Dis писал(а):Стадо баранов, без сомнения, может затоптать одного волка, но от этого они не перестанут быть баранами
«Сердца трех»:
Справедливый Судья:
- Ты боишься смерти… Не бойся. Лучше в любой момент умереть человеком, чем вечно жить скотом. Экклезиаст был не прав. Мертвый лев лучше живой собаки
Дык, стадо баранов может и не затоптать одного волка. Вот, например, куча галльских племен не затоптали же Гая Юлия!
Так что, кто больше похож на баранов, разбиваемые поодиночке разрозненные племена кельтов, не способные или не желающие понять, что хотя бы ради выживания стоит временно прекратить грызть друг другу глотки, или Гай Юлий Цезарь, мочащий эти самые племена направо и налево (ну, пусть и не направо-налево, но результат тот же).
Или это Цезарь был овцой, а кельты волком? Ну, стоит тогда признать, что овца была одна, а волков много. Стыд и позор таким волкам, которые одну овцу завалить не могут!
Ну и далее:
- То, что цивилизация в римской интерпретации - социальное зло для кельтов, еще не значит, что ничего хорошего миру она не принесла.
- Цезарь не дурак, чтобы оставаться в одно жало окруженным врагами. И завалили его не кельты, а свои же! Стоит признать, что у кельтов так и не хватило то ли силы, то ли ума, чтобы совместно ему по рогам настучать. Отсюда вывод: "Цезарь крут! Руки прочь от Цезаря!"
- Какая связь между разрывом с Помпеем, смертью дочери Гая Юлия, гибелью Красса, смертью сына Цезаря, трагической гибелью самого Великого и походами против кельтов? Месть богов? Кельты теперь избранный народ? Евреям родственники, что-ли? Тогда логичен вопрос: "А чем таким важным заняты были боги кельтов в тот момент, когда Гай Юлий последовательно, племя за племенем вырезал оный вышеуказанный Избранный Народ?" Почему же тогда не вступился раньше? Нагрешили, что-ли? Тогда по отношению к кому кара господня имела место быть? Или это план свыше по сокращению поголовья, или "неисповедимы пути господни"? В общем, имхо, теория о связи личных трагедий Гая Юлия с пантеоном кельтских богов, иже как и с друидами, мягко говоря, бездоказательна. Вот если вы мне дадите ссылочку на источник, в котором прямо будет написано: "Пришел Луг и дал Цезарю по кумполу" (ну, или не Луг... а то, не припомню я что-то галла, кроме Астерикса %), который Гая Юлия обижал конкретно), тогда я и признаю ошибку Цезаря, и скажу: "Да, зря Цезарь галлов мочил! Не подумамши! Но зато КАК мочил!"
- Адрианов вал был, не отрицаю. Но ведь помог!
А кельты такого масштаба чего-нить строили?
- Войны с соседями... Было дело. Просто вот такие соседи нехорошие! Так и норовят прийти, все пожечь, Рим порушить, насвинячить вообще в Республике/Империи. А вы бы что с такими соседями делали? В десны бы целовали? Или это не галлы до Гая Юлия Рим жгли? И как им верить после этого? Или надо было ждать, пока они еще раз придут и порушат? Нелогично, имхо. Дело в том, что галлы сами нарвались. Вопрос стоял жестко: "Либо они, либо Рим". А как бы вы поступили?
Или у кельтов было принято интервентов с распростертыми обьятиями принимать? Гы, судя по дальнейшей истории, так оно и было! Ни Рим, ни германцев они не остановили!
- В период ранней Республики, когда оборонительно-завоевательные войны Рима еще не привели к глобальному разрастанию, у Рима тоже было мало рабов. Дык, что примечательно, обращались с ними вполне по-человечески! Это тоже факт! Имхо, существует обратно-пропорциональная зависимость между количеством рабов и отношением к ним. Т.е., чем их больше, тем хуже с ними обращаются. Где в Древней Греции хуже всего обращались с рабами? Правильно, в Спарте! А почему? Да потому, что Лакедемон - государство военное - вело больше всего войн, причем по большей части успешных, и рабов у них было больше! Что слышно о жестоком угнетении рабов у персов во времена Кира? Ничего! А что с ними вытворяли ко времени Ксеркса? Подумайте, дамы и господа, с ростом государства цена человеческой жизни падает у любого народа! Чем больше рабов, тем они дешевле! Сначала они чуть ли не члены семьи, затем - товар! Это характерный признак развития любого рабовладельческого государства! Так что жестокость по отношению к рабам - обьективный недостаток развития рабовладельческого строя в целом, а не субьективный недостаток развития Римской государственности! А посему, имхо, можно заключить, что кельтское общество (которое, стоит все же признать, было рабовладельческим), по достижении аналогичного уровня развития, вероятнее всего, пришло бы к тем же самым результатам. Ессесно, что имея всего одного-двух рабов, с которыми сам же и вкалываешь в поле, мочить их ради потехи не будешь, т.к. сам потом за них впрягаться будешь. Имея же тысячу-другую, пару-тройку ради развлечения или удовлетворения низменных потребностей завалить не страшно! Все равно завтра другого купишь! К тому же стоит принимать во внимание степень знакомства с рабом. Рабы домашние (которые всегда на виду у хозяина) имели свои привилегии, полевые, которых не то по именам, но и в лицо-то никто не помнит, будут вкалывать, вкалывать и вкалывать без отпусков, больничных, выходных и перекуров. Теперь назовите мне, пожалуйста, хоть одну причину, делающую кельтов завидным исключением из закономерности развития рабовладельческих культур!
- То, что Рим истреблял инородные племена почти под корень... ну, было дело. Это говорит об основательности подхода! Тоже не совсем минус. К тому же многие народы были все же ассимилированы и латинизированы! Если Рим не умел воевать (как вы утверждаете), чего же тогда пол Европы его стратегию и тактику перенимали?
- Ага, Рим завалил больше народу, чем кельты при жертвоприношениях. Однако, приведу такой пример: жил-был народ, ацтеками назывался. Стал оный народ крут до безобразия. И была в этом народе у жрецов власть и круть неимоверная (никого под названием "друиды" не напоминает? не друиды-ли помешали обьединиться племенам? вспомните формулу: "один народ - одна вера". а если каждый друид на себя одеяло тянет, своего бога проталкивает, тут и начинаются национальные распри). И стал, как ни странно, этот самый народ - ацтеки - самым крутым в округе. И стали они жертвы многочисленные кроваво-человеческие богам своим в благодарность приносить. И нет бы им по чуть-чуть крови отливать, да жертвы на приплод оставлять. Решили они мочить жертвы насовсем, окончательно и бесповоротно! А потом прикинули, что эдакими темпами они себя в две пятилетки изведут на жертвы, и решили: "А давайте мы лучше соседей в жертву приносить! Их у нас воон как много! Тут и за три пятилетки не управимся!" И стали. И принесли. А потом соседи кончились, и пришлось себя мочить. И пришел Кортес, и замочил жрецов, а остальные, кого жрецы замочить не успели, по джунглям диким разбежались.
Это так, к слову о том, что бывает, если жрецам сильно волю давать. Во главе должен быть вождь, а не жрец! А у кельтов у друидов сильно много власти было. Потому и государства не получилось! И слава богу! Не писали они священных текстов, чтобы не исказил никто. А толку? И что теперь от этих текстов осталось? А в устной форме разве не проще искажать? А не записывали, чтобы кто чужой не прочитал где-нибудь на полях записей что-нить вроде: "Главная тайна друидизма то, что Бога Нет!" А то так и власть друидская пошатнется! Не были они белыми и пушистыми, ибо не бывает белых и пушистых жрецов!
- А насчет сказки: если кельты были белыми и пушистыми, верили в сказки жрецов, были бесхитростными и т.д. и т.п., а государство не образовывали исключительно из любви к свободе (личной), значит не понимали, что зависимость от своего все же лучше зависимости от чужака! Имхо, народ, который сам с собой договориться не может - дети по развитию!
Ну и для полноты и развернутости ответа 2 Касс:
1. Этнос - разрозненная группа племен, каждое из которых может в произвольное время, без предупреждения товарищей смыться в неизвестном направлении, и никто про них не вспомнит, и никто не заплачет. Народ же - цельное и единое образование, осознающее себя таковым! Очень часто народ появляется примерно в одно время с государством. Пусть государство и необходимое зло, но оно необходимое. И то, что кельты ко временам Цезаря его не образовали, а предпочли оставать этносом, не чувствующим национального единства, имхо, говорит не в пользу кельтов!
2. Рим жгли неоднократно, это не секрет. Дык, ведь и Москву жгли! И что, развалилось от этого государство? Да, к моменту распада Империи Рим защищать было уже некому. Однако галлы за наезды на Рим по шапке получили, Карфаген пал, Греция огреблась! Имхо, главный плюс раннего Рима в его спосбности к мобилизации! Да, получал Рим по носу, но и отвечал на удары. А кельты кому ответили? Кому они по шапке дали? Велика доблесть и сила "бессильный", по вашим словам, Рим сжечь! А где героизм? Имхо, круть, это тогда, когда берешь и более сильного противника валишь! А ребенка обидеть не есть круто! Так что придется вам признать, что либо сила у Рима была, либо кельты были еще большими лохами, чем римляне! Получить по шапке от лоха может только еще больший лох, помните об этом!
3. В Тайге про кельтов слышали, я тому живейшее подтверждение!
Во время войны спартанцы носят одежду красного цвета... наверное, чтобы на ней не видны были следы крови...