13 pm
Dis
Helding писал(а):Дис :appl:
Но, подтверждение Пауэллу всё ж таки есть. В основном нормальные долихоцефалы, которые, по всей видимости, принадлежали к правящей аристократии или свободному воинству...
Так?

Проблема в том, что рядом с этой фразой "Жители Средиземноморья узнавали кельтов по высокому росту, светлой коже, развитой мускулатуре, голубым глазам и белокурым волосам. Следует отметить, что люди с подобными физическими характеристиками встречались и среди самих средиземноморцев, а в случае с кельтами описания такого типа внешности относились не столько ко всему населению, сколько к наиболее приметным его сословиям – вождям и свободным воинам"
нет ссылок на древних или современных авторов.
Вполне возможно, что Теренс Пауэлл выдает здесь желаемое за действительное. Другие народы чаще всего видели именно кельтских вождей и воинов, но из этого еще с необходимостью не следует, что светлые волосы были привилегией воинского сословия.
Мне также непонятно выражение "свободные воины". Откуда у кельтов несвободные воины?

СообщениеДобавлено: Чт ноя 24, 2005 3:15 pm
Dis
Аммиан Марцеллин «Римская история»:
(о галлах)

12.

1. Почти все галлы высоки ростом, белы телом, русоволосы; взгляд у них живой и угрожающий; они страшно сварливы и чрезвычайно заносчивы. Когда один из них поссорится с другим и ему станет помогать его жена, которая сильнее его и голубоглаза, то целая толпа чужеземцев не справится с ними, особенно когда та, гневно откинув голову, скрежеща зубами и размахивая белоснежными и могучими руками, начнет наносить кулаками и ногами удары не слабее снарядов катапульты, выбрасываемых при помощи скрученных жил. 2. Голос у большинства звучит резко и угрожающе, спокойно ли они говорят, или сердятся; все они вообще опрятны и чистоплотны и в тех областях, а особенно у аквитанов, редко можно встретить даже самую бедную женщину в лохмотьях, как в других местах. 3. Для военной службы годятся у них люди любого возраста, и равным образом выступает в поход как старик, так и юноша, поскольку они закалены морозом и непрестанным трудом и способны вынести много трудных испытаний. Никогда у них не бывает случая, чтобы кто-нибудь из страха перед военной службой отрубил себе большой палец на руке, как случается это в Италии... 4. Они большие любители вина и умеют готовить различные похожие на вино напитки. Некоторые из них, принадлежащие к низшим слоям населения, так одурманивают себя постоянным опьянением, которое Катон определил в известном изречении как вид добровольного помешательства, что начинают метаться в разные стороны; таким образом, находит себе подтверждение замечание Цицерона в его речи за Фонтейя: "Придется галлам пить вино, примешивая больше воды, что они считают ядом" (Цицерон «В защиту Фонтейя», 4,9)


Аммиан Марцеллин – римский историк 4 в. н.э., грек по происхождению, современник и соратник римского императора Флавия Клавдия Юлиана. «История» Аммиана Марцеллина является продолжением исторического труда Тацита и должна была охватить события с 96 по 378 год. Однако первые 13 книг ныне утрачены. Сохранились лишь книги 14-31, повествующие о событиях 353-378 г.г.

СообщениеДобавлено: Чт ноя 24, 2005 10:43 pm
Кассивелан
Марцеллин в этом вопросе не потянет.
Стоит взглянуть на годы его жизни и творения, учитывая то, что успело произойти в Европе со времен кельтской экспансии.
Это уже не те самые галлы.
А учитывая многочисленные ассимиляции этносов Европы - ясен пень, что антропологический тип был смешанным. Вот только нордического типа поболе.

СообщениеДобавлено: Пт ноя 25, 2005 3:19 pm
Кассивелан
К нордическому, да.
Но Дис - это уже IV-й век нашей эры. Коренных галлов, коих мы помним со времен экспансии, там почти не осталось - переселенцев да полукровок больше. Одних германцев сколько!