Эварт Окшотт "Археология оружия", М., 2004, с. 60:
Из бронзы нельзя отлить очень длинный, плоский и тонкий клинок: он может быть только цельным, а следовательно, и довольно-таки тяжёлым. Примером очень длинного бронзового меча может служить лиссенский, но он был при этом очень толстым, узким и предназначался только для нанесения колющих ударов. С железом дело обстоит совсем по-другому. Раскалённый металл не льют в заранее приготовленную литейную форму, а расплющивают молотом; и чем больше по нему бить, тем твёрже он становится. Кроме того, при такой обработке он приобретает некоторую гибкость, так что, если его не сделать очень толстым (и слишком тяжёлым), то он не подойдёт для фехтования, поскольку будет гнуться при прямом ударе. В то же время ширина лезвия позволяла наносить очень эффективные рубящие удары. Иногда мы слышим о том, что железные мечи раннего периода гнулись в бою, владельцам приходилось выпрямлять их, наступая ногой (к примеру, известно, что это случалось в битве при Секстовых водах в 102 г. до н.э., когда римляне под командованием Мария сражались с тевтонами и кимврами). Однако это были издержки начального периода, и довольно скоро кузнецы нашли способ делать не только гибкие, но и упругие клинки, покончив с таким недостатком нового железного оружия.
Что до того, что "экспансия ограничилась бы соседним лесом", то
когда железные мечи - те самые, ранние, гнущиеся - только появились, они только
появились. То есть были далеко не у всех воинов, а скорее всего у единиц. Не исключено, что эти единицы погибали, не успевая выпрямить оружие (впрочем, не факт... могли по ходу дела подбирать чужое оружие на поле боя), но на общий итог это, думается, не сильно влияло. Распространились же они широко наверняка уже после того, как была улучшена технология изготовления. А уж тогда о "соседнем лесе" можно было забыть, ибо был давно покорён.
Кстати, Окшотт всячески подчёркивает, что мечи Британии всю дорогу были хуже континентальных и отставали по качеству. Так что в один и тот же период кельтские мечи на континенте и на островах могли сильно отличаться.
И не было грани между сердцем и Солнцем...