Итак, на повестке дня "Александр" Оливера Стоуна.
Чего тут сказать?..
Я честно думала, что будет гораздо хуже. Шла туда с мыслью, что это будет чем-то вроде "Трои", и заранее готовилась плеваться ядом во всё и вся. Но в кой-то веки раз можно порадоваться неоправданным ожиданиям!
Конечно, коммерческое кино и в Африке коммерческое кино, но уважать "Александра" я стала. Во-первых надо бы замолвить слово о жанре, так как если вы ждете "исторический боевик", то можете смело обломиться, потому что это больше похоже на биографическую драму, хотя и не без экшна (ну куда без него в античной Греции?).
Собиралась уличать Стоуна в неисторичности, потому что никак у меня в голове не укладывалось, как можно упихать все походы Македонского в какие-то 3 часа, но Стоун оказался умнее и сделал упор не на историю, а на личность самого Александра. И получилась у него вполне неплохая, на мой взгляд, эпопея о нелегкой доле царей, полководцев и прочих идейных лидеров. Видимо, ему захотелось раскрыть тему роли личности в истории в противоречие Толстому. ; )
Правда, есть в этом фильме какой-то странный налет академичности: как будто автор не "творил", а писал эссе на тему "Мое отношение к Александру Македонскому". За все время просмотра в голове периодически всплывали знакомые со школы фразы в стиле "тема дороги", "тема нравственного разложения", "тема вечного поиска", "любовная линия в произведении" и т.д.
Кстати, о любовной линии... я, конечно, стараюсь не допускать предрассудков в межполовых отношениях (особенно касательно Древней Греции), но прямые цитаты из "Пира" Платона о благородной и возвышающей любви между мужчинами и активная демонстрация этой самой любви, признаюсь, выглядит немного непривычно. Особенно непривычно было мужской половине аудитории кинотеатра, судя по тому, что после каждого интимного разговора какой-нибудь дяденька со свистом проносился мимо меня и возвращался уже с пивом (видимо, из соображений, что "после такого надо выпить...").
Про историчность все-таки говорить не возьмусь, потому что с точки зрения человека, знакомого с этим периодом только формально, предраться почти не к чему. История утонула в описаниях душевных переживаний главного героя.
Что не понравилось:
Не понравился Колин Фаррел. Какой из него нафиг Македонский, если у него лицо кроме депрессивно-плаксивого выражения, ничего изобразить не может? В самые ответственные моменты великий полководец выглядел как забитый щенок под забором. Может Фаррел и не виноват в том, что мать Природа наградила его именно такими чертами лица, но ведь можно было бы выбрать кого-нибудь с более благородным профилем. Мало что ли в Голливуде таких шляется? Еще бы Сталлоне взяли... : \
А вообще, самый яркий персонаж - это Буцефал. ; )
И самым последним аспектом, благодаря которому я буду уважать этот фильм, является музыка. Композитором был Вангелис, и на это нельзя не обратить внимания. : )
Конечно, музыка в фильме существенно отличается от остальных его композиций, но все-таки привлекательность свою не потеряла.