Далее - лезем в дебри арийской мифологии...
Звиняй, Фосси, что я на твою тему позарился.
Кто такие "Асуры" и "Дева"?
Понятно, что под термином "Дева" скрывается древнее ИЕ понятие Небесного,
Дневного Света ( DIEUS ). Параллель прослеживается едва ли не у всех ИЕ народов,
правда в более архаичном виде - в виде единого Небесного Отца в противоположность
Земной Матери. На очередном этапе развития ИЕ мифологических представлений -
древнейшее разделение Неба и Земли, прочно занявшее свое положение, постепенно
уступает место культам более молодых, в частности - солярных божеств, вступающих
в открытую конфронтацию с более древними "не-светлыми" существами хаотического и хтонического
происхождения (ну или с существами, занимавшими доминирующее положение со времен Хаоса - которые не уступали младшим братьям, Богам, в силе и могуществе, но не были наделены бессмертием).
Именно тогда на восточной периферии ИЕ мира общее понятие DIEUS частично распадается
на класс небесных божеств, Дева, характеризуемых эпитетом "Суры" (ср. инд. Сурья) -
т.е. Свет небесный сменяется Светом непосредственно солнечным. Термин "Суры",
как эпитет класса божеств Дева, встречается в Упанишадах, однако его более древнее,
общеиндоиранское происхождение видно из названия класса других божеств, "старших братьев"
небесных Дева - Асуров. Хотя Асуры и именуются в Ригведе небесными божествами,
их "исконное", древнейшее происхождение (Хаос/Хтонос) очевидно (стоит только вспомнить, что в этот класс
входили дети Дити (Дайтьи) и Дану (Данавы); к последним, например, относится демон Водной
стихии Вритра).
Другими словами, Асуры - это А-Суры, т.е. Не-Светлые (по аналогии Д(а)итьи/А-дитьи).
Есть еще одно объяснение противопоставления Суров (Девов) Асурам - оно упоминается в
мифе о пахтании Океана, но сам смысл этого противопоставления (С / А-С) сохранен.
К чему это все?.. К тому, что "реформаторами" старой веры выступают в данном случае
именно иранские арии, причем не все. В некоторых регионах, населенных этой арийской
волной, сохранились пережитки поклонения Дэвам как Светлым божествам - против этих
"атавизмов" арийской мифологии к примеру, направлен др.-персидский кодекс
Видевдат. Переломный момент наступил после фатально-дуалистических проповедей
Заратуштры...
Конечно, можно было избежать такого прогона, и сослаться на сразу бросающееся
в глаза несоответствие между происхождением термина Дэва и отношением к нему
иранских ариев - но мне кажется, так все рисуется более наглядно.
Итак, Aesir...