Art » Пн окт 18, 2004 3:00 pm
Откопал на днях биографию Роберта Грейвса, если кому интересно, вот она. Автор А. А. Тахо-Годи (я немного подредактировал).
Роберт Грейвс родился 24 июля 1895 г. в Англии, вблизи Лондона, в городе Уимблдоне. Он был поздним ребенком. Его отец Альфред Грейвс почти в пятидесятилетнем возрасте женился вторым браком на сорокалетней немке Амалии фон Ранке. В роду отца-ирландца (по материнской линии он шотландец) были высокие духовные лица. Семья матери гордилась знаменитым историком Леопольдом фон Ранке (1795-1886) (Грейвс - его правнук) - другом Бисмарка. Отец, обладая поэтическим талантом, всей душой отдавался литературной работе, но по долгу службы был инспектором школ в одном из лондонских округов. Родители внимательно воспитывали сына, которого окружала дружеская семейная обстановка, причем эта дружба распространялась и на немецких родственников. Туда, в Германию, в детстве приезжал гостить мальчик, которого особенно привлекала красота замка его тетушки-баронессы в горах Баварии.
Совсем юным, в 19-летнем возрасте, Р. Грейвс вступил добровольцем в Королевский полк Уэльских стрелков и прошел все ужасы первой мировой войны. На фронте во Франции молодой офицер был настолько тяжело ранен осколком разорвавшегося снаряда, что его матери послали известие и соболезнование в связи с его кончиной. Это произошло, когда Грейвсу исполнился 21 год, и явилось хорошим предзнаменованием долгой жизни. Однако ночные кошмары, вызванные войной и ранением, мучили Грейвса в течение целых десяти лет.
Дальнейшая жизнь будущего поэта после полной демобилизации в 1919 г. была посвящена литературным трудам и протекала удивительно плодотворно. В 1916 г. он опубликовал свои первые стихи и с тех пор издавал десятки разнообразных книг (поэм, критических эссе, исторических романов, повестей, сборников мифов, научных изысканий), не раз получая международные и национальные премии. В 1924 г. он получил бронзовую медаль на Олимпийских играх в Париже. В 1935-м - одну из самых известных в Британии премию им. Н. Готорна (Hawthorne Prize) за исторический роман "Я, Клавдий" (1934) и в том же году - премию Эдинбургского университета за романы "Я, Клавдий" и "Божественный Клавдий" как за лучшие романы года. Он получал литературные премии во Франции, в Америке, Британии (1939, 1958, 1960, 1962, 1968) и, наконец, в Мексике на Олимпийских играх 1968 г. Академическая жизнь его шла не менее успешно. Если в 1926 г. он получил свою первую научную степень бакалавра литературы в Сент-Джон-колледж в Оксфорде и в том же году впервые начал читать лекции в Каирском университете, то в 1954 г. он - известный писатель и поэт, лектор Тринити-колледж в Кембридже, с 1961 по 1965 г. - профессор поэзии в Оксфорде, выступающий одновременно с лекциями в США (Массачусетский технологический институт) и в Англии (Кембридж). В 1970 г. Американская академия искусств и наук удостоила его звания своего почетного члена.
Семейная жизнь Р. Грейвса начиналась заново трижды. Первый брак (1918-1929) с художницей и общественной деятельницей (феминисткой) Нэнси Николсон, от которой у него было четверо детей; второй (1929-1939) - с писательницей Лаурой Райдинг (Riding), завершившийся уходом Лауры к их общему другу поэту Джексону; и наконец, в 1939 г. - третий - с Берилл Ходж, покинувшей своего мужа - поэта Алана Ходжа. С 1929 г. Грейвс поселился вдали от Англии, на о. Майорка, покинуть который его заставили сначала война в Испании, а затем вторая мировая война. Но уже в 1945 г. он вместе с Берил и тремя детьми окончательно возвратился на Майорку (там появится потом и четвертый ребенок - сын).
Там, в Дее, на любимом острове, в уединении (изредка прерывая его, чтобы прибыть на переговоры с издателями или для получения очередной премии), Р. Грейвс погружается в изучение древнейших мифологических пластов - не только кельтских, но и критских, доахейских и даже библейских. К более чем пятидесяти сборникам стихов, изданных за всю жизнь Р. Грейвса, можно прибавить начиная с 40-х годов новые книги историко-мифологического характера, расцвеченные фантазией поэта, в числе которых "Золотое руно" (1944), "Белая богиня" (1948), принципиально важные для всей мифо-поэтической концепции Грейвса "Мифы древней Греции" (т.1-П, 1955), "Дочь Гомера" (1955), а также переводы Апулея (1950), Светония (1957), отрывков из Лукана (1956) и Гомера ("Илиада", 1959).
Весь этот многообразный литературный и научный труд Р. Грейвса является как бы живым доказательством целостного единства талантов, унаследованных от кельтско-германских предков - вдохновенно поэтического и столь же вдохновенно научного.
Р. Грейвс всегда сознавал себя по преимуществу поэтом и говорил, что прозу пишет для заработка, а подлинное его призвание - "зов к служению" - стихи. И поэт он был большой, занимающий почетное место в ряду выдающихся своих современников, таких, как Р. Киплинг, У. Б. Йейтс, Т. С. Элиот, У. X. Оден, Дилан Томас. Однако с начала 40-х годов (об этом упоминалось выше) некоторые мотивы его поэзии настойчиво зазвучали в трудах совсем иного рода. Иначе говоря, исторический мир Грейвса обрел фундамент, основанный на научно-мифологических разысканиях. Поэзия и миф в творчестве Грейвса оказались теснейшим образом связанными» взаимно обогащая, дополняя, объясняя, поддерживая и оправдывая друг друга.
Страшный опыт войны, пережитый молодым Грейвсом, трансформировался в его поэзии в систему символов стихии, ужаса, хаоса, смерти, слепой судьбы, мучений, пытки, огня. Недаром первый сборник его стихов 1916 г. так и назывался- "Over the Brazier" ("Сквозь пекло")1. Его автор действительно прошел через испытание огнем, через пылающий жар средневековых ордалий, суд которых только один непререкаем.
Последний раз редактировалось
Art Пн окт 18, 2004 3:02 pm, всего редактировалось 1 раз.