внешний облик кельтов
Добавлено: Пн ноя 07, 2005 3:53 pm
Хотелось бы общими усилиями выяснить: были кельты в массе своей блондинами или брюнетами, или и то, и другое встречалось.
Я располагаю следующей информацией:
Широкова Н.С.:
Вид кельтов согласно свидетельств греческих и римских авторов - рослый человек с белой кожей, золотистыми волосами, одетый в пестрое нарядное одеяние с золотыми украшениями.
Вергилий «Энеида»: «У них золотые пышные кудри и золотая одежда, они сверкают полосатыми плащами; молочные шеи обвиты золотом».
По мнению Ф. Ло, хрестоматийное описание кельта как белокурого голубоглазого северянина, представляет точную копию его врага - германца и не подтверждается ничем, кроме античных авторов.
Древние знали, что не все кельты относятся к белокурому северному типу, есть и смуглые люди с курчавыми волосами (некоторые жители Британии).
Теренс Пауэлл «Кельты»:
Внешний облик кельтов
… греки уже во времена Геродота без труда узнавали кельтов среди других варваров по разнообразным национальным чертам… Доминировавший у кельтов физический тип стал предметом комментариев античных авторов после эпохи великой кельтской экспансии, охватившей и Северную Италию. Во 2 в. до н.э. Полибий, использовавший, возможно, ранние источники, упоминает об устрашающем облике могучих галльских воинов, более подробное их описание можно найти в трудах, созданных немного позже, в том числе у Страбона, Диодора Сицилийского и Плиния.
Жители Средиземноморья узнавали кельтов по высокому росту, светлой коже, развитой мускулатуре, голубым глазам и белокурым волосам. Следует отметить, что люди с подобными физическими характеристиками встречались и среди самих средиземноморцев, а в случае с кельтами описания такого типа внешности относились не столько ко всему населению, сколько к наиболее приметным его сословиям – вождям и свободным воинам . Внешность кельтов, обрисованная античными авторами, вполне соответствует стандартам красоты, принятым у островной кельтской знати и воспетым в древнеирландской литературе, так что оставим в стороне современные представления о том, как должны выглядеть истинные кельты, например в Уэльсе или на Гебридских островах, и обратим внимание на эволюцию высокого, светлокожего и светловолосого генетического типа.
… концепция возможности существования чистых рас, демонстрирующих перманентные признаки в телосложении и пигментации их представителей, давно опровергнута с позиций науки. Однако в наиболее четко выраженных популяционных группах все же присутствует некая общность физических характеристик. Даже неподготовленный сторонний наблюдатель, встретившись с людьми, принадлежащими к такой популяционной группе, заметит совокупность незнакомых ему черт, но каждый человек при этом будет носителем лишь части общих признаков.
Помимо древней литературы, источником сведений о физическом типе кельтов служат изобразительное искусство античных и кельтских мастеров, а также останки из кельтских погребений, число которых сравнительно невелико.
Изобразительное искусство в вопросе изучения внешнего облика кельтов дополняет анатомический материал, и хотя исконно кельтской латенской культуре свойственна предельная стилизация в изображении людей и человеческих лиц, вследствие чего невозможно сделать выводы о форме голов, определенные черты – обвисшие усы и зачесанные назад буйные шевелюры, - которыми наделены многие скульптурные портреты и фигурки божеств, дают представление об идеале красоты, принятом у кельтов.
Античные скульптурные изображения кельтских воинов, принадлежащие в основном к пергамской школе и созданные в память о победе над галатами в Малой Азии, подтверждают встречающиеся в литературе описания рослых людей с гибкими мускулистыми телами, круглыми или овальными головами и волнистыми или кудрявыми волосами. Скульптурные портреты служат прекрасной иллюстрацией тому, что кельты следили за своим внешним видом.
Захватывающий рассказ Полибия о решающей битве при Теламоне, которая состоялась между римлянами и галльскими захватчиками в 225 году до н.э., содержит первые в истории сведения о внешности и одежде кельтов. По-видимому, историк опирался на свидетельства очевидцев или участников этого события, и его отчету можно доверять. Он пишет о том, что инсубры и бойи - племена, осевшие к тому времени в Северной Италии, - носили штаны (brасае) и легкие плащи. Гезаты, воины, пришедшие из заальпийских районов, выступали в авангарде галльского войска обнаженными - их тела украшали лишь золотые шейные обручи, или гривны, и браслеты. Пожалуй, одно из лучших описаний кельтских воинов принадлежит Диодору Сицилийскому - весьма вероятно, что и он тоже использовал в своей работе более древние отчеты из первых уст. По его словам, знатные кельты отпускали усы до невероятной длины - у некоторых они даже закрывали рот - либо, напротив, были тщательно выбриты, подтверждением чему служат работы бронзовых дел мастеров и скульпторов, в том числе знаменитый "Умирающий галл" и скульптурная группа "Ludovisi" - портрет поверженного воина, который сводит счеты с жизнью, убив перед этим свою жену. Оба эти произведения имеют пергамские прототипы, а значит, изображают галатов, завоевавших в свое время Малую Азию.
Диодор утверждает, что некоторые кельты - принадлежавшие, вероятно, опять-таки к воинскому сословию - носили короткие бороды, но самые интересные сведения он приводит об их прическах. Диодор пишет, что кельты смачивали волосы известняковым раствором и странным образом зачесывали их со лба назад - на манер лошадиной гривы. Похоже, этому есть лишь одно материальное свидетельство в греческой скульптуре - плохо сохранившаяся голова из Гизы, которая сейчас находится в Каирском музее. Выполнена она, вероятно, в более древнем, чем пергамский, и отличном от него художественном стиле. Что касается подобных изображений в кельтском искусстве, маски и скульптурные портреты уже упоминались; похожий стиль в прическах можно заметить также на изображениях людей на галльских и бриттских монетах, отчеканенных на исходе эпохи кельтской независимости.
В древнеирландских текстах нет ни одного упоминания об использовании для мытья волос известнякового раствора, однако, похоже, что эта или подобная практика у кельтов существовала. Известны описания людей с такими жесткими волосами, что на них можно было накалывать яблоки. Одно из описаний относится к Кухулину, о его же волосах говорится, что они были трехцветными - темными у корней, светлыми на концах и переходного цвета посередине. Все это вполне может быть результатом использования известнякового раствора, о том же свидетельствует и смена цвета волос, продолжавших расти после смерти у людей, чьи останки обнаружены в кельтских погребениях.
Я располагаю следующей информацией:
Широкова Н.С.:
Вид кельтов согласно свидетельств греческих и римских авторов - рослый человек с белой кожей, золотистыми волосами, одетый в пестрое нарядное одеяние с золотыми украшениями.
Вергилий «Энеида»: «У них золотые пышные кудри и золотая одежда, они сверкают полосатыми плащами; молочные шеи обвиты золотом».
По мнению Ф. Ло, хрестоматийное описание кельта как белокурого голубоглазого северянина, представляет точную копию его врага - германца и не подтверждается ничем, кроме античных авторов.
Древние знали, что не все кельты относятся к белокурому северному типу, есть и смуглые люди с курчавыми волосами (некоторые жители Британии).
Теренс Пауэлл «Кельты»:
Внешний облик кельтов
… греки уже во времена Геродота без труда узнавали кельтов среди других варваров по разнообразным национальным чертам… Доминировавший у кельтов физический тип стал предметом комментариев античных авторов после эпохи великой кельтской экспансии, охватившей и Северную Италию. Во 2 в. до н.э. Полибий, использовавший, возможно, ранние источники, упоминает об устрашающем облике могучих галльских воинов, более подробное их описание можно найти в трудах, созданных немного позже, в том числе у Страбона, Диодора Сицилийского и Плиния.
Жители Средиземноморья узнавали кельтов по высокому росту, светлой коже, развитой мускулатуре, голубым глазам и белокурым волосам. Следует отметить, что люди с подобными физическими характеристиками встречались и среди самих средиземноморцев, а в случае с кельтами описания такого типа внешности относились не столько ко всему населению, сколько к наиболее приметным его сословиям – вождям и свободным воинам . Внешность кельтов, обрисованная античными авторами, вполне соответствует стандартам красоты, принятым у островной кельтской знати и воспетым в древнеирландской литературе, так что оставим в стороне современные представления о том, как должны выглядеть истинные кельты, например в Уэльсе или на Гебридских островах, и обратим внимание на эволюцию высокого, светлокожего и светловолосого генетического типа.
… концепция возможности существования чистых рас, демонстрирующих перманентные признаки в телосложении и пигментации их представителей, давно опровергнута с позиций науки. Однако в наиболее четко выраженных популяционных группах все же присутствует некая общность физических характеристик. Даже неподготовленный сторонний наблюдатель, встретившись с людьми, принадлежащими к такой популяционной группе, заметит совокупность незнакомых ему черт, но каждый человек при этом будет носителем лишь части общих признаков.
Помимо древней литературы, источником сведений о физическом типе кельтов служат изобразительное искусство античных и кельтских мастеров, а также останки из кельтских погребений, число которых сравнительно невелико.
Изобразительное искусство в вопросе изучения внешнего облика кельтов дополняет анатомический материал, и хотя исконно кельтской латенской культуре свойственна предельная стилизация в изображении людей и человеческих лиц, вследствие чего невозможно сделать выводы о форме голов, определенные черты – обвисшие усы и зачесанные назад буйные шевелюры, - которыми наделены многие скульптурные портреты и фигурки божеств, дают представление об идеале красоты, принятом у кельтов.
Античные скульптурные изображения кельтских воинов, принадлежащие в основном к пергамской школе и созданные в память о победе над галатами в Малой Азии, подтверждают встречающиеся в литературе описания рослых людей с гибкими мускулистыми телами, круглыми или овальными головами и волнистыми или кудрявыми волосами. Скульптурные портреты служат прекрасной иллюстрацией тому, что кельты следили за своим внешним видом.
Захватывающий рассказ Полибия о решающей битве при Теламоне, которая состоялась между римлянами и галльскими захватчиками в 225 году до н.э., содержит первые в истории сведения о внешности и одежде кельтов. По-видимому, историк опирался на свидетельства очевидцев или участников этого события, и его отчету можно доверять. Он пишет о том, что инсубры и бойи - племена, осевшие к тому времени в Северной Италии, - носили штаны (brасае) и легкие плащи. Гезаты, воины, пришедшие из заальпийских районов, выступали в авангарде галльского войска обнаженными - их тела украшали лишь золотые шейные обручи, или гривны, и браслеты. Пожалуй, одно из лучших описаний кельтских воинов принадлежит Диодору Сицилийскому - весьма вероятно, что и он тоже использовал в своей работе более древние отчеты из первых уст. По его словам, знатные кельты отпускали усы до невероятной длины - у некоторых они даже закрывали рот - либо, напротив, были тщательно выбриты, подтверждением чему служат работы бронзовых дел мастеров и скульпторов, в том числе знаменитый "Умирающий галл" и скульптурная группа "Ludovisi" - портрет поверженного воина, который сводит счеты с жизнью, убив перед этим свою жену. Оба эти произведения имеют пергамские прототипы, а значит, изображают галатов, завоевавших в свое время Малую Азию.
Диодор утверждает, что некоторые кельты - принадлежавшие, вероятно, опять-таки к воинскому сословию - носили короткие бороды, но самые интересные сведения он приводит об их прическах. Диодор пишет, что кельты смачивали волосы известняковым раствором и странным образом зачесывали их со лба назад - на манер лошадиной гривы. Похоже, этому есть лишь одно материальное свидетельство в греческой скульптуре - плохо сохранившаяся голова из Гизы, которая сейчас находится в Каирском музее. Выполнена она, вероятно, в более древнем, чем пергамский, и отличном от него художественном стиле. Что касается подобных изображений в кельтском искусстве, маски и скульптурные портреты уже упоминались; похожий стиль в прическах можно заметить также на изображениях людей на галльских и бриттских монетах, отчеканенных на исходе эпохи кельтской независимости.
В древнеирландских текстах нет ни одного упоминания об использовании для мытья волос известнякового раствора, однако, похоже, что эта или подобная практика у кельтов существовала. Известны описания людей с такими жесткими волосами, что на них можно было накалывать яблоки. Одно из описаний относится к Кухулину, о его же волосах говорится, что они были трехцветными - темными у корней, светлыми на концах и переходного цвета посередине. Все это вполне может быть результатом использования известнякового раствора, о том же свидетельствует и смена цвета волос, продолжавших расти после смерти у людей, чьи останки обнаружены в кельтских погребениях.